Дело № 2-2368/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 мая 2011 года г. Омск Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В., при секретаре Стариковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах Островской Н.Ю. к Администрации г. Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор ЛАО г. Омска обратился в суд в интересах Островской Н.Ю. с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, утверждая, что Островская Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет <данные изъяты>. Постановлением мэра г. Омска от 14.02.2007 г. № 46-п Островская Н.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма. В предоставлении жилого помещения ей отказывают, мотивируя тем, что свободные жилые помещения отсутствуют. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, случаев. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п.2 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст. 4, 5 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 данного ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ст. 5 Закона Омской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области» от 17.11.1995, предусмотренные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами Омской области. Согласно ст. 13 указанного Закона Омской области, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Финансирование мер по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств, предусмотренных в областных целевых программах по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках бюджетных ассигнований. В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» от 28.12.2005 № 722, к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений. Согласно Положению о Министерстве образования Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 № 63 «Об утверждении положения о министерстве образования Омской области», задачей Министерства является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время Островская Н.Ю., не имея собственного жилья, которое в силу законодательства РФ была обязана предоставить Администрация города Омска, зарегистрирована по адресу БОУ <адрес> проживает по адресу: <адрес>. Прокурор ЛАО г. Омска просит обязать Администрацию города Омска, Департамент жилищной политики Администрации г. Омска предоставить Островской Н.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке, за счет субвенций, предоставляемых из <адрес> бюджета. Взыскать государственную пошлину в федеральный бюджет в установленном законом размере. В ходе судебного разбирательства прокурор ЛАО г. Омска требования поддержала. В обоснование заявленных требований указывает следующее. В силу ст. 7 Закона Омской области от 11.07.2006 г. «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства Омской области» установленные законом меры социальной поддержки, в том числе, меры социальной поддержки детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами Омской области. В соответствии со ст. 11 названного закона обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в них, производится в соответствии с законом Омской области. Законом Омской области от 16.11.2006 г. «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии с п. 2 ст. 1 названного закона Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма, в том числе указанных в п. 1 настоящей статьи граждан; средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Функции по распределению объектов муниципального жилищного фонда г. Омска возложены на Департамент жилищной политики Администрации г. Омска, согласно Постановлению Мэра г. Омска от 04.08.2006 г. № 239-п «О некоторых вопросах учета и распределения муниципального жилищного фонда». Согласно Положению о Министерстве образования Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 г. № 63 «Об утверждении положения о министерстве образования Омской области», задачей Министерства является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает в соответствии с федеральным и областным законодательством меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В судебном заседании Островская Н.Ю. требования поддержал в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В судебном заседании представитель ответчика Департамента жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В судебном заседании представитель ответчика Правительства Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил отзыв, в котором указал, что обязанность по предоставлению жилого помещения истцу должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет средств местного бюджета и просил рассмотреть дело в его отсутствие Представители третьих лиц Министерства финансов Омской области, Департамента образования Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, представили отзывы, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В судебном заседании установлено, и не оспаривается сторонами, что Островская Н.Ю., <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями ст. 8 ФЗ №157 установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона – статьей 8 относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. При этом, положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки – предоставление жилого помещения - применены быть не могут. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. П. 14 Закона Омской области от 11 июля 2006 г. N 767-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Омской области" установлено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в них, производится в соответствии с законом Омской области. Постановлением Законодательного Собрания Омской области № 314 от 02.11.2006 г. принят Закон Омской области № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.11.2006 года. Законом Омской области от 16.11.2006 г. «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии с ч. 2 ст. 1 названного Закона Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма указанный категорий граждан. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Островская Н.Ю. обратилась с заявлением о принятии его на учет (очередь) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для получения жилой площади на состав семьи один человек. Постановление мэра г. Омска от 14.02.2007 г. № 46-п Островская Н.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма (л.д. 14). Согласно сведениям, представленным ГУ ФРС по Омской области, ГП «Омский центр ТИЗ» Островская Н.Ю. как собственник недвижимого имущества по г. Омску и Омской области не зарегистрирован. В соответствии со ст. 3 Закона «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет средств ежегодно предусматриваемых в областном бюджете в виде субвенций, размер субвенций определяется по установленной названным Законом формуле. Средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Во исполнение Закона Омской области «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ст. 31 Закона Омской области «Об областном бюджете на 2007 год» от 02.11.2006 г. установлены размеры субвенций выделяемых из Областного фонда компенсаций на обеспечение жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, согласно решению Омского городского совета № 417 от 20.12.2006 г. « О бюджете г. Омска на 2007 год», указанные субвенции включены в доходную часть бюджета г. Омска. При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Островской Н.Ю. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет субвенций, выделяемых из Областного фонда компенсаций на осуществление полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Администрацию города Омска предоставить во внеочередном порядке не ниже установленных социальных норм Островской Н.Ю. благоустроенное жилое помещение за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение десяти дней с момента изготовления решения суда в окончательном виде. Судья