Дело № 2-4640/2011. Решение от 13.10.2011г. по заявлению Мария А.И. к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска



Дело № 2-4640/11

Решение

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующей судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Мария А.И. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска о признании незаконным отказа и возложении обязанности по продлению срока действия разрешения на строительство,

Установил:

Марий А.И. обратился в суд с названным заявлением, указывая, что 30.12.2008 года Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска ему было выдано разрешение на строительство на возведение четырехэтажной пристройки к зданию магазина, находящегося по адресу: <адрес>, назначение пристройки: для увеличения торговых площадей и размещения экспресс-кафе, сроком действия до 01.01.2010 года. Строительство велось в соответствии с проекторной документацией в срок действия разрешения. В июле 2011 года заявитель обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о продлении срока действия указанного разрешения на строительство. Письмом от 04.08.2011 года Департамент проинформировал заявителя о том, что продление срока действия выданного ему ранее разрешения на строительство невозможно, в связи с тем, что срок его действия истек 01.01.2010 года. С данным отказом заявитель не согласен, считает необоснованным и незаконным, так как в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления, кроме того, считает, что установленный положениями ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ срок для подачи заявления не является пресекательным и его пропуск не может служить безусловным основанием для отказа в продлении разрешения на строительство. При этом шестидесятидневный срок для подачи заявления о продлении разрешения на строительство был пропущен им по уважительным причинам, поскольку в указанный период возник сопор, а в дальнейшем и судебное разбирательство относительно законности строительства указанной выше пристройки. 28.07.2010 года кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда решение Ленинского районного суда г. Омска от 27.05.2010 года отменено, исковые требования прокурора ЛАО г. Омска <данные изъяты> о признании незаконными его действий по использованию торцевой стеной жилого дома, прекращению использования торцевой стены, восстановлению вырубленной части фундамента и капитальной стены дома по <адрес> оставлены без удовлетворения. На основании изложенного, со ссылкой на положения ст. 8, 51 Градостроительного кодекса РФ, просит признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска в продлении срока действия разрешения на разрешения на строительство четырехэтажной пристройки к зданию магазина, находящегося по адресу: <адрес>, выданного 30.12.2008 года; обязать Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска продлить указанное разрешение на строительство на 24 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание заявитель Марий А.И. – не явился, извещен надлежаще, в представленном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель заявителя Крюкова Ю.Р., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.

В судебном заседании представитель Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска Якимова Т.Ю., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку в случае нарушения процедуры, установленной ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, возможность продления разрешения на строительство отсутствует. Марий А.И. обратился в Департамент архитектуры с заявлением о продлении разрешения на строительство 29.07.2011 года, то есть по истечению 19 месяцев после наступления срока обращения за продлением разрешения на строительство, установленного Градостроительным кодексом РФ. Тем самым заявителем был нарушен порядок, предусмотренный п. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, при этом градостроительным законодательством не предусмотрено каких-либо оснований для продления срока действия разрешения на строительство, предусмотрена лишь возможность продления при соблюдении порядка - обращения в уполномоченный орган не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. Исходя из буквального толкования положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ Департамент архитектуры пришел к выводу о невозможности продления срока действия разрешения на строительство от 30.12.2008 года. Представлен письменный отзыв. /л.д. 31/.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 254 Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Положениями ст. 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В силу ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (далее по тексту – Градостроительный кодекс Российской Федерации), законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Положениями п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности.

Постановление Мэра г. Омска от 10.08.2005 г. № 396-п «О Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска» утверждено Положение о Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, в соответствии с п. 13 ст. 18 которого, к функциям Департамента в сфере градостроительной деятельности относится выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства, за исключением объектов индивидуального жилищного строительства, или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно ч. 1, 7, 11, 16, 19 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса;

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

Как следует из материалов дела, на основании заявления от 23.12.2008 года Марию А.И. Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска 30 декабря 2008 года было выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства – четырехэтажной пристройки к зданию магазина, расположенного по адресу: <адрес>, для увеличения торговых площадей и размещения экспресс-кафе, сроком действия до 01 января 2010 года. /л.д. 6/.

29 июля 2011 года Марий А.И. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с заявлением о продлении срока действия указанного разрешения на строительство. /л.д. 33-34/.

Рассмотрев обращение Мария А.И. по вопросу продления срока действия разрешения на строительство, письмом от 04.08.2011 года Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска уведомил заявителя о том, что продление разрешения на строительство пристройки не возможно, поскольку срок его действия истек 01.01.2010 года. При этом Департаментом было разъяснено, что для выдачи нового разрешения на строительство (взамен утратившего срок действия) заявителю необходимо направить в Департамент заявление о выдаче разрешения на строительство пристройки, приложив к нему пакет документов, предусмотренных п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации /л.д. 12/.

Считая данный отказ Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска незаконным и необоснованным, Марий А.И. обратился в суд с настоящим заявлением.

В силу ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

Из материалов дела следует, что с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство объекта капитального строительства – четырехэтажной пристройки к зданию магазина, расположенного по адресу: <адрес>, Марий А.И. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска 29.07.2011 года, то есть спустя почти 19 месяцев с момента наступления срока, установленного ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Проанализировав вышеназванные нормы права, суд считает, что федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения на строительство обязан проверить начато ли строительство объекта.

Вместе с тем, суду представлено заявление Мария А.И. от 05.02.2011 в департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с просьбой выдать копии проектной документации по объекту : <адрес> в связи с их утратой.

16.02.2011 департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска по результатам вышеназванного обращения сообщает, что в функции департамента входит выдача сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, до настоящего времени сведения и копии проектной документации по указанному объекту в департамент не передавались. Для получения копий документов рекомендовано обратиться в проектную организацию, осуществлявшую разработку данного проекта.

В судебном заседании представителем заявителя указано на то, что необходимая проектная документация Марием А.И. утрачена в ходе многочисленных судебных разбирательств, также при обращении в органы прокуратуры.

Вместе с тем, в судебном заседании представителем заявителя суду также не представлены доказательства, свидетельствующие о проведении строительных работ, в том числе технический паспорт объекта незавершенного строительства по состоянию на 25.07.2011 (дата обращения в департамент), кадастровый паспорт объекта незавершенного строительства, из содержания которых усматривалась бы готовность объекта незавершенного строительства.

Вышеперечисленные документы также не были представлены и в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.

Таким образом материалами дела подтверждено, что заявителем было начато строительство четырехэтажной пристройки, однако суд считает, что в целях пресечения возможных злоупотреблений со стороны застройщика в продлении срока действия разрешения на строительство, при отсутствии сведений в департаменте об осуществлении строительства, возможности проверки соответствия проектной документации предъявляемым законом требованиям, отсутствие данных об изменении правового режима разрешенного использования земельного участка, значительный период пропуска срока, установленного положениями п.20 ст. 51 ГрК РФ (19 месяцев) суд считает отказ департамента в продлении срока разрешения на строительства законным и обоснованным.

При этом суд учитывает конкретные обстоятельства данного спора, в частности судебными актами установлено, что фактически осуществлено строительство четырехэтажной пристройки к жилому дому по <адрес> с отступлением от проектной документации, однако фактически департаментом 30.12.2008 года выдано разрешение на строительство четырехэтажной пристройки к зданию магазина, находящегося по адресу: <адрес>.

Ссылку представителя заявителя на уважительность причин пропуска срока, связанных с рассмотрением Ленинским районным судом г. Омска искового заявления к Марию А.И. о признании незаконными его действий по использованию торцевой стены жилого дома, прекращению использования торцевой стеной, восстановлению вырубленной части фундамента и капитальной стены дома по <адрес>, суд находит несостоятельной. Как видно из материалов гражданского дела, названное исковое заявление принято к производству Ленинским районным судом г. Омска 18.12.2009 года, шестидесятидневный срок, установленный положениями п.20 ст. 51 ГрК РФ истек 01.11.2009 года. Иных доказательств, подтверждающих невозможность подачи соответствующего заявления, либо препятствий для его принятия со стороны департамента суду не представлено.

В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований заявителя в полном объеме.

При этом данное решение суда не является препятствием для реализации Марием А.И. права на получение нового разрешения на строительство (взамен утратившего срок действия) в порядке, установленном градостроительным законодательством, путем обращения в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска с соответствующим заявлением с приложением к нему пакета документов, предусмотренных п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления Мария А.И. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска о признании незаконным отказа и возложении обязанности по продлению срока действия разрешения на строительство отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.В. Ямчукова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200