Дело № 2-4164/11 Решение Именем Российской Федерации 05 октября 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре Березине К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Омска в интересах Коленченко О.В., Гребенщикова К.А. , Черкасовой Т.М., Терентьевой М.Н. к Администрации г. Омска о признании недействительным постановления Администрации города Омска от 30.11.2010 № 1149-п «О сносе и расселении многоквартирных домов» в части, обязании предоставить жилые помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, УСТАНОВИЛ: Прокурор ЛАО города Омска обратился в суд в защиту прав жильцов дома <адрес>, ссылаясь на то, что прокуратурой Ленинского округа г. Омска проведена проверка соблюдения жилищного законодательства, в ходе которой установлено следующее. Постановлением Администрации города Омска от 30.11.2010 № 1149-п «О сносе и расселении многоквартирных домов» (далее - Постановление) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан подлежащим сносу. Пунктом 3 Постановления собственникам жилых помещений в многоквартирных домах в срок до 30 января 2013 года рекомендовано принять меры к сносу многоквартирных домов. Пунктом 4 Постановления департаменту жилищной политики Администрации города Омска постановлено в срок до 30.01.2013 предложить гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, расположенных в указанном многоквартирном доме, жилые помещения для расселения. Заключением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу от 03.08.2010 № межведомственной комиссией города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу на основании следующего: техническое состояние многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оценивается как недопустимое; техническое состояние несущих и ограждающих строительных конструкций многоквартирного дома (при физическом износе - 67%) характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования; данный дом, 1955 года постройки, двухэтажный, кирпичный, число квартир - 12, общей площадью 822,9 кв.м, непригоден для дальнейшей эксплуатации с проживанием и подлежит сносу. Аварийное состояние дома подтверждено заключением ООО «ПЦ «Сибпроект». Таким образом, в настоящее время жилые помещения в доме <адрес> для проживания граждан непригодны. В связи с тем, что аварийное состояние жилого дома <адрес> в г. Омске создает опасность для жизни и здоровья находящихся в нем людей, предложение Администрации города Омска гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, жилых помещений для расселения в срок до 30.01.2013 считал неразумным. По аналогичным основаниям считал неразумным предложенный собственникам жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> в г. Омске Администрацией города Омска срок до 30.01.2013 года для принятия мер к сносу рассматриваемого дома. Установление срока расселения до 30 января 2013 года позволяет Администрации г. Омска уклонятся от возложенных на нее обязанностей по ликвидации на территории муниципального образования жилых домов, не позволяющих обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Со ссылкой на положения ст. 15 Конституции РФ, Положение о признании помещения жилым помещением …, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, п. 10 статьи 32, ст.ст. 1, 15, 86, 87, п. 1 ст. 89 ЖК РФ, ст. 45 ГПК РФ, прокурор с учетом уточнений от 01.09.2011 года, просил суд признать недействительным постановление Мэра г. Омска от 30.11.2010 № 1149-п «О сносе и расселении многоквартирных домов» в части срока расселения и принятия собственниками жилых помещений аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> мер к сносу аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> до 30.01.2013. Обязать Администрацию города Омска предоставить по договору социального найма в соответствии с требованиями ст. 89 Жилищного кодекса РФ для расселения Коленченко О.В., Коленченко А.М., проживающих по адресу: <адрес>, жилое помещение общей площадью не менее 15 кв.м., жилой площадью не менее 13,4 кв.м. Обязать Администрацию города Омска предоставить по договору социального найма в соответствии с требованиями ст. 89 Жилищного кодекса РФ для расселения Гребенщикова К.А. , Гребенщикова И.К. , Гребенщикова Ф.К., Гребенщиковой Т.М. , Мальцевой В.А. , проживающих по адресу: <адрес>, жилое помещение общей площадью не менее 76,8 кв.м., жилой площадью не менее 54,6 кв.м., состоящее не менее чем из 4 комнат, для расселения Терентьевой М.Н., Терентьевой А.В. , Терентьева С.А., Терентьева Ю.А., проживающих по адресу: <адрес> жилое помещение общей площадью не менее 27.6 кв.м., жилой площадью не менее 27.6 кв.м., состоящее не менее чем из 2 комнат. Судом исковые требования прокурора ЛАО г. Омска определением от 15 августа 2011 года объединены в одно производство. В судебном заседании помощник прокурора ЛАО г. Омска Бородич А.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования с учетом уточнений прокурора поддержала, просила их удовлетворить. Истцы Гребенщиков К.А., действующий также как законный представитель несовершеннолетних Гребенщикова Ф.К., Гребенщикова И.К., его представитель Ахрамович А.А., Гребенщикова Т.М., Черкасов С.С., Черкасова Т.М., Терентьева М.Н., Терентьев С.А., Мальцева В.А. полностью поддержали заявленные прокурором требования. В судебном заседании представитель Администрации города Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска - Чеснокова М.А. с иском не согласилась, пояснила, что администрация не оспаривает факт аварийности спорного жилого дома. В настоящее время проводятся мероприятия по подбору вариантов предоставления жилых помещений гражданам. По городу Омску имеется около 150 нерасселенных домов, находящихся в таком же состоянии. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №47 в полномочия органов местного самоуправления входит определение срока сноса дома и расселения граждан, такой срок определен до 30 января 2013 года. Третьи лица - Управление опеки и попечительства департамента образования Администрации города Омска, ООО ПЦ «Сибпроект», а также лица, проживающие в жилых помещениях дома <адрес> - Коленченко О.В., Коленченко А.М., Черкасов А.С., Терентьев А.В., Терентьев Ю.А. не явились, извещены надлежаще. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания. В соответствии с ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47. Согласно п. 33 указанного положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей. Из п. 34 указанного Положения следует, что жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пунктом 7 Положения установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В соответствии с распоряжением Мэра г. Омска от 24.03.2006 г. №93-р создана межведомственная комиссия г. Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Согласно Своду правил по проектированию и строительству СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» (введен в действие постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. №153) ограниченно работоспособное состояние - категория технического состояния конструкций, при которой имеются дефекты и повреждения, приведшие к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения и функционирование конструкции возможно при контроле ее состояния, продолжительности и условий эксплуатации. Недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). Аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий). С 01.01.2011 г. введен в действие национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53778-2010 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 марта 2010 г. N 37-ст), которым изъято из оценок технического состояния строительных конструкций понятие «Недопустимое состояние». В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Судом установлено, что истцы проживают в квартирах дома <адрес>. Постановлением Администрации города Омска от 30.11.2010 № 1149-п «О сносе и расселении многоквартирных домов» (далее - Постановление) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан подлежащим сносу (л.д. 12-13). Пунктом 3 Постановления собственникам жилых помещений в многоквартирных домах в срок до 30 января 2013 года рекомендовано принять меры к сносу многоквартирных домов. Пунктом 4 Постановления департаменту жилищной политики Администрации города Омска постановлено в срок до 30.01.2013 предложить гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, расположенных в указанном многоквартирном доме, жилые помещения для расселения. Указанное постановление принято, в том числе, на основании заключения межведомственной комиссии от 03.08.2010 № по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу на основании следующего: техническое состояние многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, оценивается как недопустимое; техническое состояние несущих и ограждающих строительных конструкций многоквартирного дома (при физическом износе - 67%) характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования; данный дом, 1955 года постройки, двухэтажный, кирпичный, число квартир - 12, общей площадью 822,9 кв.м., непригоден для дальнейшей эксплуатации с проживанием и подлежит сносу (л.д. 9-10). При принятии заключения межведомственной комиссией приняты во внимание технический паспорт дома, справка Министерства культуры Омской области о 22.04.2010 г. №, заключения компетентных служб, а также отчет ООО «ПЦ «Сибпроект». Согласно техническому отчету об обследовании строительных конструкций жилого дома <адрес>, составленному ООО «ПЦ «Сибпроект», несущие и ограждающие конструкции обследуемого жилого дома - наружные стены и балконы не имеют необходимой работоспособности и несущей способности и не обеспечивают безопасного пребывания в здании граждан и сохранности инженерного оборудования (пункт 6.5). Жилые помещения, расположенные в обследуемом доме, в котором имеется опасность обрушения несущих конструкций - наружных стен, а вслед за ними и перекрытий, является непригодным для проживания (п. 6.6). В обоснование заявленных требований сторона истца указывает, что действия Администрации г. Омска по установлению срока сноса и расселения до 30.01.2013 года незаконны, такой срок для расселения граждан необоснован, проживание в доме опасно. В доме проживают несовершеннолетние дети, инвалиды. В связи с чем на ответчика следует возложить обязанность по предоставлению жилых помещений до указанного срока. Из пояснений допрошенного судом главного инженера проекта ООО «ПЦ «Сибпроект» Петрова П.В. следует, что первоначальное обследование дома было проведено в 2010 г., на тот период специалисты пришли к выводам, что состояние дома аварийное. Жилые помещения, расположенные в обследуемом двухэтажном доме, в котором имеется опасность обрушения несущих конструкций, а вслед за ними, - и перекрытий, являются непригодными для проживания. В прошлом году обрушилась стена дома, что свидетельствует о его аварийном состоянии. Усиление несущих конструкций, которое было проведено частично, не исключает в настоящее время внезапного обрушения дома. Полы имеют зыбкость. Установленный срок расселения дома считал неразумным, так как дом в любой момент может обрушиться. Существует опасность пребывания в нем людей. Суд считает, что указанное состояние дома является крайним, в связи с чем нельзя допустить, чтобы техническое состояние дома, в котором проживают люди, в том числе, малолетние дети, инвалиды, перешло в состояние, при котором обрушение произойдет вновь и причинит вред жизни и здоровью людей. Таким образом, аварийное состояние дома <адрес> в г. Омске, наличие опасности для пребывания в нем людей подтверждаются отчетами ООО «ПЦ «Сибпроект», заключением межведомственной комиссии, актами ГУ Госжилстройнадзора по Омской области, выводы экспертов подтверждены в судебном заседании пояснениями специалиста. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено. Вышеуказанным положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49). В соответствии с пунктом 52 указанного Положения решение соответствующего федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке. Как отмечалось выше, постановлением Мэра г. Омска от 30.11.2010 № 1149-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» срок сноса и расселения, принятия собственниками жилых помещений многоквартирного жилого мер к сносу жилого дома <адрес> установлен до 30 января 2013 года. Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2009 г., само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности. Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома и суд может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Оценив в совокупности представленные суду доказательства, суд считает, что в судебном заседании установлено, что многоквартирный жилой дом по указанному адресу, в котором проживают истцы, представлял в 2010 г. и представляет в настоящее время опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния. При таком положении суд приходит к выводу о том, что постановление Администрации города Омска от 30.11.2010 № 1149-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части срока сноса и расселения, принятия собственниками жилых помещений многоквартирного жилого мер к сносу жилого дома <адрес> в г. Омске до 30 января 2013 года следует признать недействительным. В силу ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу. В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населённого пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире. Частью 5 ст. 15 ЖК РФ установлено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. Из приведённых положений следует, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определённого жилого помещения. Предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся. Материалами дела подтверждается, что в доме <адрес> в г. Омске на основании договоров социального найма жилые помещения используются гражданами, проживающими в следующих жилых помещениях: Гребенщиковым К.А., проживающим по адресу: <адрес>; Терентьевой М.Н., проживающей по адресу: <адрес>, Коленченко О.В., проживающей по адресу: <адрес>. Из копии лицевого счета следует, что в квартире № <адрес> проживают: Гребенщиков К.А., Гребенщиков И.К., Гребенщиков Ф.К., Гребенщикова Т.М., Мальцева В.А. (л.д. 33). Из копии лицевого счета следует, что в квартире №, <адрес> проживают Терентьев А.В., Терентьев С.А., Терентьев Ю.А., Терентьева М.Н. (л.д. 90-92). Из копии лицевого счета следует, что в комнате № <адрес> проживают Коленченко О.В., Коленченко А.М. (л.д. 15, 18). При таком положении, с учетом установленного в судебном заседании, на Администрацию г. Омска подлежит возложению обязанность по предоставлению истцам и членам их семей по договору социального найма в связи со сносом благоустроенных жилых помещений взамен занимаемых, отвечающих санитарно-гигиеническим и техническим нормам и правилам, состоящих из того же числа комнат, по общей и жилой площади не менее ранее занимаемых, находящееся в черте населённого пункта город Омск. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Признать недействительным постановление Администрации города Омска от 30.11.2010 № 1149-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части срока сноса и расселения, принятия собственниками жилых помещений многоквартирного жилого мер к сносу жилого дома <адрес> до 30 января 2013 года. Обязать Администрацию г. Омска предоставить в связи со сносом дома благоустроенные жилые помещения взамен занимаемых, отвечающие санитарно-гигиеническим и техническим нормам, находящиеся в черте населенного пункта г. Омск: Коленченко О.В., Коленченко А.М., проживающим по адресу: <адрес> - жилое помещение общей площадью не менее 15 кв. м., жилой площадью не менее 13,4 кв. м. Гребенщекову К.А., Гребенщикову И.К., Гребенщикову Ф.К., Гребенщиковой Т.М. , Мальцевой В.А. , проживающим по адресу: г. Омск, ул. Волго-Донская, 27 кв. 1, - жилое помещение общей площадью не менее 76,8 кв. м., жилой площадью не менее 54,6 кв. м., состоящее не менее чем из 4 комнат; Терентьевой М.Н., Терентьеву А.В., Терентьеву С.А., Терентьеву Ю.А., проживающим по адресу: <адрес> - жилое помещение общей площадью не менее 27,6 кв. м., жилой площадью не менее 27,6 кв. м., состоящее не менее чем из 2 комнат; Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение десяти дней после изготовления решения в окончательном виде. Судья Сибул Ж.А.