Дело № 2-4826/2011 Решение Именем Российской Федерации 13 октября 2011 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Чернышёва И.В. при секретаре Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Смирнова И.Г. о возложении обязанности по включению многоквартирного дома в ведомственную целевую программу развития «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов города Омска» на 2011 год, установил: Смирнова И.Г. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что 30.05.2011 года ТСЖ «Луч» в лице председателя правления и истец, как упомоченный собственников дома № по ул. <адрес> в городе Омске подали заявление о включении жилого дома в ведомственную целевую программу развития «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов города Омска» на 2011 год. 20.07.2011 года ТСЖ «Луч» был получен ответ из департамента городского хозяйства Администрации города Омска об отказе во включении в программу в связи с отсутствием решения общего собрания о проведении капитального ремонта, принятого большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме. Полагает со ссылкой на ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), что решение принимается большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, а не кворумом, указанным в ответе. Письмом от 18.07.2011 года ТСЖ «Луч» было сообщено о том, что заявление о включении в программу было подано за пределами установленного срока, то есть после 31.07.2011 года. Однако, согласно отметке на заявлении последнее было принято 30.05.2011 года. Просила суд возложить на Администрацию города Омска обязанность по включению жилого дома № по ул. <адрес> в городе Омске в ведомственную целевую программу «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов города Омска» на 2011 год. Согласно определению Центрального районного суда города Омска от 19.09.2011 года к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ привлечены Администрация Ленинского административного округа города. Омска, ТСЖ «Луч». Смирнова И.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В судебном заседании представитель Смирновой И.Г. Васильчук И.В., действующий на основании доверенности, требования истца поддержал. Пояснил суду, что оснований для применения к правоотношениям по капитальному ремонту дворовой территории положений о принятии решения о проведении такого ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме не имеется. Кроме того, земельный участок, о проведении капитального ремонта на котором заявлялось ТСЖ «Луч», не входит в состав общего имущества, поскольку не поставлен на кадастровый учёт. В судебном заседании представитель Администрации города Омска Бруева Е.А., действующая на основании доверенности, полагала, что заявление является необоснованным. Пояснила, что многоквартирный дом <адрес> в городе Омске законно не был включён в программу, так как решение об участии в ней было принято голосами менее, чем 2/3 от общего количества собственников помещений дома. Кроме того, не был представлен необходимый пакет документов для включения в программу, а именно отсутствовала предварительная укрупнённая смета расходов. Указала, что ответ о том, что заявление об участии в программе ТСЖ «Луч» было подано с нарушением срока, направлен ошибочно. Представитель департамента городского хозяйства Администрации города Омска Баланов О.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании полагал, что заявление является необоснованным. В нарушение требований ст.ст. 36 и 44 ЖК РФ на общем собрании собственников многоквартирного дома не было необходимого кворума и количества голосов. Кроме этого, в представленных заявителем документах не было предварительной укрупнённой сметы расходов, составленной в установленном порядке, что прямо предусмотрено п. 14 Постановления Администрации г. Омска от 16 мая 2011 года № 450-П. В департамент городского хозяйства, на базе которого действует городская комиссия, данные документы не поступали, так как дом не был включён в список на стадии рассмотрения документов окружной комиссией Ленинского административного округа города Омска. Просит отказать в удовлетворении заявления. Факт своевременной подачи документов не оспаривал. Указал, что ответ от 18.07.2011 года был ошибочным. Представитель Администрации Ленинского административного округа города Омска Химич И.Л., действующая на основании доверенности, поддержала доводы представителей ответчиков. В судебном заседании представители ТСЖ «Луч» Колчанов Е.П., действующий на основании устава, Илитович С.А., действующая на основании доверенности, полагали, что требования истца подлежат удовлетворению. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2011 года № 139 утверждены «Правила предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров муниципальных районов Московской и Ленинградской областей» (далее по тексту Правила) Согласно п.п. 1, 2 Правил последние устанавливают порядок и условия предоставления в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров муниципальных районов Московской и Ленинградской областей (далее - субсидии). В настоящих Правилах под дворовыми территориями многоквартирных домов и проездами к дворовым территориям многоквартирных домов административных центров субъектов Российской Федерации и административных центров муниципальных районов Московской и Ленинградской областей понимается совокупность расположенных в границах указанных административных центров: территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе местами стоянки автотранспортных средств, тротуарами и автомобильными дорогами; автомобильных дорог, образующих проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам. Постановлением Администрации города Омска от 16.05.2011 года № 450-п «Об утверждении положения о порядке отбора многоквартирных домов в ведомственную целевую программу развития «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов города Омска» на 2011 год» утверждено «Положение о порядке отбора многоквартирных домов в ведомственную целевую программу развития «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов города Омска» на 2011 год» /л.д. 25-30/. Настоящее Положение регламентирует порядок отбора и условия включения многоквартирных домов в ведомственную целевую программу развития «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов города Омска» на 2011 год (далее по тексту - Программа). Согласно п. 3 Положения условиями включения многоквартирных домов в Программу являются: самостоятельный выбор и реализация собственниками помещений в многоквартирном доме одного из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации; наличие протокола (решения) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ТСЖ) по следующим вопросам: - об участии в Программе; - о проведении капитального ремонта и ремонта дворовой территории многоквартирного дома, видах, объёме и стоимости планируемых работ по капитальному ремонту согласно предварительной укрупнённой смете расходов, включая стоимость разработки сметной документации, составленной в установленном законом порядке; - об утверждении схемы участка дворовой территории многоквартирного дома, подлежащего ремонту, с указанием его размеров и площади; - о выборе лиц, представляющих интересы ТСЖ, собственников помещений в многоквартирном доме при проведении конкурсного отбора подрядной организации, подписания документов в период проведения капитального ремонта и ремонта дворовой территории, а также при проведении приёмки выполненных работ, включая наделение их правом подписания от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме акта сдачи-приёмки указанных работ. Пунктом 6 Положения предусмотрено, что приём и регистрацию обращений о включении многоквартирных домов в Программу и прилагаемых к ним документов осуществляют администрации соответствующих административных округов города Омска. Для проверки и оценки обращений о включении многоквартирных домов в Программу и представленных документов, составления ранжированного перечня многоквартирных домов для включения в Программу создаётся комиссия администрации соответствующего административного округа города Омска (далее - окружная комиссия). В состав окружной комиссии включаются специалисты администрации соответствующего административного округа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также по согласованию представители Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», общественности. Персональный состав окружной комиссии и порядок её работы утверждается правовым актом главы администрации соответствующего административного округа города Омска. В соответствии с п. 7 Положения приём обращений о включении многоквартирных домов в Программу осуществляется администрациями административных округов города Омска в течение одиннадцати календарных дней, начиная со дня, следующего за датой официального опубликования настоящего Положения. Если последний день указанного срока приходится на нерабочий день, то днём окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день. В пункте 8 Положения установлено, что после завершения приёма обращений о включении многоквартирных домов в Программу окружная комиссия в течение пяти рабочих дней проводит проверку и оценку представленных документов, по результатам которых составляет ранжированный перечень многоквартирных домов, предлагаемых для включения в Программу. Согласно п. 9 Положения сформированный ранжированный перечень многоквартирных домов, предлагаемых для включения в Программу по соответствующему административному округу города Омска, направляется в комиссию по оценке обращений о включении многоквартирных домов в Программу (далее - комиссия). Комиссия создаётся правовым актом Администрации города Омска. В состав комиссии включаются представители департамента городского хозяйства Администрации города Омска, администраций административных округов города Омска, а также по согласованию представители Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, бюджетного учреждения Омской области «Управление дорожного хозяйства Омской области», общественности. Комиссия осуществляет свою работу на основании регламента, утверждаемого её председателем. Комиссия осуществляет проверку и оценку поступивших обращений и представленных документов и формирует сводный перечень многоквартирных домов, подлежащих включению в Программу, и резервный перечень исходя из ранжированных перечней многоквартирных домов по соответствующему административному округу города Омска (п. 10 Положения). Пунктом 14 Положения установлено, что к обращению о включении многоквартирного дома в Программу прилагаются: - документы, подтверждающие выбор и реализацию собственниками помещений способа управления многоквартирным домом; - схема участка дворовой территории многоквартирного дома, подлежащего ремонту, с указанием его размеров и площади, подписанная представителем собственников помещений в многоквартирном доме, руководителем ТСЖ, управляющей организации и заверенная печатью ТСЖ, управляющей организации; - протокол общего собрания собственников помещений, членов ТСЖ об участии в Программе и о выборе представителя собственников помещений в многоквартирном доме, представляющего интересы собственников помещений в многоквартирном доме по осуществлению мероприятий, связанных с реализацией Программы, с приложением реестра участников собрания, подписанного собственниками помещений, либо решений собственников помещений при проведении общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования; - сведения ТСЖ или управляющей организации о годе последнего проведения работ по капитальному ремонту и ремонту дворовой территории многоквартирного дома (если имеются указанные данные); - справка администрации соответствующего административного округа города Омска об участии многоквартирного дома в городском смотре-конкурсе «Омские улицы» в номинации «Лучший двор многоквартирного дома» в 2008 - 2010 годах; - справка о собираемости платы за жилое помещение за 2010 год, выданная ТСЖ или управляющей организацией; - протокол (решение) общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, членов ТСЖ об участии в финансировании работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома путём строительства и (или) ремонта детских, хозяйственных и (или) спортивных площадок, площадок для отдыха, озеленения территории и ограждения газонов и иных посадок, оборудования парковок для автомототранспорта жильцов, других видов работ по благоустройству за счёт собственных средств; - отчёт о техническом обследовании асфальтобетонного покрытия дворовой территории многоквартирного дома, выданный уполномоченной организацией, и (или) проектная документация на проведение капитального ремонта или ремонта дворовой территории многоквартирного дома (при наличии); - акт (акты) обследования технического состояния многоквартирного дома или дефектная ведомость (дефектные ведомости), подготовленные ТСЖ или управляющей организацией; - предварительная укрупнённая смета расходов, включая стоимость разработки сметной документации, составленная в установленном законом порядке; - копия свидетельства о государственной регистрации ТСЖ или управляющей организации; - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ТСЖ или управляющей организации; - копия устава ТСЖ, подтверждающая, что в многоквартирном доме, на включение которого в Программу подаётся обращение, собственники помещений входят в ТСЖ; - копия протокола общего собрания собственников помещений по выбору способа управления многоквартирным домом и заверенные копии страниц договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома с управляющей организацией, содержащие сведения о сторонах договоров и сроках их действия. По каждому обращению окружной комиссией составляется акт обследования участка дворовой территории многоквартирного дома, подлежащего капитальному ремонту и ремонту дворовой территории в 2011 году. Департамент городского хозяйства Администрации города Омска обеспечивает хранение обращений и прилагаемых к ним документов в отношении многоквартирных домов, включённых в Программу, в течение последующих трёх лет (п. 17 Положения). Администрации соответствующих административных округов города Омска обеспечивают хранение поступивших обращений и прилагаемых к ним документов в отношении многоквартирных домов, не включённых в Программу, в течение последующих трёх лет (п. 18 Положения). Департамент городского хозяйства Администрации города Омска осуществляет контроль за формированием Программы и подготовку правового акта Администрации города Омска об утверждении Программы (п. 19 Положения). В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно ч. 1 ст. 38 ЖК РФ при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Положениями ст. 37 ЖК РФ установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. В силу ч. 3 ст. 48 ЖК РФ количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме. В судебном заседании установлено, что 30.05.2011 года ТСЖ «Луч» и уполномоченный представитель собственников помещений в доме <адрес> в городе Омске обратились с заявлением о включении многоквартирного жилого дома <адрес> в городе Омске в ведомственную целевую программу развития «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов города Омска» на 2011 год» /л.д. 5,15/. К заявлению были приложены: реестр собственников, принявших участие в собрании, протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> от 27.05. 2011 года, решение собственников помещений, схема капитального ремонта дворовой территории с указанием размеров площади /л.д. 6-13, 44/. Из ответа департамента городского хозяйства Администрации г. Омска от 20.07.2011 года на обращение председателя ТСЖ «Луч» следует, что жилой дом не был включён в программу по причине того, что заявленное общее количество голосов составляет менее 2/3 от общего количества голосов собственников дома, что противоречит ст. 44 ЖК РФ, регламентирующей принятие решении общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме /л.д. 16/. Из представленного в материалы дела протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вышеуказанному адресу в форме заочного голосования с 16.05.2011 года по 26.05.2011 года следует, что в повестку дня собрания (вопрос № 2) был включён вопрос о проведении капитального ремонта асфальтового покрытия дворовой территории дома <адрес> в г. Омске. Согласно протолку общее количество голосов собственников помещений в доме (равное общей площади жилых и нежилых помещений в доме (исключая технические помещения в квадратных метрах) составляет 10653. При этом в протоколе указано количество голосов собственников помещений в доме, принявших участие в собрании - 5357 (50,29% от общего количества голосов); указано, что кворум имеется, общее собрание собственников помещений правомочно /л.д. 12/. Из протокола следует, что по второму вопросу собранием принято решение: провести в 2011 году капитальный ремонт асфальтового покрытия дворовой территории многоквартирного дома по прилагаемой схеме на площади 1461 кв.м, для чего обратиться к Мэру г. Омска в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ № 139 от 03.03.2011 года. По итогам голосования по второму вопросу: «за» проголосовало - 5357, против - 0, воздержавшихся - 0, решение принято единогласно. К протоколу прилагается «Решение собственников помещений в доме» на пяти листах, в котором под порядковыми номерами указаны: проголосовавшие собственники, номера квартир, число голосов (соответствующее кв.м квартиры), фамилия, имя, отчество проголосовавшего, паспортные данные, решение (за, против, воздержался), дата принятии решения и подпись /л.д. 6-11/. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не вправе принимать решения по вопросам, не включённым в повестку дня данного собрания, а также изменять повестку дня данного собрания. Таким образом, по вопросам, предусмотренным пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 ЖК РФ, решения принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме вообще, а не от числа собственников, присутствующих на собрании. При этом согласно пунктам 1-3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на заключение договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания. В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. При этом приведённая формулировка «общего имущества в многоквартирном доме» соответствует формулировке «дворовой территории», данной в вышеназванных Правилах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.03.2011 г. № 139. Таким образом, согласно положениям ЖК РФ к общему имуществу в многоквартирном доме отнесён земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, следовательно, для решения на собрании собственников вопроса о капитальном ремонте общего имущества - дворовой территории необходимо решение не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, а не от собственников, присутствующих на собрании. Как уже было указано выше, решение о проведении капитального ремонта дворовой территории принято 5357 голосами, при общем числе голосов собственников помещений 10653, что составляет менее 2/3 от указанного количества. При таких обстоятельствах оснований для включения указанного дома в вышеназванную программу у окружной комиссии не имелось. В судебном заседании представитель истца утверждал о том, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом <адрес> в городе Омске, не сформирован, не поставлен на кадастровый учёт, что свидетельствует о том, что последний не входит в состав общего имущества собственников помещений в доме. Вышеуказанное утверждение противоречит положениям приведённой выше ст. 36 ЖК РФ. Кроме того, в судебном заседании выяснилось, что земельный участок под многоквартирным домом № <адрес> в городе Омске 10.02.2011 года поставлен на кадастровый учёт /л.д. 52-55/ Представленный пакет документов так же не включал в себя предварительную укрупнённую смету расходов, включая стоимость разработки сметной документации, составленную в установленном законом порядке, что прямо предусмотрено п. 14 постановления Администрации города Омска от 16.05. 2011 года № 450-п. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований Смирновой И.Г. у суда не имеется. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований Смирновой И.Г. к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности по включению жилого дома <адрес> в городе Омске в ведомственную целевую программу «Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов города Омска» на 2011 год» отказать в полном объёме. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Омска в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья И.В. Чернышёва