Дело № 2-4420/11 Решение Именем Российской Федерации 28 сентября 2011 года г. Омск Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре Назаровой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Н.В. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Министерству образования Омской области о признании бездействия незаконным, признании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты» незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты», внеочередном предоставлении жилого помещения, Установил: Воробьева Н.В. обратилась в суд с названным иском, указывая, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения у нее нет. Ее отец лишен родительских прав. Мать Воробьева Н.Н. умерла. В данной связи она на основании решения Большеуковского районного Совета народных депутатов от 11.10.1978 года была определена в дом ребенка <адрес>, где находилась с 1979 года по 1983 год. С 1983 года по 1985 год она обучалась в школе-интернате <адрес> Омской области и находилась на полном государственном обеспечении. С 1985 года находилась в Исилькульском детском доме, где окончила школу в 1991 году 8 классов. Продолжить обучение она не смогла в связи с ранней беременностью. Из детского дома она ушла, не имея на руках документов, кроме свидетельства о рождении. Опекун ей назначен не был, с 15 лет она проживала одна. Когда она обратилась в Исилькульский детский дом, документы ей не выдали. С 07.08.1998 года она была зарегистрирована и проживала по адресу <адрес> общежитие №. На момент получения ордера № о 06.08.1998 года ей исполнилось 22 года. С 18 лет она проживала на съемной квартире. На ее обращение в Администрацию ЛАО г. Омска получила отказ в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты» со ссылкой на то, что действие ФЗ от 21.12.996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распространяется только на лиц до 23 лет. Решением Ленинского районного суда г. Омска от 04.10.2004 года она была выселена из комнаты № общежития 3 <адрес>. Статус сироты при этом судом во внимание не принимался. О том, что она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, ей известно не было. 04 мая 2011 года она была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по общему списку. До настоящего времени ею не было реализовано право на внеочередное получение жилой площади. Жилого помещения в собственности у нее нет. Со ссылкой на ст.ст. 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 57 Жилищного кодекса РФ, просила признать недействующим решение департамента жилищной политики администрации г. Омска от 01.07.2011 года в части отказа в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты», обязать Администрацию г. Омска поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты», предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области. В судебном заседании Воробьева Н.В. не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежаще, об отложении дела не просила. Представитель истицы Арипов А.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования уточнил. Просил признать действия (бездействие) ответчиков по необеспечению Воробьевой Н.В. жильем до 23 лет незаконным, признать недействующим решение департамента жилищной политики администрации г. Омска от 01.07.2011 года в части отказа в постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты», обязать Администрацию г. Омска поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты», предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области. Представитель Администрации г. Омска и департамента жилищной политики Администрации г. Омска представил письменный отзыв, в котором указано, что Воробьева Н.В. встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2011 году, т.е. в 35 лет, когда она уже не обладала статусом ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей (до 18 лет), а также статусом лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (до 23 лет), и не имела право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Таким образом, у неё не возникло право на получения жилья на основании статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ. В связи с этим, в соответствии с действующим законодательством она была поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях в общем порядке как малоимущая, и у неё сохраняется право на обеспечение жильем в общем порядке (глава 7 Жилищного кодекса Российской Федерации). В настоящее время истица имеет право на получение жилого помещения в рамках жилищного законодательства как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 50-53). Представитель Правительства Омской области Захарова А.Г., действующая на основании доверенности, представила письменный отзыв, указала, что истица встала на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 2011 году, т.е. в 35 лет, когда она уже не обладала статусом ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей (до 18 лет), а также статусом лица из числа детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (до 23 лет), и не имела право на дополнительные гарантии по социальной поддержке в соответствии с Федеральным законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Таким образом, у неё не возникло право на получения жилья на основании статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за 2 квартал 2006 года, вопрос 21). Считала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Представитель Министерства образования Омской области Оркиш Т.М. по доверенности представила письменный отзыв, в котором указано, что по правилам п. 15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (далее - Кодекс) Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон № 159-ФЗ) предусмотрены следующие категории получателей дополнительных гарантий, а именно дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, -лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В настоящее время истица не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий получателей дополнительных гарантий социальной поддержки. Таким образом, Воробьева Н.В. не имеет права на гарантии, предусмотренные Законом № 159 ФЗ, а также п.2,3 ст. 57 ЖК РФ. Представитель Министерства финансов Омской области со ссылкой на положения п. 15 ст. 44, п. 2 ст. 16 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», п. 3 ст. 86, п. 3 ст. 158 БК РФ, Закон Омской области от 09 декабря 2010 года № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», Положение о Министерстве образования Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 15 марта 2004 года № 63, просил исключить Министерство финансов омской области из числа лиц, участвующих в деле. Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Статья 37 действовавшего до 1 марта 2005 года Жилищного Кодекса РСФСР предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могли быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали. Впоследствии были предусмотрены дополнительные гарантии прав такой категории граждан по обеспечению их жилыми помещениями. В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 22 августа 2004 г.) (далее - Закон N 159-ФЗ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обес¬печиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как следует из преамбулы и ст.1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения роди¬телей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, гарантируемая такой категории граждан социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью должна была предоставляться до достижения ими вышеуказанного 23-летнего возраста по месту их жительства при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до истечения указанного возраста. Право на внеочередное предоставление жилых помещений такой категории граждан также предусмотрено п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, действующего с 1 марта 2005 года. Из материалов дела усматривается, что Воробьева Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся ребенком-сиротой (отец лишен родительских прав, мать умерла), до 1979 года находилась в Тарском доме ребенка, с 1979 года по 1983 год воспитывалась в детском доме <адрес>, с 1983 года по 1985 год - в Екатерининской школе-интернате <адрес>, с 1985 года по 1991 год - в <данные изъяты> детском доме (л.д. 13, 14, 15, 16, 17). Впервые она обратилась по вопросу предоставления жилья 13.04.2011 года, Постановлением администрации г. Омска от 04.05.2011 года поставлена на общих основаниях на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (л.д. 18). 09.06.2011 года Воробьева Н.В. обратилась в администрацию г. Омска с заявлением перевести ее с общей очереди на льготную как лицо из числа детей-сирот (л.д. 62). В своем письме 01.07.2011 года Администрация г. Омска в лице Департамента жилищной политики сообщила Воробьевой Н.В. о том, что право на внеочередное обеспечение жилой площадью она утратила, поскольку обратилась с заявлением о постановке на учет после 23 лет (л.д. 20). Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что истец до достижения 23-летнего возраста не обращалась по поводу предоставления ей социальной гарантии в виде обеспечения вне очереди жилой площадью, при этом после достижения ею совершеннолетнего возраста никаких препятствий для обращения с за¬явлением о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке не имелось. Довод истицы о том, что детский дом отказывал ей в выдаче необходимых документов, в суде своего подтверждения не нашел. Как следует из ответа КОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «<данные изъяты> детский дом» от 13.09.2011 года, Воробьевой Н.В. как выпускнице на руки были выданы все документы с целью трудоустройства. Кроме того, Воробьева Н.В. обращалась в детский дом 21.10.2010 года, ей была выдана справка о нахождении в школе-интернате (л.д. 60). Согласно ответу Администрации <адрес> Омской области от 20.09.2011 года принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма носит заявительный характер. От Воробьевой Н.В. такое заявление не поступало (л.д. 59). По поводу отказа в выдаче ей каких-либо документов и обжалования действий должностных лиц системы образования, а также органов местного самоуправления, Воробьева Н.В. никогда не обращалась. При том, что постановка на учет имеет заявительный характер, довод истца о том, что ей не было известно о том, что она имеет право на внеочередное получение жилого помещения как лицо из числа детей-сирот, не может быть принят во внимание. Ссылка на незаконное бездействие ответчиков по необеспечению истицы жильем безосновательна, поскольку законом предусмотрена необходимость личного обращения в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет. Поскольку на момент принятия истца Воробьевой Н.В. на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (35 лет) у нее отсутствовало право на внеочередное обеспечение жилой площадью в связи с достижением 23-летнего возраста, оснований для удовлетворения иска у суда не имеется. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении иска Воробьевой Н.В. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Министерству образования Омской области о признании бездействия незаконным, признании отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты» незаконным, обязании поставить на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты», внеочередном предоставлении жилого помещения отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья Ж.А. Сибул