Дело № 2-5336/2011. Решение суда от 11.10.2011 года по иску Прокурора города Омска в интересах Скрябина Е.С. к департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Администрации города Омска



                                                                                                                          Дело № 2-5336/11

Решение

Именем Российской Федерации

11 октября 2011 года                                                                                              город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Чернышёвой И.В., при секретаре судебного заседания Ламановой К.А. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Омска в интересах Скрябина Е.С. к департаменту жилищной политики Администрации города Омска, Администрации города Омска о признании решения незаконным, возложении обязанностей по включению в список граждан на получение единовременной выплаты,

Установил:

Прокурор города Омска обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что Скрябин Е.С. является участником Великой отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст. ст. 14, 17 Федерального закона «О ветеранах» (далее по тексту Закон о ветеранах).

Постановлением Администрации города Омска от 19.04.2011 года № 357 - п «О принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» принят на учёт.

Решением комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска от 29.04.2011 года Скрябину Е.С. отказано во включении в списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» (далее - Порядок).

В обоснование отказа указано, что заявитель не имеет права на получение мер социальной поддержки в соответствии с вышеуказанным Порядком.

При вынесении решения не учтено, что согласно удостоверению серия , выданному отделом ЛАО города Омска Управления Министерства труда и социального развития Омской области 23.03.2011 года Скрябин Е.С. является участником ВОВ и имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 17, ст. 14 Закона о ветеранах, ему установлена инвалидность 2 группы по общему заболеванию, имеет благодарность за участие в боевых действиях.

Просит суд признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска от 29.04.2011 года в части отказа во включении Скрябина Е.С. в списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п «Об утверждении Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», возложить на Администрацию города Омска обязанность по включению истца в списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты с 29.04.2011 года.

В судебном заседании представитель Прокуратуры города Омска Илякин И.О. требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.

Скрябин Е.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом.

В судебном заседании представитель департамента жилищной политики администрации города Омска, Администрации города Омска Чеголя Ю.Н., действующая на основании доверенностей, требования истца не признала, сославшись на отсутствие оснований для их удовлетворения. Указала, что категория граждан к которой относится Скрябин Е.С. подлежит обеспечению жилыми помещениями только в случае выселения их из занимаемых служебных помещений, чего в данном случае не имело места быть.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Скрябин Е.С. является ветераном - участником Великой Отечественной войны (удостоверение серии ВВ ), а также инвалидом второй группы (справка серии ВТЭ-5 № ).

В соответствии с удостоверением ветерана участника Великой Отечественной войны Скрябин Е.С. имеет право на получение льгот в соответствии со ст. 2, п. 1 п/п 3 ст. 17, ст. 14 Закона о ветеранах.

Постановлением Администрации г. Омска от 19.04.2011 года № 357-п «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Скрябин Е.С. принят на соответствующий учёт /л.д. 44/.

25.04.2011 года Скрябин Е.С. в лице представителя Герасимовой Г.Е. обратился в Администрацию города Омска с заявлением о включении его в списки граждан, претендующих на получение социальных выплат в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п «Об утверждении Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» /л.д. 21/.

29.04.2011 года решением комиссии по жилищным вопросам Департамента жилищной политики Администрации города Омска (протокол от 29.04.2011 г. № 27 (2) Скрябину Е.С. отказано во включении в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в 2011 году по городу Омску, как лицу, не имеющему права на получение мер социальной поддержки.

В соответствии с положениями ст. 2 Закона о ветеранах к участникам ВОВ относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.

Кроме того, согласно удостоверению Скрябина Е.С., указанного выше, последний имеет право на льготы, предусмотренные ст. 14 Закона о ветеранах.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона о ветеранах участникам Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.

Указ Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» предписывает, завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны.

На основании положений ч.ч. 1, 11 ст. 23.2 Закона о ветеранах полномочия Российской Федерации по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми определяется порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанной категории граждан.

В соответствии с п. 1.1 ст. 3 Закона Омской области от 28.12.2005 г. № 722-0З «О государственной политики Омской области в жилищной сфере» определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с ФЗ «О ветеранах» отнесено к полномочиям Правительства Омской области.

Во исполнение указанного закона 26.07.2006г. постановлением Правительства Омской области № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Пунктом 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки определено, что обеспечение участников Великой Отечественной войны жилыми помещениями может осуществляться либо путем предоставления жилья по договору социального найма (в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством), либо путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.

При этом, п. 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки, что право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями имеют участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

При решении вопроса о возможности включения Скрябина Е.С. в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в 2011 году по городу Омску, комиссия по жилищным вопросам Департамента жилищной политики Администрации г. Омска руководствовалась только положениями ч. 4 ст. 17 Закона о ветеранах, в соответствии с которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Вместе с тем, комиссией по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации г. Омска не учтен тот факт, что в соответствии с удостоверением участника - ветерана Великой Отечественной войны Скрябин Е.С. имеет также право на льготы, предусмотренные ст. 14 Закона о ветеранах.

Определением Конституционного суда РФ от 04.04.2006 № 89-о установлено, что действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная ФЗ «О ветеранах», включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов.

Так, наибольший объем мер социальной защиты устанавливался для инвалидов войны (статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах «а» - «ж», «и» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона о ветеранах, то есть лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью «За оборону Ленинграда», инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (статья 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17).

Вместе с тем, статьей 15 данного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (часть вторая данной статьи в первоначальной редакции, пункт 2 - в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 40-ФЗ).

Государственными органами, уполномоченными устанавливать порядок реализации прав и льгот ветеранов, названное нормативное положение первоначально трактовалось как относящееся только к лицам, которым адресована часть первая статьи 15, а именно участникам Великой Отечественной войны, перечисленным в подпунктах «а» - «ж» пункта 1 части второй его статьи 2 (пункт 12 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, иных категорий граждан, установленных Закона о ветеранах, изданной 26 июля 1995 г. Министерством социальной защиты населения РФ, Министерством обороны РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной пограничной службой РФ, Министерством транспорта РФ, Министерством путей сообщения РФ, Министерством связи РФ, Министерством культуры РФ и зарегистрированной в Министерстве юстиции РФ 18 августа 1995 года № 934).

Между тем упоминание участников Великой Отечественной войны - без деления на отдельные категории - как в названии статьи 15 «Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны», так и в тексте данного нормативного положения допускало распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодателем к участникам Великой Отечественной войны (статья 2 Закона о ветеранах).

Частью 4 статьи 14 Закона о ветеранах установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

С учетом изложенного, суд считает, что Скрябин Е.С. вправе быть обеспечен жилым помещением как инвалид - участник Великой Отечественной войны в соответствии с положениями Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941 - 1945 годов», признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Таким образом, решение комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска от 29.04.2011 года в части отказа во включении Скрябина Е.С. в списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п «Об утверждении Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» не может являться законным.

На основании изложенного, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным решение комиссии по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска от 29 апреля 2011 года в части отказа во включении Скрябина Е.С. в списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п «Об утверждении Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов».

Обязать Администрацию города Омска включить Скрябина Е.С. в списки граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты, в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п «Об утверждении Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» с 29 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья:                                                                                       

-32300: transport error - HTTP status code was not 200