Дело № 2-4588/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре Назаровой Г.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 18 октября 2011 года гражданское дело по иску Лачиловой Г.А. к ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Омскэнерго» о понуждении исполнить договор, взыскании убытков, неустойки, компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Лачилова Г.А. обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что 01 октября 2010 года между ней и ответчиком был заключен договор № по оказанию услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, а именно жилого дома по адресу: <адрес> Данный объект принадлежал ей на основании договора аренды земельного участка № от 19.01.2009г. и соглашения к договору аренды земельного участка от 10.03.2010 г. Согласно п. 1.6 вышеуказанного договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, составляет 6 месяцев с даты заключения настоящего договора. Ею своевременно выполнены все условия договора, но ответчик, он же является исполнителем по договору, не произвел до сих пор никаких работ. В период с 25 марта 2011г. по 10 июля 2011г. она неоднократно обращалась к ответчику, а именно к заместителю директора по развитию и реализации услуг филиала МРСК Сибири - «Омскэнерго» Некурящих С.Ю., с заявлением (№ от 05.04.20011 г.) об установлении конкретных сроков исполнения по договору, но ответа до сих не получила. Из личной беседы с заместителем директора Наумкиным А.В. ей стало известно о том, что примерно в ноябре 2011 года ответчик приступит к работе. В сентябре она обращалась в Администрацию Омского муниципального района Омской области, где ей сообщили, что вышеуказанные работы будут выполняться в течении 6 месяцев. Данный вопрос находится на контроле в ОАО «МРСК Сибири -«Омскэнерго». 23 мая 20011 г. она получила письменный ответ на жалобу из Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области, из которого следует, что согласно пункту 3 Правил («Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004г № 861) в отношении физических лиц сетевая организация обязана заключить договор и выполнить мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности такого присоединения. При этом в пункте 16 Правил определено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев. Кроме того, не предоставление услуг по технологическому присоединению нарушает принцип обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, установленный ст.6 Федерального закона от 26.03.2003г № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». В указанный период времени на объекте выполнены все общестроительные работы, и в апреле 2011 года частично завершена отделка. Жилому дому присвоен почтовый адрес: <адрес>, объект прошел регистрацию в «Омском центре технической инвентаризации и землеустройства», в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области». Вся семья зарегистрирована по указанному адресу, однако проживать всей семьей в доме возможности нет по причине отсутствия электричества. Для выполнения строительно-монтажных работ с использованием электроинструментов: дрели, пилы циркулярной, лобзика электрического, шуруповерта, триммера, а также погружного электронасоса для выкачивания воды ей пришлось приобрести бензиновый генератор выработки электроэнергии, т.к. другого источника электроснабжения нет. Стоимость бензинового генератора ЭЛАБ 5500 X - 44 250 рублей. По техническим характеристикам и фактически за один час работы генератора расходуется 2 литра бензина марки А-92, стоимость одного литра такого бензина на АЗС - 23 рубля. Она не сохраняла чеки с АЗС при покупке бензина в канистры по 20 литров. Однако в день работы генератора даже по 1 часу за весь период времени он проработал 98 дней по 1 часу = 98 часов, расходуя 2 литра, т.е. 196 литров бензина истратилось в среднем. Однако в некоторые дни генератор работал по 4 часа и больше. Стоимость 196 литров бензина по цене 23 рубля составила 4 508 рублей. В связи с отсутствием электричества отсутствует возможность переехать в дом всей семьей. Другого жилья у них нет, в связи с чем они вынуждены продолжать снимать квартиру в городе, она с ребенком живет в съемной квартире, супруг - в доме, занимается его отделкой. За период с 01.04.2011 года до 25 июля 2011 года за 4 месяца проживания она оплатила 28 000 рублей. Кроме того, считает, что в соответствии с п.5 ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в ее пользу подлежит взысканию неустойка в размере 3% от стоимости работ за каждый день просрочки выполнения услуг, что на 01.08.2011 года составляет 2 013 рублей. Размер компенсации морального вреда оценивала в 100 000 рублей, мотивируя тем, что в апреле 2011 года была отложена отделка помещения. По причине отсутствия электричества не было возможности использовать обогревательные приборы, в результате сроки отделки затянулись. Она не имеет возможности сохранять продукты, нет возможности просушить вещи в сырую погоду. Между тем, она имеет малолетнего ребенка, и отсутствие электричества создает неудобства. В данной связи истец просила обязать ответчика исполнить условия договора; взыскать неустойку за просрочку выполнения работ в размере 2013 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 100 000 рублей, убытки в виде стоимости генератора - 44 250 рублей, расходного материала на генератор - бензина - 4 508 руб., оплаты найма жилья - 28 000 рублей. В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Уточнила, что стоимость расходов на бензин для генератора составила 5520 руб. Представитель ответчика Пестов Д.В., действующий на основании доверенности, против удовлетворения иска возражал. Представил письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с договором на технологическое присоединение № от 01.10.2010 г. и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № сетевая организация обязана осуществить мероприятия по технологическому присоединению. При этом для технологического присоединения потребителей требуется прокладка воздушных или кабельных линий до границ принадлежащего им земельного участка. Установка данных линий электрических сетей требует размещения их на земельных участках, права на которые подлежат оформлению в соответствии с действующим законодательством (ст.ст.25, 26 Земельного кодекса РФ). Ненадлежащее оформление прав на земельные участки, используемые для размещения какого-либо имущества, влечет административное наказание, предусмотренное ст.7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оформление прав пользования земельными участками находится в совместном ведении федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Для размещения линии электропередач в целях присоединения потребителей Омского района (в том числе, и Лачиловой Г.А.) ОАО «МРСК Сибири» обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков в Администрацию Омского муниципального района Омской области. Ответом заместителя главы муниципального района от 16.06.2011 г. было сообщено, что выдать документы не представляется возможным в связи с отсутствием обязанности у органов муниципальной власти осуществлять подготовку схем расположения земельных участков и кадастровой карты соответствующей территории. Указанная позиция Администрации не соответствует действующему законодательству, что подтверждается положением ст. 32 Земельного кодекса РФ, согласно которой исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе. Кроме того, в силу п.4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Пунктом 11 ст. 1 и ст. 23 Градостроительного кодекса РФ закреплены полномочия органов местного самоуправления по организации планирования и развития территории, в том числе размещения на ней коммуникаций. В целях исполнения своих обязательств перед потребителями по факту бездействия органа местного самоуправления ОАО «МРСК Сибири» обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области с заявлением о принятии мер к устранению нарушений законодательства. Решением от 19.07.2011 г. по делу № Комиссия УФАС по Омской области признала незаконным бездействие Администрации Дружинского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности ОАО «МРСК Сибири». В отношении Администрации Омского муниципального района дело выделено в отдельное производство №. Обстоятельства настоящего дела свидетельствуют о том, что ОАО «МРСК Сибири» предпринимались меры по исполнению обязательств по договору технологического присоединения с истцом, но в нарушение требований законодательства в результате бездействия третьего лица исполнение договора надлежащим образом осуществить невозможно. На основании ст. 416 Гражданского кодекса РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает. ОАО «МРСК Сибири» не может отвечать за обстоятельства, вызванные бездействием органов местного самоуправления, выражающихся в несовершении необходимых действий для оформления прав на земельные участки в целях исполнения мероприятий для технологического присоединения истца. Истец, заявляя требование о взыскании неустойки в размере 2013 руб., основывает его на положениях пункта 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, согласно абзаца 1 которого в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени). ОАО «МРСК Сибири» полагает неправомерным применение ст.28 Закона о защите прав потребителей в настоящем деле. Пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 в качестве существенного условия договора на технологическое присоединение установлена обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки. При наличии специального правового регулирования отношений по технологическому присоединению применяются указанные нормы Правил. Данная позиция подтверждается положениями ст. 39 Закона «О защите прав потребителей» и правоприменительной практикой, согласно которым к отношениям, вытекающим из договора на технологическое присоединение, не должны применяться правила Закона РФ «О защите прав потребителей» о неустойке. Правовые последствия нарушений договора на технологическое присоединение определяются специальным законодательством. Ссылаясь на отсутствие вины ответчика в причинении морального вреда истцу, считал, что основания для взыскания компенсации в порядке ст. 15 Закона отсутствуют. Просил в иске Лачиловой Г.А. отказать. Представитель Администрации Омского муниципального района Омской области Лапушко Н.Н. суду пояснила, что только 16 мая 2011 года Филиал ОАО МРСК Сибири-Омскэнерго обратился в Администрацию Омского муниципального района Омской области с обращением о предоставлении в аренду земельных участков для размещения ВЛИ-0,4кВ, ТП-10/0,4кВ, ВЛ-10кВ (в том числе для электроснабжения жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> 16 июня 2011 года на указанное обращение Филиала ОАО МРСК Сибири-Омскэнерго в адрес заявителя простым письмом направлен ответ (от 16.06.2011 №), в котором заявителю предложено предоставить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, поскольку обязанность по ее подготовке действующим законодательством не возложена на орган местного самоуправления. На основании п. 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила) сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия технологическому присоединению. Пунктом 7 Правил установлена определенная процедура технологического присоединения, а доказательства выполнения Филиалом ОАО МРСК Сибири-Омскэнерго указанной процедуры не представлены. Пунктом 30 Правил предусмотрено, что в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом, однако ничего подобного Филиалом ОАО МРСК Сибири-Омскэнерго в период действия заключенного между истцом и ответчиком договора не предпринималось. Таким образом, Филиалом ОАО МРСК Сибири-Омскэнерго не представлено никаких доказательств исполнения договорных обязательств перед Лачиловой Г.А., кроме обращения в Администрацию Омского муниципального района Омской области о предоставлении в аренду земельных участком, причем только 16.05.2011, то есть по истечении 6 месяцев с даты заключения договора. Поскольку действующим законодательством не установлена обязанность органа местного самоуправления осуществлять подготовку схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, Администрацией Омского муниципального района Омской области было предложено (в письме от 16.06.2011 №) подготовить указанный документ заявителю. Впоследствии Администрацией Омского муниципального района Омской области принято решение о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, что в настоящее время осуществляется ею в рамках процедуры предоставления земельного участка для размещения ВЛИ-0,4кВ, ТП-10/0,4кВ, ВЛ-10кВ в порядке ст. 29, 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации, а также п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Представитель Администрации г. Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела судом извещен надлежаще. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение) осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий. Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц, процедура технологического присоединения, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и критерии наличия (отсутствия) технологической возможности технологического присоединения определяются Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, устанавливает: правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора; процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам; правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора; состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики; ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению. Стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части технологического присоединения должно предусматриваться раскрытие сетевыми организациями: информации, являющейся существенной для принятия юридическими и физическими лицами решений об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, в том числе о предполагаемом размере платы за технологическое присоединение и сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению, а также согласованных с системным оператором планов развития сетевой инфраструктуры; сведений о полученных заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения, плановых и фактических сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (с изменениями), подлежащим применению к спорным правоотношениям, установлено, что договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. Пунктом 16 предусмотрено, что договор должен содержать следующие существенные условия: а) перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению; б) срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать: 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности; в) положение об ответственности сторон за несоблюдение установленных договором и настоящими Правилами сроков исполнения своих обязательств, в том числе: право заявителя в одностороннем порядке расторгнуть договор при нарушении сетевой организацией сроков технологического присоединения, указанных в договоре; обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки; г) порядок разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон; д) размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил); е) порядок и сроки внесения заявителем платы за технологическое присоединение; ж) порядок взаимодействия сетевых организаций и заявителей при возврате денежных средств за объемы невостребованной присоединенной мощности в соответствии с разделом VI настоящих Правил. Пунктом 16.3 предусмотрено, что обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 настоящих Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя. Размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Согласно п. 18 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя: а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором и со смежными сетевыми организациями; б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями; в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями; д) проверку сетевой организацией выполнения заявителем технических условий; е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (для лиц, указанных в пунктах 12.1 - 14 настоящих Правил, осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств должен осуществляться с участием сетевой организации и заявителя); ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"). Из материалов дела следует, что 28.09.2010 года между Лачиловой Г.А. (заявитель) и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» в лице филиала «Омскэнерго» (исполнитель) заключен договор об осуществлении технологического присоединения (л.д. 7-10). По условиям договора исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя, а именно жилого дома, расположенного по адресу <адрес> в точке (ах) присоединения, определенной техническими условиями, но не далее 25 метров от границы участка заявителя, в соответствии со следующими характеристиками: максимальная мощность 15 кВт, категория надежности третья, уровень напряжения, на котором осуществляется присоединение 0,4 кВ (п.1.1). В соответствии с п. 1.2. договора заявитель обязуется оплатить указанную услугу в соответствии с условиями настоящего договора. Согласно п. 3.1. договора стоимость услуг по технологическому присоединению, выполняемому исполнителем по договору, определяется в соответствии с Приказом РЭК Омской области № 22/10 и составляет 550 рублей. Для целей настоящего договора расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства исполнителя должно составлять не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Договором установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, при условии, что заявитель не нарушает сроки выполнения своих обязательств, - 6 месяцев с даты заключения договора. Из п. 10,10.1 технических условий следует, что исполнитель обязан согласовать всю проектную документацию с заинтересованными сторонами в соответствии с действующим законодательством (л.д. 12). Обязательства по оплате договора в размере 550 рублей истец исполнила полностью 01.10.10, что подтверждается копией чека и ответчиком не оспаривается (л.д. 14). Между тем, до настоящего времени мероприятия по технологическому присоединению объекта истца ответчиком не произведены. За защитой нарушенных прав Лачилова Г.А. обратилась в суд. В обоснование возражений против иска ответчик ссылался на то обстоятельство, что для размещения линии электропередач в целях присоединения потребителей Омского района (в том числе, и Лачиловой Г.А.) ОАО «МРСК Сибири» 16.05.2011 года обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков в Администрацию Омского муниципального района Омской области. Ответом заместителя главы муниципального района от 16.06.2011 г. было сообщено, что выдать документы не представляется возможным в связи с отсутствием обязанности у органов муниципальной власти осуществлять подготовку схем расположения земельных участков и кадастровой карты соответствующей территории. Ответчик также ссылается на то, что ОАО «МРСК Сибири» предпринимались меры по исполнению обязательств по договору технологического присоединения с истцом, но в нарушение требований законодательства в результате бездействия третьего лица - Администрации Омского муниципального района Омской области исполнение договора надлежащим образом осуществить невозможно. Между тем, с указанными доводами ответчика, приводимыми в качестве обоснования для освобождения от ответственности, суд согласиться не может. В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства. Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему договору, если оно явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после подписания сторонами настоящего договора и оказывающих непосредственное воздействие на выполнение сторонами обязательств по настоящему договору (п. 4.10 договора об осуществлении технологического присоединения). По правилам, установленным п. 4.8 договора от 28.09.2010 года, за нарушение принятых на себя обязательств, ответственность за которые не предусмотрена п.п. 4.2-4.7. договора стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. Тот факт, что в настоящее время орган местного самоуправления, по мнению ответчика, необоснованно в предоставлении земельных участков в аренду отказывает, сам по себе основанием для освобождения ответчика от исполнения обязательств перед Лачиловой Г.А. не является. Отношения ОАО «МРСК Сибири» с третьими лицами находятся за рамками правоотношений ОАО «МРСК Сибири» и истца по делу. Ответчик не лишен возможности оспорить решение администрации Омского муниципального района в судебном либо ином порядке. В суде представитель ответчика не отрицал, что ОАО «МРСК Сибири» предприняло меры к обжалованию бездействия Администрации Омского муниципального района только в августе 2011 года, обратившись в комиссию УФАС по Омской области. Решение по данному вопросу на момент вынесения судебного постановления не принято. По приведенным выше мотивам суд находит обоснованным требование Лачиловой Г.А. о возложении на ответчика обязанности исполнить договор технологического присоединения от 28.09.2010 года. С учетом степени вины исполнителя, конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости, суд, руководствуясь положениями ст. 15 Закона «О защите прав потребителей», взыскивает с ОАО «МРСК Сибири» в пользу Лачиловой Г.А. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей. Оснований для взыскания в пользу истца компенсации в большем размере суд не усматривает. Довод ответчика об отсутствии вины с учетом установленного выше суд считает несостоятельным. Разрешая заявленные истцом требования о взыскании убытков в виде оплаты найма жилья, стоимости бензинового генератора, расходов на бензин, суд руководствуется ст. 15 ГК РФ, положениями Закона «О защите прав потребителей» (ст. 28) и учитывает, что генератор для осуществления строительно-монтажных работ в доме, выкачивания воды, обогрева, выработки электричества истец приобрела для себя в свою собственность, и таковой останется у нее, может быть использован последней впоследствии в иных целях, в связи с чем оснований для взыскания стоимости бензинового генератора с ответчика в ее пользу суд не усматривает. Также истцом заявлены ко взысканию расходы на бензин, понесенные ею в связи с использованием в течение 4 месяцев указанного генератора, в сумме 5520 рублей, исходя из того, что по техническим характеристикам (л.д. 78-107) и фактически за один час работы генератора расходуется 2 литра бензина марки А-92, стоимость одного литра такого бензина на АЗС - 23 рубля. В день работы генератора даже по 1 часу за весь период времени он проработал 30 часов в месяц, расходуя 2 литра, т.е. 60 литров бензина истратилось в среднем в месяц (1380 рублей). Стоимость бензина за 4 месяца составила минимум 5520 рублей. Учитывая все изложенное в совокупности, суд считает, что заявленные ко взысканию убытки в виде взыскания стоимости бензина для заправки генератора являются обоснованными, и, принимая во внимание то обстоятельство, что и при подключении дома истца к электроэнергии в срок она расходы по оплате электроэнергии понесла бы во всяком случае, суд взыскивает с ответчика денежные средства в виде разницы между истраченными ею на бензин денежными средствами и теми расходами, которые она в среднем понесла бы при оплате электроэнергии по установленному тарифу, в размере 2800 рублей. Суд соглашается в этой части с расчетом истца. Ответчик, которому такая обязанность судом разъяснялась, контррасчет суду не представил, согласившись в случае взыскания с рассчитанной истцом суммой. Одновременно истец ставит вопрос и о взыскании убытков, понесенных в связи с наймом квартиры в городе в размере 28 000 рублей, ссылаясь на то, что у нее с ребенком возможности проживать в доме без электричества нет. Поскольку суд взыскивает с ответчика убытки в виде затрат на бензин для генератора, который истец использовала в бытовых целях для обогрева, выработки электроэнергии, в целях проживания в доме, оснований для взыскания в пользу истца также дополнительно убытков, понесенных в связи с наймом квартиры в городе в размере 28 000 рублей, суд не находит, такие расходы необходимыми не считает. Как следует из пояснений самой истицы, ее супруг проживал в доме в указанный период времени, осуществлял строительно-отделочные работы, пользовался бензиновым генератором. С учетом положений ст. 39 Закона «О защите прав потребителей» к отношениям, вытекающим из договора на технологическое присоединение, применяются общие правила Закона. Правовые последствия нарушений договора на технологическое присоединение определяются специальным законодательством, регулирующим отношения в сфере электроэнергетики. Пунктом 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 в качестве существенного условия договора на технологическое присоединение установлена обязанность одной из сторон договора при нарушении ею сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению уплатить другой стороне в течение 10 рабочих дней с даты наступления просрочки неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, установленной на дату заключения договора, и общего размера платы за технологическое присоединение по договору за каждый день просрочки. При наличии специального правового регулирования отношений по технологическому присоединению суд применяет указанные нормы Правил. 01 октября 2010 года ставка рефинансирования Центрального Банка РФ составляла 7,75% (указание Банка России от 31.05.2010 N 2450-У). Срок исполнения договора - 01 марта 2011 г. На день рассмотрения настоящего дела - 18.10.2011 г. количество дней просрочки - 228 дней. Сумма оплаты по договору - 550 руб. Таким образом, размер неустойки определяется следующим образом: 550x0,014x7,75/100=0,59675x228=136,05 руб. Неустойка за нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в сумме 136,05 руб. также подлежит взысканию с ответчика. На основании ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, - в сумме 800 руб. (за требования имущественного и неимущественного характера). Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Лачиловой Г.А. удовлетворить частично. Обязать ОАО «МРСК Сибири» исполнить договор об осуществлении технологического присоединения от 28 сентября 2010 года, заключенный между Лачиловой Г.А. и ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири». Взыскать с ОАО «МРСК Сибири» в пользу Лачиловой Г.А. неустойку за нарушение сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в сумме 136,05 руб., убытки в сумме 2800 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей. В остальной части исковых требований отказать. Взыскать с ОАО «МРСК Сибири» в бюджет города Омска государственную пошлину в размере 800 рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательном виде. Судья Сибул Ж.А.
Учитывая, что во исполнение принятых на себя обязательств ОАО «МРСК Сибири» в администрацию Омского муниципального района для оформления прав на земельные участки в целях исполнения мероприятий для технологического присоединения истца обратилось лишь 16.05.2011 года, то есть через полтора месяца после окончания срока исполнения обязательств по договору, заключенному с Лачиловой Г.А., суд приходит к выводу о ненадлежащем исполнении таковых со стороны ответчика, который с момента заключения договора в установленный законом и договором шестимесячный срок никаких действий по выполнению необходимых мероприятий не предпринимал.