Дело № 2-4410/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 сентября 2011 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре судебного заседания Назаровой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО2, ФИО1 к Администрации города Омска о понуждении исполнить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, у с т а н о в и л: Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику о понуждении исполнить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома. В обоснование требований указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме <адрес>, и проживают по указанному адресу. Дом введен эксплуатацию в 1962 году. Срок эксплуатации в настоящее время составляет 49 лет. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не производился. Согласно ВСН 58-88 продолжительность эксплуатации здания до постановки на капитальный составляет 15-20 лет. Срок службы как отдельных элементов, так и всего дома, истек. По срокам эксплуатации элементов здания до капитального ремонта (замены) согласно ВСН 58-88р исчерпан срок эксплуатации системы энергоснабжения, газоснабжения, системы водоснабжения, крыши. Ссылаясь на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», с учетом уточнений просили суд обязать Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес>. Судом исковые требования ФИО2, ФИО1 объединены в одно производство определением от 31 августа 2011 года. В судебном заседании истцы уточненные требования поддержали. Просили суд установить в решении срок проведения капитального ремонта общего имущества дома - до 01 сентября 2013 года. Представитель ответчика Администрации города Омска Бруева Е.А. представила письменный отзыв, указав, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Просила отказать в удовлетворении иска. Представитель Департамента городского хозяйства администрации города Омска Баланов О.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что все жильцы дома в настоящее время не несут бремя содержания общего имущества. Спорный объект еще до вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и на момент приватизации первого помещения в многоквартирном доме (жилые и нежилые помещения), осуществленного до передачи спорного объекта в муниципальную собственность, нуждался в капитальном ремонте. Законодателем закреплена обязанность собственника жилого помещения нести расходы на текущий и капитальный ремонт как жилого помещения, так и общего имущества многоквартирного дома. В настоящее время законодательно определен порядок проведения капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Просил отказать в удовлетворении исковых требований. Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истец ФИО2 является собственником квартиры №, расположенной в доме <адрес> (л.д. 10), ФИО1 - квартиры № в доме по указанному выше адресу (л.д. 51). Согласно представленному письму Департамента имущественных отношений администрации г. Омска жилой дом, 1961 года постройки, расположенный по адресу <адрес> был включен в состав муниципальной собственности города Омска и в Реестр муниципального имущества города Омска (далее - Реестр) на основании решения Малого совета Омского областного Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 года № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска», до передачи в муниципальную собственность дом числился за ПЖРЭУ № 2 (л.д. 88). Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). В 2009 году ООО ТСК «ДомСтрой» выполнено обследование технического состояния многоквартирного жилого дома <адрес>. В результате проведенного обследования конструктивов здания сделан вывод о необходимости произвести капитальный ремонт дома (л.д. 21-32). По результатам осмотра установлены дефекты балконных плит: сверхнормативное отклонение балконных плит от горизонтали; отслоение и разрушение защитного слоя бетона растянутой зоны балконных плит. Техническое состояние балконных плит (до 70%) здания оценивается как недопустимое по СП 13-102-2003. Существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования. Необходимо усиление балконов всего здания. Необходим ремонт стыков ж/б плит, местами отсутствие заделки швов и утеплителя (60-65%). Оконные переплеты в подъездах жилого дома рассохлись, покоробились и расшатаны в углах, створки не открываются или выпадают, все сопряжения нарушены. Оконные блоки не выполняют необходимыые теплоизоляционные функции. Отмостка по всему периметру здания разрушена на 40%, обнаружены следы промерзания на фундаментных блоках в подвале дома. Рекомендовано выполнение работ капитального ремонта фасада. Шиферное покрытие кровли имеет многочисленные раскрытия и растрескивания вдоль листа на 25% от общей площади, сдвиг листов шифера с раскрытием коньковой части кровли, в местах раскрытия сильное затекание осадков и глубокое гниение конькового элемента, разрушение шиферного покрытия у карниза 40%. Износ коньковой части составляет 90%, полное отсутствие защитного конькового элемента из кровельной стали. На стропилах мокрые пятна, следы протечек 60%, поражены гнилостностью 10% стропил. Мауэрлат в удовлетворительном состоянии. На подстропильных конструкциях следы протечек, мокрые пятна 40%. Обрешетка поражена гнилостностью 90%. Требуют ремонта слуховые окна и вент шахты. Не качественно выполнены, а местами полностью отсутствуют металлические нащельники в местах примыканий вент.шахт и выводов фекальной канализации на кровлю. Обнаружены следы протечек кровли в квартирах и на лестничных клетках 5-го этажа. Недостаточный слой утеплителя на кровле (5 см). На основании проведенного обследования и выявленных повреждений, указанных в заключении, была произведена оценка физического износа кровли жилого дома по ВСН 53-86(р). Процент износа шиферной кровли составляет 75%. Нa основании результатов обследования техническое состояние элементов кровли оценивается как недопустимое, имеется угроза сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома, рекомендуется выполнение работ капитального ремонта кровли. Нa стояках и лежаках сильное повреждение ржавчиной, ослабление прокладок набивки, неудовлетворительная работа запорной арматуры, отсутствует теплоизоляции трубопроводов. На тепловом узле присутствуют следы глубокой коррозии, подтекания в местах сварных швов, частично вышедшая из строя запорная арматура. На основании проведенного обследования и выявленных повреждений была произведена оценка физического износа системы отопления жилого дома по ВСН 53-86 (р). Процент износа системы отопления составил 73%. На основании результатов обследования техническое состояние элементов системы отопления оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшем затоплением подвальной части жилого дома и прекращение нормального функционирования системы отопления с нанесением значительного материального ущерба, а также имеется угроза безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. В целях обеспечения условий комфортного проживания собственников помещений жилого дома рекомендуется выполнение работ капитального ремонта системы отопления. Выявлены капельные течи в местах врезки кранов и запорной арматуры, массовые повреждения трубопроводов (свищи, течи). 90% износа трубопроводов. Водомерная рамка не функционирует. Износ стояков 80-85%, не функционирует запорная арматура. В местах раструбов и на стыках туб канализации расколы, трещины, выкалывание участков тубы 10%. На горизонтальных участках имеются продольные трещины на всю глубину трубы с раскрытием от 10-15мм. Выкалывания отдельных участков трубы лежака, многочисленные бандажи и накладки из резины. Процент износа канализации составил 70%. На основании результатов обследования техническое состояние элементов канализации оценивается как недопустимое, имеется угроза разрушения трубопроводов с дальнейшем затоплением подвальной части жилого дома и прекращением нормального функционирования канализации с нанесением ущерба. Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно, возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами. Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1961 году. Дом был передан в муниципальную собственность в 1992 году, то есть через 31 год после ввода в эксплуатацию. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта. Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта дома <адрес> по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, в том числе, истцам, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем возлагает на нее обязанность выполнить такой ремонт. Расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцу в период когда, истец являлся нанимателем, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает в том числе и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. В соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, что при передаче жилого дома <адрес> в муниципальную собственность предусматривалась обязанность по проведению капитального ремонта дома бывшим собственником. При таких обстоятельствах судом делается вывод, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года. Поскольку на момент приватизации первых квартир жилой дом <адрес> уже объективно нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель собственник дома Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта в указанном жилом доме. В части предложения об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома до 01 сентября 2013 года, суд с учетом мнения сторон считает возможным проведение капитального ремонта в указанные сроки. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд ре ш и л: Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в срок до 01 сентября 2013 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Сибул Ж.А.