Дело № 2-5028/11 Решение Именем Российской Федерации 12 октября 2011 года Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре Н.В. Хруниной рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цехановской Л.А. к Администрации города Омска об оспаривании решения органа местного самоуправления, восстановлении нарушенного права, Установил: Цехановская Л.А. обратилась в суд с названным иском к Администрации г. Омска, указывая, что являясь вдовой участника ВОВ – Ц.П.Ф., умершего ......., обратилась в Администрацию г. Омска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для получения жилья, при этом, к заявлению были приложены все необходимые документы. Однако Постановлением Администрации г. Омска истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что ей представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете. Данный отказ считает незаконным, так как до переезда в г. Омск истец проживала в деревне в принадлежащем ей доме, однако 07.07.2006 года, по причине нахождения в преклонном возрасте и наличием необходимости в постоянном постороннем уходе и проживания в благоустроенном жилом помещении, была вынуждена продать принадлежащий ей дом и переехать в город к дочери. Таким образом, переезд был вынужденным. На основании изложенного, со ссылкой на положения ст. 49, 52, 54 ЖК РФ, просит признать незаконным Постановление Администрации г. Омска № 752-п от 14.07.2011 года, обязать Администрацию г. Омска принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечен Департамент жилищной политики Администрации г. Омска. В судебное заседание истец Цехановская Л.А. – не явилась, извещена надлежаще, в представленном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В судебном заседании представители истца Батурина Л.П., действующая на основании доверенности, Закурдаева М.Б., допущенная к участию в процессе в порядке п. 6 ст. 39 ГПК РФ уточнили заявленные ране требования, просили признать постановление Администрации города Омска № 752-п от 14.07.2011 года в части отказа Цехановской Л.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным; признать Цехановскую Л.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; обязать Администрацию города Омска принять Цехановскую Л.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 21.06.2011 года. Заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным выше. В судебное заседание представители ответчиков Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска – не явились, извещены надлежаще, письменного отзыва не представили. Выслушав представителей истца, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Положениями ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 12.01.1995 года (с изменениями от 09.12.2010 г.) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны. В соответствии с п/п 3 п. 1 ст. 15 указанного ФЗ участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Таким образом, действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категории граждан - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в указанных положениях поименованы ветераны Великой Отечественной войны и вдовы Участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что истец Цехановская Л.А., ....... года рождения, является вдовой участника Великой Отечественной войны Ц.П.Ф., умершего ....... года, что также подтверждается материалами дела. /л.д. 4,5, 8/. 21 июня 2011 года Батурина Л.П., действующая в интересах Цехановской Л.А. на основании доверенности, обратилась в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением Администрации г. Омска от 14 июля 2011 года № 752-п Цехановской Л.А. было отказано в принятии на указанный учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с тем, что ей представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете /л.д. 11/, о чем истец была уведомлена письмом Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 14.07.2011 года. Не согласившись с данным постановлением, Цехановская Л.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением. Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела, а также установлено в судебном заседании, до июля 2006 года Цехановская Л.А. являлась собственником приусадебного земельного участка и расположенного на нем жилого дома, находящихся по адресу: <адрес>, и проживала в указанном доме. 07.07.2006 года на основании договора купли-продажи Цехановская Л.А. продала указанные объекты недвижимости /л.д. 6-7, 9/ и была вынуждена переехать в г. Омск к своей дочери – Батуриной Б.Л.П. по причине нахождения в преклонном возрасте и нуждаемости в постороннем уходе. С 18.07.2007 года по настоящее время Цехановская Л.А. проживает в квартире № по <адрес>, где зарегистрирована с 29.05.2009 года. Указанное жилое помещение принадлежит на праве общей долевой собственности дочери истца – Б.Л.П. (1/2 доли) и внучкам истца – Б.И.И., Б.Т.И. по ? доли. При этом по сведениям ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» от 01.06.2011 года Цехановская Л.А. в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится. Из копии лицевого счета квартиры № по <адрес> следует, что постоянно в квартире зарегистрированы три человека: Б.Л.П., Б.Т.И и Цехановская Л.А. Согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отказывая истцу в постановке на учет нуждающейся в жилом помещении Администрация г. Омска исходила из того, что Цехановская Л.А. обеспечена общей площадью жилого помещения, с учетом Постановления Мэра города Омска от 06.05.2005 года № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма», в соответствии с которым, в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 15 кв.м. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля внучка истца – Б.Т.И. суду пояснила, что истец (ее бабушка), ранее проживала в принадлежащем ей доме, который являлся неблагоустроенным, однако в силу своего преклонного возраста и нуждаемости в постоянном постороннем уходе, бабушка была вынуждена переехать в трехкомнатную квартиру № по ул<адрес>, принадлежащую ей, ее матери и сестре на праве общей долевой собственности. Бабушка проживает с ней в одной комнате с целью осуществления надлежащего ухода за ней после перенесенного инсульта. Свидетель К.С.В.. так же подтвердила факт того, что около 5-6 лет истец проживает квартире № по <адрес>, вместе со своей дочерью Б.Л.П. и внучкой. При этом у суда отсутствуют основания сомневаться в показаниях данных свидетелей, поскольку они предупреждены судом в установленном порядке об ответственности по ст. 307, 308 УК РФ, данные ими показания не противоречат пояснениям представителей истца, а также документам, находящимся в материалах дела. Таким образом, представленные сторонами доказательства в их совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что истец Цехановская Л.А. проживает в квартире № по <адрес> длительный период времени - с лета 2006 года, зарегистрирована в указанном жилом помещении с 29.05.2009 года, продажа и выезд из принадлежащего истцу ранее жилого помещения носили вынужденный характер. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Частью 2 ст. 51 ЖК РФ установлено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является учетной нормой площади жилого помещения, размер которой устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением Мэра г. Омска от 06.05.2005 г. № 251-п учетная норма площади жилого помещения для принятия лиц на чет в качестве нуждающихся в жилом помещении установлена в размере 15 кв.м. С учетом изложенного, учитывая общую площадь жилого помещения № по <адрес> (62,30 кв.м.), а также количество лиц, зарегистрированных и фактически проживающих в нем (3), суд приходит к выводу о том, что Цехановская Л.А. является лицом, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и подлежит принятию на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 21 июня 2011 года, т.е. с момента фактического обращения в Администрацию г. Омска с заявлением о принятии на данный учет. Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения ФЗ № 79 от 06.05.2010 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах», обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения. Пунктом 2 указанного ФЗ закреплено, что действие положений подпункта 4 пункта 1 статьи 14, подпункта 3 пункта 1 статьи 15, подпункта 4 статьи 17, подпункта 3 пункта 1 статьи 18 и подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года. При этом Федеральным законом «О ветеранах», в редакции, действующей на момент рассмотрения данного спора, установлено, что участники Великой Отечественно войны, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. При таких обстоятельствах, суд считает, что Цехановская Л.А. имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо, имеющее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. В связи с чем, суд считает требование истца о признании незаконным постановления Администрации города Омска № 752-п от 14.07.2011 года в части отказа Цехановской Л.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подлежащим удовлетворению. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Признать постановление Администрации города Омска № 752-п от 14 июля 2011 года в части отказа Цехановской Л.А. в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным. Признать Цехановскую Л.А. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Обязать Администрацию города Омска принять Цехановскую Л.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 21 июня 2011 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова