Дело № 2-4169/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 августа 2011 года г. Омск Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Щеглакова Г.Г., при секретаре Стариковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Снурницыной Л.И. к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании решения незаконным, обязании к постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, включению в список граждан, претендующих на получение выплат, УСТАНОВИЛ: Снурницыну Л.И. обратилась в суд с названным иском, указав, что является ветераном Великой отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ст. 20, 21, 22, 23 Федерального закона «О ветеранах». Истица относится к категории граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем в рамках Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов». ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в департамент жилищной политики Администрации г. Омска с заявлением о принятии её на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации г. Омска №-п «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в постановке на учет ей было отказано в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий). Снурницыну Л.И. до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, площадью 47,9 кв. м. Указанный дом принадлежал ей на праве собственности. По состоянию здоровья и в силу преклонного возраста, а также то, что она самостоятельно себя обслуживать не может и нуждается в постороннем уходе вынуждена была переехать в г.Омск. Указанный жилой дом, принадлежавший истице, расположен на болотистой местности, нуждается в ремонте, провис потолок, перекошены оконные рамы. В доме отсутствует холодное и горячее водоснабжение, канализация, отопление печное. Водоснабжение осуществляется из колодца, расположенного в 0,5 км. от дома, ближайшая поликлиника расположена в 34 км., в районном центре, что затрудняет медицинское обслуживание. В связи с изложенными обстоятельствами истец вынуждена была переехать в <адрес>, к сыну, так как в <адрес> она проживала одна, ухаживать за ней было некому. В настоящее время сын осуществляет за ней уход, истец проживает по адресу <адрес>. Указанная квартира принадлежит на праве собственности сыну истица - Снурницыну В.К., состоит из 2-х комнат, общая площадь жилого помещения 64 кв.м., жилая - 42 кв.м., вместе с ней в квартире проживают еще 5 человек. Переезд Снурницыну Л.И. к сыну в г. Омск являлся вынужденным, связан с необходимостью постоянного ухода за ней. Считает, что факт намеренного ухудшения жилищных условий со стороны истицы отсутствует. Учитывая изложенное, просит признать отказ Администрации г. Омска в принятии истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, незаконным; обязать Администрацию г. Омска принять Снурницыну Л.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с момента фактического обращения в Администрацию г. Омска с заявлением - ДД.ММ.ГГГГ; обязать Администрацию г. Омска включить истца как ветерана Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - ДД.ММ.ГГГГ В судебное заседание истец не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, в представленном в суд заявлении просила рассмотреть дело без её участия. В судебном заседании представитель Снурницыну Л.И. - Снурницыну В.К. исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована и проживала в частном доме в <адрес>, указанный дом принадлежал ей на праве собственности. По состоянию здоровья и в силу преклонного возраста, невозможности самостоятельно себя обслуживать истец была вынуждена переехать в г. Омск к сыну, где в настоящее время и проживает. В судебном заседании представитель ответчиков - Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Чеголя Ю.Н., действующая на основании доверенностей, с иском не согласилась, указав, что оснований для постановки истца на учет нуждающихся в жилых помещениях не имелось, т.к. истцом были намеренно ухудшены жилищные условия посредством заключения договора купли-продажи дома ДД.ММ.ГГГГ Требование относительно включения истца в списки граждан на основании постановления №-п заявлено преждевременно. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, в указанных положениях поименованы ветераны Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что истец, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ветераном ВОВ (л.д. 5). ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в качестве основания указано - отсутствие установленной нормы жилой площади. На основании постановления Администрации г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п истцу было отказано в принятии на указанный учет в связи с тем, что не истек срок, предусмотренный ст. 53 ЖК РФ (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий), о чем истец была уведомлена (л.д. 10, 11). Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению в связи со следующим. Судом установлено, что Снурницыну Л.И. проживает и зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 64 кв.м (л.д.6-7, 15). В доме также имеют регистрацию сын истца Снурницыну В.К. - с ДД.ММ.ГГГГ, сноха Снурницына Л.В. - с ДД.ММ.ГГГГ, внуки Снурницын К.В. - с ДД.ММ.ГГГГ, Снурницын А.В. - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15). Указанное домостроение принадлежит на праве собственности сыну истца - Снурницыну В.К. на основании регистрационного удостоверения на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 16). Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец продала принадлежавший ей жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 47.9 кв.м по договору купли-продажи за <данные изъяты> руб. Отказывая истцу в постановке на учет нуждающегося в жилом помещении, Администрация г. Омска исходила из того, что истец намеренно ухудшила жилищные условия. Вместе с тем согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из смысла положений указанной нормы следует, что действия, направленные на ухудшение жилищных условий с целью признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, должны быть намеренными. Таких обстоятельств при рассмотрении дела судом не установлено. Из пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что жилой дом в <адрес> был неблагоустроен, расположен на болотистой местности, нуждается в ремонте, в доме отсутствует холодное и горячее водоснабжение, канализация, отопление печное, водоснабжение осуществляется из колодца, расположенного в 0,5 км. от дома, ближайшая поликлиника расположена в 34 км., в районном центре, что затрудняет медицинское обслуживание. В силу возраста и состояния здоровья истец не могла проживать в нем, в связи, с чем она продала дом в 2010 г. и переехала в г. Омск к сыну. Кроме того, необходимость в постороннем уходе по состоянию здоровья истца подтверждается медицинскими документами. Указанные обстоятельства в судебном заседании не опровергнуты. Таким образом, переезд был, вызвал объективными причинами. Суммы, полученной от продажи дома, не достаточно для улучшения жилищных условий в г. Омске. Иных жилых помещений истец, члены её семьи не имеют (л.д.18-19). В связи, с чем суд считает обоснованным доводы представителя истца о том, что заключение договора купли-продажи дома в 2010 г. не может рассматриваться как намеренные действия, направленные на ухудшение жилищных условий истца, следовательно, в отношении нее не могут применяться положения ст. 53 ЖК РФ. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Постановлением Мэра г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ №-п учетная норма площади жилого помещения для принятия лиц на чет в качестве нуждающихся в жилом помещении установлена в размере 15 кв.м. С учетом установленного в судебном заседании, исходя из общей площади жилого помещения по <адрес> (64 кв.м), а также количества лиц, зарегистрированных в нем (5), Снурницыну Л.И. является лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 15-17). Постановлением Правительства Омской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, который в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Пунктом 9 Порядка определено, что формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области. При таком положении суд считает иск Снурницыну Л.И. подлежащим удовлетворению. Доводы представителя Администрации г. Омска о преждевременном заявлении требований относительно включения истца в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п, суд считает необоснованными. На основании ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы и органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Снурницыной Л.И. удовлетворить. Признать отказ Администрации города Омска в принятии Снурницыной Л.И. на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, незаконным. Обязать Администрацию города Омска принять Снурницыной Л.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с момента фактического обращения Снурницыной Л.И. в Администрацию г. Омска с заявлением - ДД.ММ.ГГГГ Обязать Администрацию г. Омска включить Снурницыной Л.И. как ветерана Великой Отечественной войны в список граждан, претендующих на получение выплат, предусмотренный п. 9 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательном виде. Судья Г.Г. Щеглаков