Дело № 2-3940/11 по иску Прокурора ОАО г. Омска в интересах Копеева М.Ш. к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска



Дело № 2-3940/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2011 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В., при секретаре Бурьян Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора октябрьского административного округа города Омска в интересах Копеева М.Ш. к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор ОАО г. Омска обратился в суд в интересах Копеева М.Ш. с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, утверждая, что Копеев М.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот. <данные изъяты>». В связи с тем, что при определении Копеева М.Ш. в государственное учреждение для детей-сирот в ДД.ММ.ГГГГ году какое-либо жилое помещение за ним не закреплялось, Копеев М.Ш. обратился в отдел по учету и распределению жилой площади администрации Октябрьского АО г. Омска с заявлением о постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в получении жилой площади. Постановлением исполняющегося обязанности Мэра г. Омска от 15 апреля 2010 года № 293-П Копеев М.Ш. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. На основании сведений о перерегистрации и движении очереди, отраженных в карточке очередника на 2011 год, Копеев М.Ш. находится в общем списке за , во внеочередном за . По сведениям Управления Росреестра по Омской области, ГП ОО «ОЦТИиЗ» истец в качестве собственника жилого помещения не значится. В настоящий момент Копеев М.Ш. проживает без регистрации по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, случаев. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 4, 5 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 данного ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ст. 5 Закона Омской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области» от 17.11.1995 г., предусмотренные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами Омской области. Согласно ст. 13 указанного Закона Омской области, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Финансирование мер по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств, предусмотренных в областных целевых программах по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках бюджетных ассигнований. В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» от 28.12.2005 г. № 722, к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений. Согласно Положению о Министерстве образования Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 г. № 63 «Об утверждении положения о министерстве образования Омской области», задачей Министерства является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокурор ОАО г. Омска просит обязать Администрацию города Омска, Департамент жилищной политики Администрации г. Омска предоставить Копееву М.Ш. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке, за счет субвенций, предоставляемых из Омского областного бюджета.

В ходе судебного разбирательства представитель прокурора ОАО г. Омска Маркова В.В., действующая по доверенности, требования поддержала. В обоснование заявленных требований указал следующее. В силу ст. 7 Закона Омской области от 11.07.2006 г. «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства Омской области» установленные законом меры социальной поддержки, в том числе, меры социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами Омской области. В соответствии со ст. 11 названного закона обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в них, производится в соответствии с законом Омской области. Законом Омской области от 16.11.2006 г. «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок, обеспечения жилой площадью по договорам социального найма, проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии с п. 2 ст. 1 названного закона Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма, в том числе указанных в п. 1 настоящей статьи граждан; средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Функции по распределению объектов муниципального жилищного фонда г. Омска возложены на Департамент жилищной политики Администрации г. Омска, согласно Постановлению Мэра г. Омска от 04.08.2006 г. № 239-п «О некоторых вопросах учета и распределения муниципального жилищного фонда». Согласно Положению о Министерстве образования Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 г. № 63 «Об утверждении положения о министерстве образования Омской области», задачей Министерства является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает в соответствии с федеральным и областным законодательством меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В судебном заседании Копеев М.Ш. требования поддержал в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Чеголя Ю.Н., действующая по доверенности, просила в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать. В обоснование своих возражений указала следующее. В соответствии с ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот является расходным обязательством субъектов РФ. Кодексом Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. В соответствии с ч. 7 ст. 19 ФЗ положения законов субъектов РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта РФ о бюджете РФ на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий. В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс РФ устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта РФ. В соответствии со ст. 17 Кодекса Омской области средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Постановлением Мэра г. Омска от 06 мая 2005 г. № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма» установлена норма предоставления по г. Омску в размере 18 кв. метра. Пунктом 4 ст. 7 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 18 кв. метра общей площади жилья на одного члена семьи и 33 кв. метра – на одиноко проживающего человека. Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что расходные обязательства субъекта РФ возникают, в том числе в результате принятия законов и (или) иных нормативно-правовых актов субъекта РФ, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта РФ межбюджетных трансфертов, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъекта РФ. Соответственно, самостоятельные расходные обязательства, предусмотренные ст. 86 БК РФ, у муниципального образования городской округ город Омск Омской области отсутствуют. Таким образом, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области финансовых средств. У Администрации г. Омска имеются основания для предоставления жилого помещений Копееву М.Ш. только согласно его очереди, в случае же предоставления ему жилого помещения во внеочередном порядке, будут нарушены права других очередников.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства образования Омской области Оркиш Т.М., действующая по доверенности, просила в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать. Возмещение расходов по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот не относится к расходным обязательствам Омской области, а возложено на органы местного самоуправления. Реализация данной меры социальной поддержки не относится к расходным обязательствам субъектов РФ, так как к расходным обязательствам субъектов РФ отнесено обеспечение жилыми помещениями только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поставленных на учет до достижения 18-летнего возраста.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерства финансов Омской области не явился, извещен надлежаще о времени и месте рассмотрения дела, представили отзыв, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что Копеев М.Ш. <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Постановлением исполняющегося обязанности Мэра г. Омска от 15 апреля 2010 года № 293-П Копеев М.Ш. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В настоящий момент Копеев М.Ш. проживает без регистрации по адресу: <адрес>, а зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 22).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями ст. 8 ФЗ №157 установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом, исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона – статьей 8 относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

При этом, положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки – предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

П. 14 Закона Омской области от 11 июля 2006 г. N 767-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Омской области" установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в них, производится в соответствии с законом Омской области.

Постановлением Законодательного Собрания Омской области № 314 от 02.11.2006 г. принят Закон Омской области № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.11.2006 года.

Законом Омской области от 16.11.2006 г. «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 названного Закона Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма указанный категорий граждан.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Копеев М.Ш. обратился с заявлением о принятии его на учет (очередь) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения жилой площади на состав семьи один человек. Постановление исполняющего обязанности Мэра г. Омска от 15 апреля 2010 года № 293-п Копеев М.Ш. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно сведениям, представленным Управлением Росреестра Омской области, ГП «Омский центр ТИЗ» Копеев М.Ш. как собственник недвижимого имущества по г. Омску и Омской области не зарегистрирован.

В соответствии со ст. 3 Закона «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств ежегодно предусматриваемых в областном бюджете в виде субвенций, размер субвенций определяется по установленной названным Законом формуле. Средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Во исполнение Закона Омской области «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст. 31 Закона Омской области «Об областном бюджете на 2007 год» от 02.11.2006 г. установлены размеры субвенций выделяемых из Областного фонда компенсаций на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, согласно решению Омского городского совета № 417 от 20.12.2006 г. « О бюджете г. Омска на 2007 год», указанные субвенции включены в доходную часть бюджета г. Омска.

При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Копеева М.Ш. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет субвенций, выделяемых из Областного фонда компенсаций на осуществление полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина в размере 2 000 рублей подлежит взысканию с Администрации г. Омска в федеральный бюджет.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию города Омска предоставить во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм Копееву М.Ш. благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней после изготовления решения в окончательном виде.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200