решение от 22.09.11 по иску Мешкорудной Л.А., Спесивцевой Л.М., Федотовой В.А., Бойко Н.Н. к Администрации города Омска



Дело № 2-4317/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 сентября 2011 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре судебного заседания Березине К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мешкорудной Л.А., Спесивцевой Л.М., Федотовой В.А., Бойко Н.Н. к Администрации города Омска о понуждении исполнить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома,

у с т а н о в и л:

Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику о понуждении исполнить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного дома. В обоснование требований указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном доме <адрес>, и проживают по указанному адресу. Дом введен эксплуатацию в 1969 году. Срок эксплуатации в настоящее время составляет 42 года. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не производился. Согласно ВСН 58-88 продолжительность эксплуатации здания до постановки на капитальный составляет 15-20 лет. Срок службы как отдельных элементов, так и всего дома, истек. Согласно заключению ООО «Доломит» в 2009 году конструктивные элементы находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют ремонта или замены.

По срокам эксплуатации элементов здания до капитального ремонта (замены) согласно ВСН 58-88р исчерпан срок эксплуатации системы энергоснабжения, газоснабжения, системы водоснабжения, крыши.

Ссылаясь на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», просили суд обязать Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес>, взыскать судебные расходы.

В судебном заседании истцы заявленные требования уточнили. Просили суд установить в решении срок проведения капитального ремонта общего имущества дома - до 31 декабря 2012 года, а также взыскать с Администрации г. Омска в пользу Бойко Н.Н. понесенные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Представитель ответчика Администрации города Омска Бруева Е.А. представила письменный отзыв, указав, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Просила отказать в удовлетворении иска.

Представитель Департамента городского хозяйства администрации города Омска Баланов О.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал. Пояснил, что все жильцы дома в настоящее время не несут бремя содержания общего имущества. Спорный объект еще до вступления в законную силу Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и на момент приватизации первого помещения в многоквартирном доме (жилые и нежилые помещения), осуществленного до передачи спорного объекта в муниципальную собственность, нуждался в капитальном ремонте. Законодателем закреплена обязанность собственника жилого помещения нести расходы на текущий и капитальный ремонт как жилого помещения, так и общего имущества многоквартирного дома. В настоящее время законодательно определен порядок проведения капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Просил отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ООО «ЖКХ Сервис» Кузнецов Д.В., действующий на основании доверенности, просил удовлетворить иск. Указал, что жилой дом по указанному адресу нуждается в проведении капитального ремонта, поскольку с момента сдачи дома в эксплуатацию прошло 42 года. При этом обязанность по проведению капитального ремонта должна быть возложена на Администрацию г. Омска как бывшего наймодателя. Поддержал доводы, приведенные в письменном отзыве (л.д. 71-77).

Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истец Мешкорудная Л.А. является собственником квартиры , расположенной в доме <адрес> (л.д. 143),     Спесивцева Л.М. - квартиры в доме по указанному выше адресу (л.д. 68), Федотова В.А. - квартиры (л.д. 41), Бойко Н.Н. - квартиры (л.д. 42).

Согласно представленному письму Департамента имущественных отношений администрации г. Омска жилой дом, 1969 года постройки, расположенный по адресу <адрес> был включен в состав муниципальной собственности города Омска и в Реестр муниципального имущества города Омска (далее - Реестр) на основании постановления Законодательного Собрания Омской области от 27.09.2001 года № 247 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства» (л.д. 96).

Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).

В 2009 году ООО «Доломит» выполнено обследование технического состояния многоквартирного жилого <адрес>. В результате проведенного обследования конструктивов здания сделан вывод о необходимости произвести капитальный ремонт дома (л.д. 12-40).

По результатам осмотра установлено, что наиболее вероятной причиной образования трещин в наружных стенах жилого дома является замачивание грунтов основания поверхностными водами, наличие разрушенной отмостки вокруг здания, а также протечек из инженерных коммуникаций вследствие их изношенности.

Для устранения деформаций и предотвращения замачивания фундаментов и действия сил морозного пучения необходимо выполнить вокруг здания бетонную отмостку шириной 1,0м с гидроизоляций, исключающей попадание поверхностных вод к фундаментам.

Теплозащитные характеристики стен из легкого бетона за время эксплуатации снижены и не соответствуют требованиям СНиП 23-02-2003 «Тепловая защита зданий».

Необходимо выполнить усиление узлов опирания балконных плит на стены. Необходимо выполнить заделку стыков стеновых блоков герметизирующими материалами. Необходимо для повышения внутренней температуры воздуха в квартирах выполнить утепление наружных стен с облицовкой их современными отделочными материалами.

Техническое состояние наружных стен - ограниченно работоспособное.

Необходимо выполнить ремонт кровли, при проведении которого следует заменить стропила, стойки, подкосы и бруски обрешетки с трещинами доения, а также подвергнутые гнили, выполнить ремонт покрытия стальным профилированным листом. Необходимо заменить утеплитель на более эффективный. Необходимо выполнить ремонт слуховых окон с устройством жалюзийных решеток. Техническое состояние крыши и кровли - ограниченно работоспособное.

Для предотвращения аварийных ситуаций необходимо выполнить прокладку стояков холодного и горячего водоснабжения в соответствии с нормативными требованиями во все квартиры жилого дома. В связи с длительным сроком эксплуатации системы канализации без капитального ремонта для предотвращения протечек из систем канализации вследствие их изношенности, которые приводят деформациям фундаментов, а, как следствие, и стен жилого дома необходима замена системы канализации жилого дома.

Необходимо выполнить замену трубопроводов системы отопления с изоляцией теплоизолирующими материалами для предотвращения теплопотерь, а также выполнить замену стояков в квартирах жилого дома в связи с их изношенностью.

Для точного учета подаваемой тепловой энергии рекомендуется установка автоматизированного теплового узла. Трубопроводы в местах пересечения перекрытий, внутренних стен и перегородок следует прокладывать в гильзах из несгораемых материалов. Заделку отверстий в местах прокладки трубопроводов следует предусматривать горючими материалами, обеспечивая нормируемый предел огнестойкости.

Необходимо выполнить замену кабелей электроснабжения согласно требованиям.

В соответствии с требованиями п. 14.11 СП 31-11-2003 в лестничных клетках открытая прокладка кабелей и проводов не допускается. Разрешается прокладка линий питания освещения лестничных клеток и коридоров, а также линий квартир в зданиях высотой до 5 этажей в стальных трубах и коробах. Техническое состояние инженерных коммуникаций - аварийное.

Сделано заключение о том, что конструкции и инженерные коммуникации жилого дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии и аварийном состоянии.

Для дальнейшей эксплуатации жилого дома необходимо проведение капитального ремонта при постоянном контроле за состоянием конструкций и инженерных коммуникаций.

Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно, возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами.

Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1969 году. Дом был передан в муниципальную собственность в 2001 году, то есть через 32 года после ввода в эксплуатацию. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта.

Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта дома <адрес> по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, в том числе, истцам, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем возлагает на нее обязанность выполнить такой ремонт.

Расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцу в период когда, истец являлся нанимателем, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает в том числе и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств, что при передаче жилого дома <адрес> в муниципальную собственность предусматривалась обязанность по проведению капитального ремонта дома бывшим собственником.

При таких обстоятельствах судом делается вывод, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска.

Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года.

Поскольку на момент приватизации первых квартир жилой дом <адрес> уже объективно нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель собственник дома Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта в указанном жилом доме.

В части предложения об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома до 31 декабря 2012 года, суд с учетом мнения сторон считает возможным проведение капитального ремонта в указанные сроки.

Доказательств иного суду не представлено.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Бойко Н.Н. при подаче искового заявления оплатила 200 рублей 00 копеек, что подтверждается кассовым чеком (л.д. 2). Размер государственной пошлины исчислен верно, иск удовлетворен, а потому указанные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

ре ш и л:

Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в срок до 31 декабря 2012 года.

Взыскать с Администрации города Омска в пользу Бойко Н.Н. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Сибул Ж.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200