Дело № 2-4533/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 03 октября 2011 года г. Омск Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре Назаровой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крайнюкова С.А., Крайнюковой Т.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Крайнюковой Д.С., к Министерству обороны РФ, «Омской квартирно-эксплуатационной части района» Министерства обороны РФ, ТУ Росимущества в Омской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, УСТАНОВИЛ: Крайнюков С.А., Крайнюкова Т.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Крайнюковой Д.С., обратились в суд с иском к указанным ответчикам о признании права собственности на жилое помещение: квартиру <адрес> в порядке приватизации. В обоснование исковых требований указали, что постановлением жилищной комиссии в/ч № Крайнюкову С.А. на состав семьи 3 человека была распределена 2-х комнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. На основании вышеуказанного решения 02.09.2010 г. между ФГУ «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника Павлова Н.Е., действующего от имени собственника жилого помещения: Российская Федерация на основании Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082, Устава учреждения, утвержденного Приказом Командующего войсками Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации от 28.12.2009 г. № 515, и Крайнюковым С.А. был заключен договор социального найма жилого помещения № от 02.09.2010 г. в отношении вышеуказанной квартиры. Согласно п. 3 договора совместно с ним в жилое помещение вселились члены семьи Крайнюкова Т.В., дочь Крайнюкова Д.С.. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности субъектом права на квартиру является Российская Федерация. Согласно письму Федерального государственного учреждения «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ от 11.07.2011 г. Министерство обороны Poссийской Федерации в лице Федерального государственного учреждения «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ разрешает ему приватизацию вышеуказанной квартиры. Согласно справке, выданной Федеральным государственным учреждением «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ от 11.07.2011 года, он и члены семьи в приватизации жилья на территории РФ с 1991 по 2011 г.г. не участвовали, таким образом, прав на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования не использовали. Намереваясь реализовать свое право на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации, обратились в Федеральное государственное учреждение «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ с заявлением по вопросу заключения договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации. По результатам рассмотрения обращения был дан ответ, в котором сообщается о том, что Федеральное государственное учреждение «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ указанный вопрос решить не может. Они обратились в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом по Омской области с заявлением по вопросу заключения договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако им было отказано со ссылкой на отсутствие полномочий у этого государственного органа по согласованию передачи права собственности гражданам жилых помещений в порядке приватизации. В данной связи и поскольку иного способа приобрести квартиру в свою собственность у них нет, просили суд признать за ними в равных долях право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В судебном заседании истцы не участвовали, о времени и месте рассмотрения дела судом извещены надлежаще. Представитель истцов Шевченко А.А., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал, указав, что иного способа приватизировать квартиру нет, так как Министерство обороны РФ не наделило полномочиями соответствующий орган выступать от их имени и подписывать документы, касающиеся приватизации квартир. Ответчики Министерство обороны РФ, ТУ Росимущества в Омской области, ФГУ «Омская КЭЧ района» Минобороны РФ в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом. Выслушав представителя истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности. Согласно ст. 1, 2 Закона РФ от 4 июля 1991 № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения. Согласно ст. 11 названного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Исходя из приведенных норм, право на приобретение в собственность в порядке приватизации бесплатно жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации своего права. В соответствии со ст.1 Федерального Закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. В судебном заседании установлено, что двухкомнатная квартира <адрес> постановлением жилищной комиссии в/ч № распределена Крайнюкову С.А. на состав семьи 3 человека, что подтверждается выпиской из протокола № заседания жилищной комиссии в/ч № от 28.10.2009 г., заверенной начальником штаба в/ч 62232 А.Капустиным, и списком распределения квартир, выделенных военнослужащим в/ч 62232, утвержденным Командующим воздушно-десантными войсками В. Шамановым 07.08.2010 г., № б/н. (л.д. 5-6). 02.09.2010 г. между ФГУ «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации в лице начальника Павлова Н.Е., действующего от имени собственника жилого помещения - Российской Федерации на основании Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1082, Устава учреждения, утвержденного Приказом Командующего войсками Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации от 28.12.2009 г. № 515, и Крайнюковым С.А. был заключен договор социального найма жилого помещения № от 02.09.2010 г., согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из двух комнат, общей площадью 63 кв. метра, в том числе, жилой 28,4 кв. метра, по адресу: <адрес> (л.д. 7-9). В качестве членов семьи нанимателя указаны супруга Крайнюкова Т.В. и дочь Крайнюкова Д.С. Из копии лицевого счета на указанную квартиру следует, что указанные лица зарегистрированы в жилом помещении (л.д. 10). Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области 19.08.2011 года, на квартиру оформлено право собственности Российской Федерации (л.д. 18). Таким образом, данная квартира относится к федеральному жилищному фонду, и может быть объектом приватизации. Сведений о том, что занимаемое истцами жилое помещение находится в аварийном состоянии, не имеется, квартира под арестом, запретом и другим обременением не состоит. Справки ГП Омской области Омский Центр ТИиЗ свидетельствуют о том, что истцы не использовали право на приватизацию жилого помещения (л.д. 19-21). В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса РФ, при приватизации государственного и муниципального имущества применяются положения Гражданского кодекса РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Приватизация жилых помещений относится к сделкам, оформляемым в простой письменной форме, без нотариального удостоверения. Статьей 160 Гражданского кодекса РФ установлено, что сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами. В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991г. № 1541-1, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется Договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Статьей 6 вышеуказанного Закона определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» полномочия по распоряжению жилищного фонда Вооруженных Сил РФ переданы Министерству обороны РФ и подведомственных ему организаций. Таким образом, наделить необходимыми полномочиями какое-либо физическое лицо по подаче заявления на переход (прекращение) права от имени Российской Федерации может только Министерство обороны РФ. Поскольку предоставленная ФГУ «Омская КЭЧ района» Минобороны России доверенность от 24.05.2010г. № 1-1869, удостоверенная нотариусом г. Москвы Рашиловой М.В., на начальника ФГУ «Омская КЭЧ района» Минобороны РФ Павлова Н.Е. на представление интересов Министерства обороны в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области не содержит указания на полномочия по осуществлению перехода (прекращения) права собственности Российской Федерации, срок действия доверенности истек 04.05.2011 года, истец и члены его семьи лишены возможности оформить право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации во внесудебном порядке. В материалах дела имеется разрешение на приватизацию квартиры от ФГУ «Омская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ (л.д. 12). Учитывая изложенное и, принимая во внимание положения ч. 2 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», суд полагает, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке. В соответствии с подпунктами 68, 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 № 1082 Министерство обороны Российской Федерации осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах; осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами. В связи с чем надлежащим ответчиком по требованиям истцов о признании права собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру <адрес> в городе Омске, которое закреплено за Министерством обороны Российской Федерации, будет являться Министерство обороны Российской Федерации. В судебном заседании установлено, что возражения ответчика отсутствуют относительно предмета спора. В то же время установлено, что истцы не могут реализовать своё право на приватизацию, так как отсутствует доверенность Министерства обороны РФ, выданная уполномоченному органу действовать от имени Министерства обороны РФ по вопросам приватизации жилых помещений. Суд полагает, что на основании приведенных норм законов Крайнюков С.А., Крайнюкова Т.В. и их дочь Крайнюкова Д.С. имеют право приобрести в собственность занимаемое по договору социального найма жилое помещение, так как каких-либо ограничений для приватизации в данном случае законом не установлено. Учитывая изложенное, а также то, что истцы проживают в спорном жилом помещении, и не использовали право бесплатной приватизации, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании за ними права собственности на квартиру <адрес> общей площадью 63 кв.м. в равных долях (по 1/3 доле за каждым) в судебном порядке обоснованы и подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Крайнюковым С.А., Крайнюковой Т.В., Крайнюковой Д.С. право собственности в порядке приватизации на квартиру <адрес> в городе Омске общей площадью 63 кв.м. в равных долях (по 1/3 доле за каждым). Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение десяти дней после изготовления решения в окончательном виде. Судья Сибул Ж.А.