решение от 13.10.11 по иску Даутова к Администарции г. Омска



Дело № 2-4569/11

Решение

Именем Российской Федерации

13 октября 2011 года г. Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре Назаровой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даутова М.Ш. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики администрации г. Омска о признании бездействия незаконным, обязании принять на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты», предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма,

Установил:

Даутов М.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что является лицом, относящимся к категории детей-сирот.

Его матерью является Даутова А.Б.. Мать отказалась от ребенка в родильном доме. Об отце ему ничего неизвестно. Запись об отце в актовой записи о рождении заполнена по заявлению матери. С рождения и до достижения 10-ти летнего возраста он находился на полном государственном обеспечении в детском доме . При определении в воспитательное учреждение за ним жилое помещение не закреплялось.

Решением <данные изъяты> суда г. Омска от 24 июня 1998 года Д.А.Б. была лишена в отношении него родительских прав.

6 августа 2003 года его опекуном была назначена Шибаева Г.Б.. С указанного времени он проживает в семье опекуна (попечителя). 23 июня 2011 года ему исполнилось 18 лет. Закрепленное жилое помещение у него отсутствует.

С 2008 года попечитель занимается вопросом постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, сбором необходимых документов. Они обращались в управление опеки и попечительства департамента образования, в департамент жилищной политики, где в устной форме им сообщали, что пока департамент жилищной политики и департамент образования Администрации г. Омска не занимаются постановкой таких детей на учет, что обращение возможно по достижении ребенком 18-ти летнего возраста, т.к. отсутствует механизм постановки детей на регистрационный учет.

Осенью 2010 года в управлении органа опеки департамента образования г. Омска им сообщили, что постановка на регистрационный учет осуществляется, выдали перечень необходимых документов, предоставляемых для постановки на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

09 октября 2010 года заказным ценным письмом попечитель направила заявление в письменной форме о принятии ребенка, оставшегося без попечения родителей, на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на имя главы администрации ЦАО г. Омска, на территории которого он проживает. Это заявление было подписано также и им.

К заявлению были приложены следующие документы: копия паспорта, копия паспорта попечителя, копия свидетельства о рождении, копия справки о рождении, копия приказа органа опеки от 6 августа 2008 года д о назначении опекуном и отсутствии распоряжения о закреплении жилья, копия решения Кировского районного суда о лишении родительских прав его матери, нотариально удостоверенные, справка из ГП ОО «Омский ЦТИЗ», справка из УФРС по Омской области об отсутствии у него жилья, копия лицевого (финансового) счета, копия договора об инвестировании в подтверждение права собственности опекуна.

Наименования документов были перечислены в приложении к заявлению и в описи вложения в ценное письмо.

Документы в администрацию ЦАО г. Омска поступили и были переданы в департамент жилищной политики администрации г. Омска для рассмотрения по существу, о чем свидетельствует письмо директора департамента от 11 ноября 2010 года , которое было получено в конце ноября 2011 года.

В этом письме сообщалось, что им был предоставлен не полный пакет документов, было рекомендовано предоставить дополнительно заявление на имя мэра г. Омска, копию финансового лицевого счета, справку из Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, документы, подтверждающие нуждаемость (справку из департамента образования об отсутствии закрепленного жилого помещения).

В нарушение требований закона расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения органом местного самоуправления отсутствовала.

3 декабря 2010 года попечитель заказным письмом направила заявление на имя главы администрации г. Омска о принятии на регистрационный учет установленной формы, подписанное также им. В сопроводительном письме попечитель указала, что предусмотренные законом документы были представлены ранее, приложила также копии заявления, письма в адрес департамента образования о выдаче справки об отсутствии закрепленного жилого помещения, попросила выслать расписку о получении документов, о регистрации заявления.

Заявление от 3 декабря 2010 года департамент жилищной политики оставил без ответа.

30 апреля 2011 года попечитель направил в адрес департамента жилищной политики заявление для выяснения, в какой стадии находится рассмотрение заявления о принятии на регистрационный учет, поскольку все разумные сроки рассмотрения заявления истекли. К заявлению дополнительно приложена копия справки об отсутствии закрепленного жилого помещения, копия лицевого (финансового) счета, справка управления Росреестра по Омской области об отсутствии в собственности жилого помещения за 2011 год в подтверждение того, что состоянию на 2011 года имущественное положение не изменилось.

В конце мая 2011 года был получен ответ из департамента жилищной политики администрации г. Омска, из которого следует, что ему рекомендуется представить документы с заявлением на имя мэра г. Омска. Это письмо расценивает как нарушение его прав и интересов. Заявления, направленные в октябре и декабре 2010 года, до сих пор не рассмотрены. Считает, что действия департамента по не рассмотрению поданных попечителем в его интересах заявлений осенью 2010 года, являются незаконными.

Он до сих пор не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по социального найма, что нарушает право на получение жилого помещения в льготном порядке.

Со ссылкой на ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 4,5,8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.п. 14-17 Закона Омской области № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», ст.ст. 16,17 Закона Омской области от 28.12.2005 года № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», просил признать бездействие администрации г. Омска в лице департамента жилищной политики администрации г. Омска, выразившееся в непринятии его на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории «дети-сироты», обязать Администрацию г. Омска в лице департамента жилищной политики администрации принять его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории «дети-сироты», обязать Администрацию г. Омска предоставить ему жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств субвенций бюджета Омской области. Взыскать с Администрации г. Омска судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 2000 рублей.

В судебном заседании представитель Даутова М.Ш. Макуха О.Г., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Требование о взыскании расходов по оплате услуг представителя в сумме 2000 рублей просила не рассматривать.

Истец Даутов М.Ш. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежаще.

В судебном заседании представитель ответчиков Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Гончарова Е.Ю. исковые требовании не признала, указав, что администрация г. Омска не возражает против принятия Даутова М.Ш. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты». Однако Даутов М.Ш. должен обратиться с заявлением на имя Мэра г. Омска и приложить полный пакет документов. Поскольку 08.10.2010 года при обращении истца в администрацию ЦАО г. Омска документы были приложены не в полном объеме, заявителю было разъяснено его право вновь обратиться с аналогичным заявлением.

Указала, что в случае принятия истца на учет по категории «дети-сироты» предоставление Даутову М.Ш. жилого помещения возможно только согласно его очереди за счет средств субвенций Омской области, поскольку самостоятельные расходные обязательства, предусмотренные ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, у муниципального образования отсутствуют. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области финансовых средств.

Представители Администрации ЦАО г. Омска, третьих лиц Правительства Омской области, Министерства образования Омской области, Министерства финансов Омской области, департамента образования Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Представлены письменные отзывы.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Мотивируя решение, суд исходит из того, что истец Даутов М.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, относящимся к категории детей-сирот, что ответчик не оспаривает.

Из материалов дела следует, что матерью Даутова М.Ш. является Даутова А.Б. (л.д. 14), сведения об отце внесены в актовую запись о рождении ребенка на основании заявления матери (л.д. 15).

Решением <данные изъяты> суда г. Омска от 24 июня 1998 года Д.А.Б. лишена в отношении Даутова М.Ш. родительских прав (л.д. 12).

С рождения и до достижения 10-ти летнего возраста Даутов М.Ш. находился на полном государственном обеспечении в детском доме При определении в воспитательное учреждение за ним жилое помещение не закреплялось. В настоящее время истец закрепленной жилой площади также не имеет (л.д. 20,116).

6 августа 2003 года приказом од опекуном Даутова М.Ш. назначена Шибаева Г.Б. (л.д. 13). С указанного времени Даутов М.Ш. проживает в семье опекуна (попечителя).

23 июня 2011 года ему исполнилось 18 лет.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, БТИ Омской области Даутов М.Ш. в числе собственников объектов недвижимости не значится (л.д. 39-40).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Согласно ст. 14 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N1061-03 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» состоящие на регистрационном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

При обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи.

Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот.

Согласно ст. 16 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-03 «О

государственной политике Омской области в жилищной сфере» решение о принятии на учет (регистрационный учет) граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, принимается органом местного самоуправления Омской области по месту жительства граждан или органом местного самоуправления Омской области не по месту жительства граждан в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданином подается в орган местного самоуправления Омской области заявление о принятии на учет по установленной форме.

Для принятия на регистрационный учет ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, законным представителем ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, подается заявление о принятии ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на регистрационный учет по установленной форме согласно приложению N 4 к настоящему Закону в орган местного самоуправления Омской области по месту жительства или по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья) на момент подачи заявления о регистрации.

К заявлению о регистрации прилагаются следующие документы:

1)копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;

2) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность законного представителя ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;

3) копия свидетельства о рождении ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;

4) копии документов, подтверждающих наличие у ребенка-сироты или ребенка, оставшегося попечения родителей, статуса ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;

5)документы, подтверждающие нуждаемость ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, в жилом помещении, отсутствие у ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, закрепленного жилого помещения.

Названная выше статья предусматривает, что гражданам, подавшим заявление о принятии на учет (заявление о регистрации), выдается расписка в получении документов, указанных в настоящей статье, с указанием их перечня и даты получения органом местного самоуправления.

Заявление регистрируется органом местного самоуправления Омской области в Книге регистрации заявлений, которая ведется по установленной форме согласно приложению N 2 к настоящему Закону.

Заявление о регистрации регистрируется органом местного самоуправления Омской области в Книге регистрации заявлений законных представителей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которая ведется по установленной форме согласно приложению N 5 к настоящему Закону.

Отказ в принятии гражданина на учет (регистрационный учет) в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 52 ЖК РФ предусматривает, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Решение об отказе в принятии на регистрационный учет в отношении Даутова М.Ш. не принималось.

Согласно ст. 17 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. N 722-03 «О

государственной политике Омской области в жилищной сфере» граждане, состоящие на учете, законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на регистрационном учете, в случае изменения сведений, сказанных в документах, предусмотренных в пунктах 3, 3.1 статьи 16 настоящего Закона, в течение месяца представляют по месту учета (регистрационного учета) соответствующие документы, подтверждающие изменение сведений.

Как следует из имеющихся в деле данных, 09 октября 2010 года заказным ценным письмом попечителем Даутова М.Ш. Шибаевой Г.Б. на имя главы администрации ЦАО г. Омска направлено письменное заявление, подписанное также истцом, о принятии ребенка, оставшегося без попечения родителей, на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (л.д. 8).

Согласно приложению, а также описи вложения в ценное письмо (л.д. 8-9) к заявлению приложены следующие документы: копия паспорта истца, копия паспорта попечителя, копия свидетельства о рождении, копия справки о рождении, копия приказа органа опеки от 6 августа 2008 года д о назначении опекуном и отсутствии распоряжения о закреплении жилья, копия решения Кировского районного суда о лишении родительских прав матери истца, нотариально удостоверенные, справка из ГП ОО «Омский ЦТИЗ», справка из УФРС по Омской области об отсутствии жилья, копия лицевого (финансового) счета, копия договора об инвестировании в подтверждение права собственности опекуна.

Документы в администрацию ЦАО г. Омска поступили, и 01.11.2010 года были направлены в департамент жилищной политики администрации г. Омска для рассмотрения вопроса о принятии Даутова М.Ш. на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, что подтверждается письмом на имя директора департамента жилищной политики Администрации г. Омска (л.д. 82), и о чем свидетельствует письмо директора департамента от 11 ноября 2010 года , которое было направлено в адрес истца в конце ноября 2011 года.

В указанном письме сообщалось, что заявителем был предоставлен не полный пакет документов, было рекомендовано предоставить дополнительно заявление на имя мэра г. Омска, копию финансового лицевого счета, справку из управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, документы, подтверждающие нуждаемость (справку из департамента образования об отсутствии закрепленного жилого помещения) (л.д. 18).

В нарушение требований закона расписка в получении документов с указанием их перечня и даты получения органом местного самоуправления отсутствовала.

Тот факт, что направленные попечителем документы не были возвращены ему и имелись в департаменте жилищной политики Администрации г. Омска, ответчиком не отрицалось. Все вышеуказанные документы были представлены ответчиком в суд и обозревались в судебном заседании.

3 декабря 2010 года попечитель заказным письмом направила заявление на имя главы администрации г. Омска о принятии истца на регистрационный учет установленной формы, подписанное также Даутовым М.Ш. В сопроводительном письме попечитель указала, что предусмотренные законом документы были представлены ранее, приложила также копии заявления, письма в адрес департамента образования о выдаче справки об отсутствии закрепленного жилого помещения, попросила выслать расписку о получении документов, о регистрации заявления (л.д. 20-23).

Заявление от 3 декабря 2010 года департамент жилищной политики оставил без ответа.

После обращения в департамент образования администрации г. Омска в департамент жилищной политики им самостоятельно была направлена справка об отсутствии у Даутова М.Ш. закрепленного жилого помещения (л.д. 116).

30 апреля 2011 года попечитель Шибаева Г.Б. направила в адрес департамента жилищной политики заявление для выяснения, в какой стадии находится рассмотрение заявления о принятии на регистрационный учет, поскольку все разумные сроки рассмотрения заявления истекли. К заявлению дополнительно приложена копия справки об отсутствии закрепленного жилого помещения, копия лицевого (финансового) счета, справка управления Росреестра по Омской области об отсутствии в собственности жилого помещения за 2011 год в подтверждение того, что по состоянию на 2011 года имущественное положение не изменилось (л.д. 104-109).

В конце мая 2011 года был получен ответ из департамента жилищной политики администрации г. Омска, из которого следует, что Даутову М.Ш. рекомендуется представить документы с заявлением на имя Мэра г. Омска (л.д. 28).

Мотивируя решение, суд приходит к выводу о том, вышеуказанные требования закона Даутовым М.Ш. были соблюдены, в адрес органа местного самоуправления направлено заявление о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории «дети-сироты», приложены все необходимые документы.

Между тем, до настоящего времени Даутов М.Ш. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории «дети-сироты» не поставлен, что является нарушением его прав и законных интересов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования Даутова М.Ш. о признании бездействия администрации г. Омска в лице департамента жилищной политики администрации г. Омска, выразившееся в непринятии его на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории «дети-сироты», являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В такой ситуации и поскольку ответчиком право Даутова М.Ш. состоять на таком учете не оспаривалось, по мнению ответчика, последним лишь не соблюден порядок предоставления документов, суд считает необходимым возложить на Администрацию г. Омска обязанность принять Даутова М.Ш. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории «дети-сироты» с момента обращения.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 г. установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Исходя из анализа положений ст.ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

В соответствии со ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 3 статьи 37, пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 15 статьи 44, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса.

Положения настоящего Кодекса о наделении органов местного самоуправления Омской области государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, если данным законом предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных государственных полномочий.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению №5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с Закон Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год.

Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме 75 000 000 рублей (приложение 6).

При таких обстоятельствах и поскольку Администрация г. Омска в случае удовлетворения требований истца о постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории «дети-сироты», предоставить Даутову М.Ш. вне очереди жилое помещение отказывалась, исковые требования в этой части также не признавала, суд считает, что требования Даутова М.Ш. о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке также подлежат удовлетворению.

Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Истец при подаче искового заявления оплатил 200 рублей 00 копеек, что подтверждается кассовым чеком. Иск удовлетворен, а потому указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать бездействие Администрации г. Омска в лице департамента жилищной политики Администрации г. Омска, выразившееся в непринятии Даутова М.Ш. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории «дети-сироты», незаконным.

Обязать Администрацию г. Омска принять Даутова М.Ш. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по категории «дети-сироты».

Обязать Администрацию г. Омска предоставить Даутову М.Ш. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств субвенций бюджета Омской области.

Взыскать с Администрации г. Омска в пользу Даутова М.Ш. судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде.

Судья Сибул Ж.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200