решение от 02.09.11 по иску Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации г. Омска



Дело № 2-4009/11

Решение

Именем Российской Федерации

02 сентября 2011 года

Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Сибул Ж.А. при секретаре Назаровой Г.Б. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия должностных лиц органов местного самоуправления по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления, обязании организовать на соответствующей территории сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями,

Установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обратилось в суд с иском к Администрации г. Омска, ссылаясь на то, что в ходе обследования территории, проведенного Министерством природных ресурсов и экологии Омской области (далее - Минприроды Омской области), выявлена свалка твердых коммунальных отходов с местоположением: земельный участок вдоль южной обочины автомобильной дороги по ул. 27-я Северная между улицами 7-я Северная (юго-западнее 15 м) и ул. 9-я Северная, Центральный административный округ г. Омска. Площадь свалки 350 кв. м.

Факт несанкционированного размещения отходов подтверждается актом обследования территории от 24июня 2011 года и фотоматериалами.

В настоящее время по ул. 27-я Северная от ул. 7-я Амурская до ул. 9-я Амурская образована несанкционированная свалка отходов производства и потребления.

Как показывает практика, возникновение несанкционированных свалок на указанной территории носит систематический характер, что указывает на отсутствие организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов. Ликвидация несанкционированных свалок носит эпизодический характер и напрямую зависит от обращения соответствующих органов в суд.

Систематическое складирование отходов населением в определенных (указанных) местах является результатом бездействия Администрации города Омска и его структурных подразделений по организации сбора и вывоза отходов от населения.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрацией города Омска по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде.

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области согласно Указу Губернатора Омской области «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области» от 24.01.2011 г. № 8 является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.

В связи с чем, со ссылкой на ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды», Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 г. № 8, истец просит признать незаконным бездействие ответчика по ликвидации несанкционированной свалки с указанным местоположением, обязать ответчика организовать на соответствующей территории сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями, ликвидировать свалку.

В судебном заседании представитель истца Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Азамаева О.Н., действующая на основании доверенности, с учетом представленного ответчиком акта о вывозе отходов с вышеуказанной территории требования в части возложения на ответчика обязанности по ликвидации свалки не поддержала, относительно заявленных требований о признании бездействия ответчика незаконным и обязании ответчика организовать на соответствующей территории сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями просила вынести решение на усмотрение суда, указала, что иск подан надлежащим лицом.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Омска Батракова И.А., действующая на основании доверенности, считала заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку Администрация ЦАО г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска, которой делегируются полномочия по решение вопросов местного значения на территории административного округа города Омска, в том числе, и по организации на территории округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов. Полагала, что Администрация города Омска является по настоящему делу ненадлежащим ответчиком.

Свалка твердых коммунальных отходов с местоположением: земельный участок вдоль южной обочины автомобильной дороги по ул. 27-я Северная между улицами 7-я Северная (юго-западнее 15 м) и ул. 9-я Северная, Центральный административный округ г. Омска являлась несанкционированной. Обязанность по организации планового вывоза мусора с территории, на которой она возникла, отсутствует, поскольку невозможно заранее определить место нового возникновения несанкционированной свалки. Соответственно, работы по ликвидации несанкционированных свалок могут быть осуществлены после их обнаружения. Доказательств того, что Администрации г. Омска было известно о наличии вышеуказанной несанкционированной свалки до подачи искового заявления, Министерством природных ресурсов и экологии Омской области не имеется, фактически свалка была ликвидирована.

Мероприятия, отнесенные к ведению органов местного самоуправления в области контроля по организации на территории городского округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов выполняются в полном объеме, доказательства обратного в материалах дела отсутствуют. В связи с чем, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме. Представила письменный отзыв. Также считала, у суда имеются основания для прекращения производства по делу, поскольку иск заявлен ненадлежащим лицом.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации ЦАО г. Омска - Ляшко Е.В., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования не признал, считая их необоснованными, указав следующее. Администрация ЦАО г. Омска является структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления Администрации г. Омска и осуществляла свою деятельность в соответствии с Положением об администрации Центрального административного города Омска, утвержденным постановлением Мэра города Омска от 31.12.2008 № 1198-п «Об администрации административного округа города Омска», в настоящее время - в соответствии с Положением об администрации ЦАО г. Омска, утвержденным Омским городским советом № 423 от 29.06.2011 года.

Постановлением Администрации города Омска от 29.04.2011 409-п «О создании бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» создано данное бюджетное учреждение (далее - Бюджетное учреждение) путем изменения типа существующего Автономного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» с сохранением основных целей его деятельности. В соответствии с вышеуказанным постановлением Администрации города Омска администрация округа является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, уполномоченным осуществлять функции и полномочия учредителя Бюджетного учреждения. В установленном порядке администрацией округа для Бюджетного учреждения сформировано муниципальное задание в соответствии с предусмотренной его Уставом основной деятельностью, а также предусмотрены при формировании бюджетной заявки на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) ассигнования на выполнение муниципального задания Бюджетного учреждения. В рамках указанного муниципального задания Бюджетным учреждением осуществляется необходимый комплекс мероприятий по сбору и вывозу отходов на территории округа. Бюджетным учреждением ежедневно осуществляется деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с территории округа в соответствии с титульным списком объектов внешнего благоустройства, подлежащих содержанию в 2011 году. Вывоз ТБО для последующей переработки и утилизации производится на Ленинский полигон г. Омска. Утилизацию ТБО согласно договору № 528 от 11.01.2011 г. выполняет ООО «Омская клининговая компания «Норма плюс».

В настоящее время Бюджетным учреждением выполняются работы по сбору и вывозу ТБО приблизительно с 40 несанкционированных свалок. Локализация свалок - сектор индивидуальной жилой застройки округа. Несмотря на административную ответственность, предусмотренную статьями 32, 41 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, как правило, привлечь к установленной законом ответственности лиц, виновных в нарушении вышеуказанных Правил благоустройства, не представляется возможным в связи в связи с тем, что невозможно установить их личность и местонахождение. Каких-либо иных мер воздействия на лиц, виновных в появлении несанкционированных свалок, действующее законодательство не предусматривает. Считает, что в ходе рассмотрения данного дела со стороны администрации округа были представлены доказательства того, что несанкционированная свалка отходов, расположенная по адресу, указанному в исковом заявлении, за период с ликвидировалась как минимум дважды силами Бюджетного учреждения. Кроме того, истцом не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что соответствующая информация о появлении несанкционированной свалки надлежащим образом доводилась до сведения администрации округа для принятия мер по ликвидации данной свалки. В связи с чем, просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Считал, что Министерство природных ресурсов не уполномочено обращаться с данными требованиями, что является основанием для прекращения производства по делу. Представлен письменный отзыв.

В судебном заседании представитель третьего лица - Бюджетного учреждения г. Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» по доверенности - просила суд в иске отказать, поддержала позицию представителя Администрации ЦАО г. Омска. Указала, что имеется график вывоза отходов с территории частного сектора, однако, поскольку данная свалка была несанкционированной, она ликвидирована в тот момент, когда о ней стало известно. В течение всего года регулярно осуществляется обследование указанной территории, систематически происходит сбор и вывоз мусора.

Выслушав представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного, экологического законодательства.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно положениям ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в недра и на почву.

Статья 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными требованиями.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области согласно Указу Губернатора Омской области «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области» от 24.01.2011 г. № 8 является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.

Пунктами 8, 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Омской области вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с федеральным законодательством.

Указом Губернатора Омской области от 14.04.2011 года № 38 утвержден перечень должностных лиц Министерства ресурсов и экологии Омской области, осуществляющих на территории Омской области государственный контроль в области охраны окружающей среды, состоящий, в том числе, и из государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды» должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.

При этом в силу ст. 78 Закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

С учетом приведенных норм права доводы о том, что истец не уполномочен на подачу настоящего искового заявления судом отклоняются.

В судебном заседании установлено, что в результате обследования территории истцом выявлена свалка твердых коммунальных отходов с местоположением: земельный участок вдоль южной обочины автомобильной дороги по ул. 27-я Северная между улицами 7-я Северная (юго-западнее 15 м) и ул. 9-я Северная, Центральный административный округ г. Омска площадью 350 кв. м., что следует из акта обследования территории ЦАО г. Омска от 24.06.2011 года, а также представленных в материалы дела фотоматериалов (л.д. 6-11).

В судебном заседании суду были представлены комиссионные акты от 11.07., 16.07., 27.07., 13.08., 27.08.2011 года, согласно которым выполнены работы по сбору и вывозу мусора с несанкционированной свалки по указанному адресу (л.д. 26-31,33,48-49), в связи с чем в указанной части требования об обязании ответчика ликвидировать свалку истцом не поддержаны.

Разрешая иск в части требований о признании незаконным бездействия Администрации города Омска, обязания Администрации г. Омска организовать на указанной территории сбор вывоз ТКО в соответствии с экологическими и санитарными требованиями, суд приходит к следующему.

Согласно п. 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Администрация Центрального административного округа города Омска (далее - администрация округа) является структурным подразделением Администрации города Омска и ранее осуществляла свою деятельность в соответствии с Положением об администрации административного округа города Омска (далее - Положение), утвержденным постановлением Мэра города Омска от 31.12.2008 № 1198-п «Об администрации административного округа города Омска», в настоящее время - в соответствии с Положением об администрации ЦАО г. Омска, утвержденным Омским городским советом № 423 от 29.06.2011 года.

В соответствии с п.п. 15 п. 17 Положения в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация организует на территории округа сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов, содействует организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Решением Омского городского Совета от 07.12.2005 № 305 утвержден Порядок сбора отходов на территории города Омска. Согласно пункту 2.7 Порядка сбор твердых бытовых отходов в секторе индивидуальной застройки производится специальным автотранспортом по графику, согласованному с председателями квартальных комитетов, бункеровозами по заявке председателей квартальных комитетов.

Постановлением Администрации города Омска от 29.04.2011 года 409-п «О создании бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» создано данное бюджетное учреждение (далее - Бюджетное учреждение) путем изменения типа существующего Автономного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» с сохранением основных целей его деятельности.

В соответствии с вышеуказанным постановлением Администрации города Омска администрация округа является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, уполномоченным осуществлять функции и полномочия учредителя Бюджетного учреждения.

В установленном порядке Распоряжением администрации ЦАО г. Омска от 06.07.2011 г. № 384 для БУ г. Омска «УБ ЦАО» на 2011 год утверждено муниципальное задание, в том числе, муниципальное задание на оказание услуги «Организация благоустройства территории Центрального административного округа города Омска».

Предоставление услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов регламентируется Постановлением от 10 февраля 1997 г. N 155 «Об утверждении правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов».

Приложением к Муниципальному заданию на оказание муниципальной услуги "Организация благоустройства территории Центрального административного округа города Омска" в 2011 году утвержден титульный список объектов внешнего благоустройства, подлежащих содержанию в 2011 г.

Ежемесячно утверждается план вывоза ТБО с несанкционированных свалок, в том числе, указана свалка, расположенная по адресу ул. 27 Северная - 7 Амурская.

П. 2.5 Устава БУ г. Омска «УБ ЦАО» закреплено, что Учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, в том числе, оказывать услуги по сбору, вывозу бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с ежемесячным графиком БУ г. Омска «УБ ЦАО» проводятся мероприятия по сбору, вывозу бытовых отходов и мусора с территории индивидуальной жилой застройки за плату. Заключение договоров на оказание услуг по вывозу ТБО осуществляется на основании договоров оказания услуг, заключенных с председателями квартального комитета.

С сектора индивидуальной жилой застройки вывоз ТБО осуществляется на основании договора на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов. В соответствии с разделом 2 договора утвержден порядок вывоза ТБО. Графиком вывоза ТБО с территории ИЖЗ ЦАО определены номера кварталов, дни недели и КТОСы.

Плата за вывоз ТБО, из расчета 24,75 руб., с прописанного жителя выставляется в квитанции ОАО «Омская энергосбытовая компания».

Вывоз ТБО для последующей переработки и утилизации производится на Ленинский полигон г. Омска. Утилизацию ТБО согласно договору № 528 от 11.01.2011 г. выполняет ООО «Омская клининговая компания «Норма плюс».

Поскольку Администрация Центрального административного округа г. Омска является структурным подразделением Администрации г. Омска, которой делегируются определенные полномочия городского округа, в том числе, и по организации на территории округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, и т.п., суд находит, что именно Администрация г. Омска является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Из пояснений участников процесса, а также материалов дела следует, что свалка твердых коммунальных отходов и строительного мусора, расположенная по вышеуказанному адресу, являлась несанкционированной. Доказательств того, что Администрации г. Омска было известно о факте её существования до обращения Министерства природных ресурсов и экологии Омской области с иском, суду не представлено.

Материалами дела подтверждается, что только в период рассмотрения дела ответчиком вышеуказанная свалка была ликвидирована неоднократно.

Судом учитывается также, что в 2010 году Бюджетным учреждением ликвидировано несанкционированных свалок объемом 14872 куб. м., общий объем вывезенного мусора с территории округа - 44134 куб. м. По состоянию на 01.06.2011 года объем вывезенного Бюджетным учреждением мусора с несанкционированных свалок - 4149 куб.м., общий объем вывезенного мусора с территории округа - 16425 куб. м.

Судом при вынесении решения принимается во внимание довод ответчика о том, что спрогнозировать заранее количество, объем и место расположение несанкционированных свалок затруднительно, учитывая, что муниципальное задание для Бюджетного учреждения на текущий год формируется в начале текущего года, т.е. в зимний период времени до появления несанкционированных свалок, зачастую выполнение мероприятий по их ликвидации не предусматривается муниципальным заданием и соответственно не влечет для Бюджетного учреждения ассигнований из городского бюджета, из чего следует, что Бюджетное учреждение вынуждено за свой счет осуществлять мероприятия по их ликвидации.

Как следует из пояснений представителей Администрации г. Омска, Администрации ЦАО г. Омска, БУ города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа», при поступлении в администрацию округа данных о появлении на соответствующей территории несанкционированной свалки вышеуказанная информация доводится до сведения организаций, в чьей зоне ответственности находятся несанкционированные свалки (Бюджетного учреждения, управляющих организаций и т.д.), у данных организаций запрашивается график ликвидации несанкционированных свалок, отслеживается исполнение указанного графика с последующим получением актов выполненных работ.

В данной ситуации суд виновного бездействия Администрации г. Омска не усматривает.

Довод представителя истца о том, что на указанной территории необходимо установить контейнер для сбора мусора, суд отклоняет, поскольку прямо указанное ничем не предусмотрено, образующиеся свалки являются несанкционированными. По мнению суда, органом местного самоуправления принимаются достаточные меры для организации на соответствующей территории сбора и вывоза твердых коммунальных отходов.

При таких обстоятельствах суд в удовлетворении заявленных требований отказывает в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации г. Омска о признании незаконным бездействия должностных лиц органов местного самоуправления по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления, обязании организовать на соответствующей территории сбор и вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                Ж.А. Сибул

-32300: transport error - HTTP status code was not 200