решение от 20.09.11 по иску прокурора ЛАО г. Омска в интересах Коновальчик Г.Ф. к Администрации г. Омска



Дело № 2-4245/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2011 года г. Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А., при секретаре Березине К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского административного округа г. Омска в интересах Коновальчик Г.Ф. к Администрации г. Омска о признании постановления Администрации г. Омска № 627-п от 27.07.2010 года незаконным в части, о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского административного округа г. Омска обратился в суд с иском в интересах Коновальчик Г.Ф., указывая, что прокуратурой Ленинского административного округа г. Омска в феврале 2011 года проведена проверка соблюдения Администрацией г. Омска требований федерального законодательства при обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны.

Установлено, что Коновальчик Г.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны и в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей умерших участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

22.06.2010 года Коновальчик Г.Ф. обратилась в Департамент жилищной политики Администрации города Омска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Постановлением Администрации города Омска от 27.07.2010 года № 627-П «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Коновальчик Г.Ф. отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма в связи с тем, что не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий), о чем 29.07.2010 за № 01-01-15/2894 Департаментом жилищной политики Администрации города Омска ей направлено уведомление.

Проверкой установлено, что в период с 17.10.2001 по 13.05.2008 Коновальчик Г.Ф. была зарегистрирована по адресу: <адрес> вместе с внуком и дочерью - Волторнист Л.И. в принадлежащей ей двухкомнатной квартире. Вместе с ними проживал муж дочери - Волторнист А.Ф., который страдает тяжелым онкологическим заболеванием, соответственно, за Волторнистом А.Ф. требуется постоянный уход, который осуществляет его жена - Волторнист Л.И.

Коновальчик Г.Ф. также в связи с имеющимися у нее заболеваниями и преклонным возрастом нуждается в постоянном постороннем уходе и лечении.

Согласно заявлению Волторнист Л.И., она не может осуществлять уход за двумя пожилыми людьми, имеющими тяжелые заболевания, в границах одной квартиры, в связи с чем Коновальчик Г.Ф., проживав совместно с дочерью и зятем, испытывала неудобства, и Волторнист Л.И. вынуждена была поместить свою мать - Коновальчик Г.Ф. в БСУ СО Омской области «Неженский геронтологический центр», где за ней осуществлен постоянный посторонний уход, и назначено лечение.

Учитывая изложенное, переезд Коновальчик Г.Ф. из квартиры дочери в БСУ СО «Нежинский геронтологический центр» носил вынужденный характер.

В соответствии с информацией Управления Росреестра по Омской области Коновальчик Г.Ф. в собственности жилых помещений не имеет.

В связи с указанным, считал отказ Администрации города Омска незаконным и нарушающим права Коновальчик Г.Ф. как вдовы участника Великой Отечественной войны на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

Ссылаясь на ст. 45 ГПК РФ, просил признать отказ Администрации города Омска в признании Коновальчик Г.Ф. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, незаконным.

Признать Коновальчик Г.Ф. нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, признать за ней право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» в виде обеспечения жилым помещением.

Обязать администрацию города Омска принять Коновальчик Г.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 22.06.2010.

В судебном заседании Коновальчик Г.Ф. не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела судом извещена надлежаще.

Помощник прокурора ЛАО г. Омска Попова М.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования уточнила. Просила признать Постановление Администрации г. Омска № 627-п от 27 июля 2010 года «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» незаконным в части отказа в принятии на учет Коновальчик Г.Ф.. Обязать Администрацию г. Омска принять Коновальчик Г.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 22.06.2010 года.

Представитель Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики администрации г. Омска Чеголя Ю.Н., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковое заявление прокурора не признала, указав, что Коновальчик Г.Ф. правомерно отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поскольку она намерено ухудшила свои жилищные условия.

В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать переезд в 2008 году Коновальчик Г.Ф. из квартиры дочери по адресу <адрес> в БСУ СО «Нежинский геронтологический центр» как умышленные и недобросовестные действия и является ли это препятствием для ее признания нуждающейся в жилом помещении, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом, что не входит в полномочия Администрации г. Омска.

Указанное выше обстоятельство явилось единственным основанием для отказа в принятии Коновальчик Г.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Ее право состоять на учете не оспаривается. Все документы, подтверждающие право состоять на учете, приняты от Коновальчик Г.Ф. как вдовы ветерана ВОВ без учета ее имущественного положения. Уровень ее дохода во внимание не принимался. Однако был выявлен факт переезда в БСУ СО «Нежинский геронтологический центр» в 2008 году, ввиду чего со ссылкой на положения ст. 53 ЖК РФ ей отказано в постановке на учет.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статьей 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

В соответствии с указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В судебном заседании установлено, что Коновальчик Г.Ф. является вдовой участника Великой Отечественной войны и в соответствии со ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии со свидетельством о браке от 26.11.1952 зарегистрирован брак между Коновальчик И.В. и Пантюхиной Г.Ф., которой после регистрации брака присвоена фамилия мужа (л.д.20).

Согласно военному билету Коновальчик И.В. являлся участником Великой Отечественной войны (в период с июня 1943 г. по май 1945 г. участвовал в боевых действиях в составе 173 стрелкового полка).

В соответствии со свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ Коновальчик И.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).

22.06.2010 года Коновальчик Г.Ф. обратилась с заявлением на имя Мэра г. Омска о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 66).

Постановлением Администрации г. Омска от 27 июля 2010 года № 627-п со ссылкой на ст. 53 ЖК РФ Коновальчик Г.Ф. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 59).

Согласно ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ

"О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

Согласно ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из материалов дела следует, что в период с 17.10.2001 по 13.05.2008 Коновальчик Г.Ф. была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, куда переехала к дочери после смерти мужа. Вместе с ней по указанному адресу зарегистрирована ее дочь - Волторнист Л.И. и внук Волторнист Д.А., что подтверждается копией лицевого счета.

Указанная квартира принадлежит на праве собственности Волторнист Л.И. на основании договора дарения от 24.05.1996. Квартира состоит из 2 комнат общей площадью 61,4 кв. м., жилой площадью 29,7 кв.м.

В ходе судебного следствия установлено, что Коновальчик Г.Ф. проживала со своей дочерью, внуком и мужем дочери - Волторнистом А.Ф., который страдает тяжелым онкологическим заболеванием, что подтверждается медицинскими документами, за Волторнистом А.Ф. требуется постоянный уход, который осуществляет его жена - Волторнист Л.И.

Как следует из выписки из истории болезни , Коновальчик Г.Ф. имеет следующий диагноз: <данные изъяты> (л.д. 21). В связи с указанным Коновальчик Г.Ф. нуждается в постоянном постороннем уходе и лечении.

Допрошенная в судебном заседании Волторнист Л.И. указала, что она не может осуществлять уход за двумя пожилыми людьми, имеющими тяжелые заболевания, в границах одной квартиры, в связи с чем Коновальчик Г.Ф., проживав совместно с ней и зятем, испытывала неудобства, и она вынуждена была поместить свою мать - Коновальчик Г.Ф. в БСУ СО Омской области «Неженский геронтологический центр», где за ней осуществлен постоянный посторонний уход, и назначено лечение.

Суд полагает, что по смыслу статьи 53 ЖК РФ ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение статьи 53 ЖК РФ осуществляется в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Учитывая вышеизложенные конкретные обстоятельства дела, а также тот факт, что с момента переезда Коновальчик Г.Ф. из квартиры дочери в БСУ СО «Нежинский геронтологический центр» до обращения в Администрацию г. Омска в 2010 году прошло около 2 лет, переезд являлся вынужденным, суд полагает, что факт умышленных действий Коновальчик Г.Ф., которые давали бы основания считать ее намеренно ухудшившей свои жилищные условия, в суде своего подтверждения не нашел.

Доказательств иного представителем ответчика в порядке ст. 56,57 ГПК РФ в суд не представлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что Постановление Администрации г. Омска № 627-п от 27.07.2010 года, которым Коновальчик Г.Ф. отказано в принятии на учет лишь по основаниям, предусмотренным ст. 53 ЖК РФ, законным признано быть не может.

В данной связи и поскольку Коновальчик Г.Ф. отказано в принятии на учет лишь по основаниям, предусмотренным ст. 53 ЖК РФ, ее право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условиях на основании ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и получения мер социальной поддержки, предусмотренной ст. 21 ФЗ от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», никем не оспаривается, суд полагает, что имеются основания для принятия Коновальчик Г.Ф. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с момента обращения, то есть с 22.06.2010 года.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Постановление Администрации г. Омска № 627-п от 27 июля 2010 года «Об отказе в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» незаконным в части отказа в принятии на учет Коновальчик Г.Ф..

Обязать Администрацию г. Омска принять Коновальчик Г.Ф. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с 22.06.2010 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательном виде.

Судья Ж.А. Сибул

-32300: transport error - HTTP status code was not 200