решение от 19.09.11 по иску Калгановой Л.Н. к Администрации города Омска



дело № 2-4631/2011

Решение

Именем Российской Федерации

19 сентября 2011 года город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сибул Ж.А. при секретаре Березине К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калгановой Л.Н. к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма,

Установил:

Калганова Л.Н. обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование указав, что является ребенком-сиротой. Ее мать К.Т.В. решением <адрес> народного суда Омской области от 15.02.1996 г. лишена родительских прав, отец Калганов Н.Н. записан со слов матери. Постановлением Администрации <адрес> Омской области ее опекуном была назначена Еремина В.В., жилое помещение за ней не закреплялось. С 1996 г. и по настоящее время она проживает в семье опекуна по адресу: <адрес>. С 06.10.2009 г. состоит на учете граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по ЦАО г. Омска. В общем списке , во внеочередном .

Ссылаясь на положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159 просила обязать Администрацию города Омска предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций бюджета Омской области.

В судебном заседании истец Калганова Л.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебное заседание представитель ответчиков Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще. Представлен письменный отзыв, согласно которому Калганова Л.Н. признана в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состоит по категории «дети-сироты» во внеочередном порядке с 06 октября 2009 года.

Представитель третьего лица Министерства образования Омской области Гальцов В.В., действующий на основании доверенности, со ссылкой на п. 15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, ст.ст. 5,8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, ст. 57 ЖК РФ указал, что Калганова Л.Н должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма органами местного самоуправления г. Омска за счет средств местного бюджета, поскольку поставлена на учет после 18-летнего возраста и является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Субвенция, выделяемая из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, вставших на учет до достижения 18-летнего возраста, не может быть направлена на финансирование затрат по обеспечению органами местного самоуправления г. Омска жилым помещением истца.

Представитель третьего лица Правительства Омской области Захарова А.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не участвовала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представив письменный отзыв, в котором указала, что средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области Кирюхин Ю.А. в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что согласно Закону Омской области от 09.12.2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год», установлен размер субвенции, выделяемой из Областного фонда компенсаций муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения в сумме 125 000 000 рублей, в том числе по городу Омску 71 743 940 рублей. Положение о Министерстве образования Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 г. № 63, предусматривает, что Министерство образования Омской области является органом исполнительной власти, одной из задач которого, является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот. Согласно подпунктам 23, 24 пункта 8 раздела 3 вышеназванного Положения, Министерство образования Омской области обеспечивает в соответствии с федеральным и областным законодательством меры социальной поддержки детей-сирот, а в соответствии с пунктом 42, имеет право представления в соответствии со своей компетенцией в судах интересов казны Омской области. Просил исключить Министерство финансов Омской области из числа лиц, участвующих в деле.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Мотивируя решение, суд исходит из того, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

Согласно решению <адрес> народного суда Омской области от 15.02.1996 г. мать истца - К.Т.В. лишена родительских прав в отношении дочери Калгановой Л.Н. Отец Калгановой Л.Н. указан со слов матери (л.д. 18).

Постановлением Администрации <адрес> Омской области от 03.04.1996 г. над Калгановой Л.Н. установлена опека, опекуном назначена Еремина В.В. (л.д. 17).

Жилое помещение за Калгановой Л.Н. не закреплялось.

Согласно копии лицевого счета Калганова Л.Н. постоянно проживает в семье опекуна по адресу: <адрес> кв. (л.д. 12).

Постановлением Администрации г. Омска от 06.10.2009 г. № 764-п Калганова Л.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, БТИ Омской области Калганова Л.Н в числе собственников объектов недвижимости не значится.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 г. установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Исходя из анализа положений ст.ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

В соответствии со ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 3 статьи 37, пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 15 статьи 44, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса.

Положения настоящего Кодекса о наделении органов местного самоуправления Омской области государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, если данным законом предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных государственных полномочий.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению №5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Как установлено в ходе судебного заседания и следует из материалов дела, Калганова Л.Н относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 06 октября 2009 года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено.

В соответствии с Законом Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год.

Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме 75 000 000 рублей (приложение 6).

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Калгановой Л.Н подлежат удовлетворению.

Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Администрацию города Омска предоставить Калгановой Л.Н. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде.

Судья Сибул Ж.А.

-32300: transport error - HTTP status code was not 200