решение от 08.09.11 по иску Зверевой О.А.к Администрации города Омска



Дело № 2-4113/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 сентября 2011 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре судебного заседания Назаровой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверевой О.А. к Администрации города Омска о понуждении исполнить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома,

у с т а н о в и л:

Истец обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о понуждении исполнить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома. В обоснование требований указала, что является сособственником квартиры в многоквартирном доме <адрес> в г. Омске, и проживает по указанному адресу. Дом введен эксплуатацию в 1962 году. Срок эксплуатации в настоящее время составляет 39 лет. В период с момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт частично производился в 1970 году. Согласно ВСН 58-88 продолжительность эксплуатации здания до постановки на капитальный составляет 15-20 лет. Срок службы как отдельных элементов, так и всего дома, истек. Согласно заключению ОАО «Росжелорпроект» филиал Омского проектно-изыскательского института «Омскжелжорпроект» почти все конструктивные элементы находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта или замены.

Ссылаясь на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», просила суд обязать Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> в г. Омске, взыскать судебные расходы. Признать предложение администрации г. Омска, адресованное собственникам, о долевом участии в финансировании капитального ремонта дома, противоречащим закону. Возложить обязанность по содержанию капитально отремонтированного дома на новых собственников и новую эксплуатирующую организацию.

В судебном заседании истец заявленные требования уточнила. Просила суд обязать Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> в г. Омске. Установить в решении срок проведения капитального ремонта общего имущества дома - до 30 июня 2013 года, а также взыскать с Администрации г. Омска понесенные судебные расходы в размере 2500 рублей, из которых 2300 рублей - за юридические услуги по подготовке и изготовлению искового заявления в суд, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. В остальной части исковые требования не поддержала, просила их не рассматривать.

Представитель ответчика Администрации города Омска Бруева Е.А. исковые требования не признавала в полном объеме, представив письменный отзыв, указав, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель Администрации САО г. Омска Аношкина О.С., действующая на основании доверенности, позицию Администрации г. Омска поддержала в полном объеме.

Представитель Департамента городского хозяйства администрации города Омска Баланов О.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что все жильцы дома в настоящее время не несут бремя содержания общего имущества. Спорный объект еще до вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и на момент приватизации первого помещения в многоквартирном доме (жилые и нежилые помещения), осуществленного до передачи спорного объекта в муниципальную собственность, нуждался в капитальном ремонте. Законодателем закреплена обязанность собственника жилого помещения нести расходы на текущий и капитальный ремонт как жилого помещения, так и общего имущества многоквартирного дома. В настоящее время законодательно определен порядок проведения капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ООО «ЖКХ Сервис» Ерошенко И.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представив заявление.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Зверева О.А. является собственником квартиры , расположенной в доме <адрес> (л.д. 194).

Согласно представленному письму Департамента имущественных отношений администрации г. Омска жилой дом, 1962 года постройки, расположенный по адресу <адрес>, был включен в состав муниципальной собственности города Омска и в Реестр муниципального имущества города Омска (далее - Реестр) на основании решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 года № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска», до передачи в муниципальную собственность жилой дом числился за ПЖРЭУ № 1 (л.д. 183).

Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).

В 2009 году выполнено обследование технического состояния многоквартирного жилого <адрес>. В результате проведенного обследования конструктивов здания сделан вывод о необходимости произвести капитальный ремонт дома (л.д. 49-81).

В ходе обследования обнаружены конструкции, имеющие категорию технического состояния - недопустимое состояние: система канализации, система горячего и холодного водоснабжения (переходящее в аварийное) характеризуется снижением несущей способности и эксплуатаци¬онных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности имущества (необходимо проведение страховочных мероприятий с последующим усилением кон¬струкций). К конструкциям, имеющим категорию технического состояния - ограниченно работоспособное состояние относятся: фундаменты, наружные и внутренние стены, перекрытия, балконы, козырь¬ки, система электрооборудования, система центрального отопления (переходящее в недопусти¬мое состояние).

По итогам оценки технического состояния строительных конструкций и инженерного оборудо¬вания, зданию в целом присвоена категория технического состояния - ограниченно работоспособное. Указано, что здание нуждается в проведении ряда ремонтно-восстановительных мероприятий. При этом проектом должно быть предусмотрены следующие виды работ: обязательная установка козырьков над входами в подъезды, восстановление штукатурного и окрасочного слоя стен лестничных клеток; ремонт фасадов здания; ремонт карнизов, выборочный ремонт балконов, выполнение ремонта подвального помещения; ремонт крыши и кровли, восстановление отмостки, замена системы электрооборудования, выполнение реконструкции вентиляционных каналов выше отметки перекрытия 5-го этажа с обязательной прочисткой вентиляционных шахт и установкой зонтов на шахтах; замена системы центрального отопления, установка нового автоматизированного теплового узла с приборами учета, контроля, ре¬гулирования тепловой энергии, изоляция магистральных трубопроводов цилиндрами теплоизоляционными из мине¬ральной ваты каптированными армированной алюминиевой фольгой, демонтаж магистральных сетей и стояков систем В1,ТЗ с полной 100% заменой трубо¬проводов и полной заменой отключающей арматуры, дополнительно установить спуск¬ные вентили на стояках, установка водомерного узла со счетчиком холодной воды, фильтром и манометром, выполнение полной замены трубопроводов системы бытовой канализации, без замены санитарных приборов.

Также указано, что без проведения мероприятий по капитальному ремонту безопасная эксплуатация здания и сохранность имущества жильцов не может быть гарантирована.

Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно, возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами.

Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1962 году. Дом был передан в муниципальную собственность в 1992 году, то есть через 30 лет после ввода в эксплуатацию и через 22 года после проведения последнего частичного ремонта дома в 1970 году. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта.

Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта дома <адрес> по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, в том числе, истцам, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем возлагает на нее обязанность выполнить такой ремонт.

Расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцу в период когда, истец являлся нанимателем, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает в том числе и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, что при передаче жилого дома <адрес> в муниципальную собственность предусматривалась обязанность по проведению капитального ремонта дома бывшим собственником.

При таких обстоятельствах судом делается вывод, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска.

Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года.

Поскольку на момент приватизации первых квартир жилой дом <адрес> уже объективно нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель собственник дома Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта в указанном жилом доме.

В части предложения об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома до 30 июня 2013 года, суд с учетом мнения сторон считает возможным проведение капитального ремонта в указанные сроки.

Доказательств иного суду не представлено.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Зверева О.А. при подаче искового заявления оплатила 200 рублей 00 копеек, что подтверждается кассовым чеком (л.д. 2). Размер государственной пошлины исчислен верно, иск удовлетворен, а потому указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Кроме того, Зверева О.А. оплатила услуги юриста, связанные с составлением искового заявления и консультацией по поводу сбора необходимых документов для подачи иска в суд в общей сумме 2300 рублей, что подтверждается копиями квитанций (л.д.221-222). Суд считает, что указанные расходы также подлежат взысканию в ее пользу с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

ре ш и л:

Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в срок до 30 июня 2013 года.

Взыскать с Администрации города Омска в пользу Зверевой О.А. расходы по оплате юридических услуг - 2300 рублей, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Сибул Ж.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200