дело № Решение Именем Российской Федерации 27 сентября 2011 года город Омск Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре Назаровой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа г. Омска в интересах Ибраевой А.А. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, Установил: Прокурор Октябрьского административного округа г. Омска обратился в суд с настоящим иском в интересах Ибраевой А.А., ссылаясь на то, что решением исполнительного комитета Куйбышевского районного совета народных депутатов от 22.10.1991 года № Ибраева А.А. определена в дом ребенка на полное государственное обеспечение, в связи с тем, что мать отказалась от ребенка в роддоме. В актовой записи о рождении сведения об отце ребенка записаны со слов матери. При определении несовершеннолетней в дом ребенка жилое помещение за ней не закреплялось. С 17 сентября 1991 года по январь 1992 года Ибраева А.А. находилась в МУЗ «ГКБ №». С января 1992 года по 14 сентября 1994 года Ибраева А.А. являлась воспитанницей ГОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом ребенка №». С 14 сентября 1994 года по 08 февраля 1999 года Ибраева А.А. воспитывалась в МОУ ДО «Детский дом №». С 08.02.1999 года по 31.08.2008 года являлась воспитанницей БОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии. Постановлением и.о. Мэра г. Омска от 15.04.2010 г. № 293-п Ибраева А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. После постановки на учет и до настоящего времени Ибраева А.А. не обеспечена жилой площадью. В настоящий момент Ибраева А.А. проживает по адресу: <адрес>. Ссылаясь на положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 4, 5, 8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159, п. 1 ч. 1 ст. 3, п. 1 ст. 7 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» от 28.12.2005 № 722-ОЗ, ст. 1 Закона Омской области «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.11.2006 № 806-ОЗ, Постановление Мэра г. Омска от 04.08.2006 № 239-п «О некоторых вопросах учета и распределения муниципального жилищного фонда», Положение о Министерстве образования Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 № 63 «Об утверждении положения о Министерстве образования Омской области», ст. 45 ГПК РФ, просил обязать Администрацию города Омска предоставить Ибраевой А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций бюджета Омской области. В судебном заседании старший помощник прокурора ОАО г. Омска Киселева М.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Истец Ибраева А.А. участия не в судебном заседании не принимала, о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежаще. В судебное заседание представитель ответчиков Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Представлен письменный отзыв, согласно которому Ибраева А.А. признана в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состоит по категории «дети-сироты» во внеочередном порядке с 15 апреля 2010 года. Представитель третьего лица Министерства образования Омской области Оркиш Т.М., действующая на основании доверенности, со ссылкой на п. 15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, ст.ст. 5,8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, ст. 57 ЖК РФ указала, что Ибраева А.А. должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма органами местного самоуправления г. Омска за счет средств местного бюджета, поскольку поставлена на учет после 18-летнего возраста и является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Субвенция, выделяемая из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, вставших на учет до достижения 18-летнего возраста, не может быть направлена на финансирование затрат по обеспечению органами местного самоуправления г. Омска жилым помещением истца. Представитель третьего лица Правительства Омской области Захарова А.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представив письменный отзыв, в котором указала, что средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций. Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области Бабийчук В.А. в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что согласно Закону Омской области от 09.12.2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», установлен размер субвенции, выделяемой из Областного фонда компенсаций муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 241 312 700 рублей, в том числе по городу Омску 115 272 839 рублей. Положение о Министерстве образования Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 г. № 63, предусматривает, что Министерство образования Омской области является органом исполнительной власти, одной из задач которого, является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот. Согласно подпунктам 23, 24 пункта 8 раздела 3 вышеназванного Положения, Министерство образования Омской области обеспечивает в соответствии с федеральным и областным законодательством меры социальной поддержки детей-сирот, а в соответствии с пунктом 42, имеет право представления в соответствии со своей компетенцией в судах интересов казны Омской области. Просил исключить Министерство финансов Омской области из числа лиц, участвующих в деле. Выслушав помощника прокурора ОАО г. Омска, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Мотивируя решение, суд исходит из того, что истец Ибраева А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, относящимся к категории детей-сирот, что ответчик не Решением Куйбышевского районного совета народных депутатов от 22.10.1991 года № Ибраева А.А. определена в дом ребенка, так как мать от ребенка отказалась, сведения об отце ребенка в свидетельстве о рождении записаны со слов матери (л.д. 10). С 17 сентября 1991 года по январь 1992 года Ибраева А.А. находилась в МУЗ «ГКБ №». С января 1992 года по 14 сентября 1994 года Ибраева А.А. являлась воспитанницей ГОУ Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Дом ребенка №». С 14 сентября 1994 года по 08 февраля 1999 года Ибраева А.А. воспитывалась в МОУ ДО «Детский дом №» (л.д. 15). Согласно справке с 10.02.1999 года по 31.08.2008 года Ибраева А.А. обучалась в БОУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии и находилась на полном государственном обеспечении (л.д. 16). Постановлением и.о. Мэра г. Омска от 15.04.2010 г. № 293-п Ибраева А.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 12). По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, БТИ Омской области Ибраева А.А. в числе собственников объектов недвижимости не значится (л.д. 14). Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 г. установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Исходя из анализа положений ст.ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии со ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 3 статьи 37, пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 15 статьи 44, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Положения настоящего Кодекса о наделении органов местного самоуправления Омской области государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, если данным законом предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных государственных полномочий. Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению №5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как установлено в ходе судебного заседания и следует из материалов дела, Ибраева А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 15 апреля 2010 года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. В соответствии с Законом Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год. Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме 75 000 000 рублей (приложение 6). При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования прокурора ОАО г. Омска подлежат удовлетворению. Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Обязать Администрацию города Омска предоставить Ибраевой А.А. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья Сибул Ж.А.