Дело № 2-5002/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 28 октября 2011 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Чернышёвой И.В., при секретаре судебного заседания Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черняковой Л.А. к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, у с т а н о в и л: Чернякова Л.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, в обоснование исковых требований указала, что является выпускницей бюджетного образовательного учреждения Омской области «Детский дом № 5», где находилась с 28.05.1999 года по 03.04.2006 год. В государственное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истец была определена на основании постановления главы Администрации Кировского административного округа города Омска № 456 - 4 от 26.11.1998 года. Мать Черняковой Л.А. была лишена родительских прав решением Кировского районного суда города Омска от 10.01.2002 года, отец записан со слов матери. За Черняковой Л.А. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, но в связи с аварийным состоянием, приказом департамента образования Администрации города Омска № 172 - 0 от 07.02.2011 года закрепление права пользования данным жилым помещением было отменено. В собственности жилья истец не имеет. С 01.04.2011 года Чернякова Л.А. состоит на очереди в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, в департаменте жилищной политики Администрации города Омска. Истец зарегистрирована по адресу: <адрес>, но по указанному адресу не проживает. В настоящее время проживает с супругом и ребёнком в квартире его матери. Просит обязать Администрацию города Омска предоставить ей жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций бюджета Омской области в виде субвенции. В судебном заседании истец поддержала исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме. В судебное заседание представитель Администрации города Омска, Департамента жилищной политики Администрации города Омска Чеголя Ю.Н., действующая на основании доверенности, просит отказать, поскольку самостоятельные расходные обязательства, предусмотренные ст. 86 Бюджетного кодекса РФ у муниципального образования городской округ город Омск Омской области отсутствуют. Кроме того, у Администрации города Омска имеются основания для предоставления истцу жилого помещения только согласно ее очереди, так как в данном списке состоят граждане, обладающие такими же правами как истец, а в случае внеочередного предоставления истцу жилого помещения, будут нарушены права других очередников. Приобретение жилых помещений - длительная процедура, которая затягивает исполнение решения суда. Представитель третьего лица Правительства Омской области - Горскина О.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания извещена надлежаще. В представленном отзыве пояснила, что Чернякова Л.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в 22 года (то есть после достижения 18- летнего возраста), она должна быть обеспечена жилым помещением по договору социального найма в соответствии со статьей 57 ЖК РФ. Субвенция, выделяемая из областного бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и лиц из их числа, вставших на учет до достижения 18-летнего возраста, не может быть направлена на финансирование затрат по обеспечению органами местного самоуправления города Омска жилым помещением Черняковой Л.А. по указанным правовым основаниям. Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушании дела извещен надлежаще. В представленном письменном отзыве представитель Министерства Оркиш Т.М., действующая на основании доверенности, указала, что истцом не представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие незаконный отказ органов местного самоуправления Черняковой Л.А. в постановке на учет до достижения 18-летнего возраста в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по договору социального найма. В судебное заседание представитель третьего лица Министерства финансов Омской области - не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором просил исключить Министерство финансов Омской области из числа лиц, участвующих в деле. По существу заявленных требований указал, что в соответствии с п. 3 ст. 158 БК РФ главным распорядителем средств применительно к заявленным требованиям является Министерство образования Омской области как орган, одной из задач которого, является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот. Представитель департамента финансов и контроля Администрации города Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, письменного отзыва не представил, о причине неявки суду не сообщил. Выслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Родителями Егоровой (Черняковой) Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Егорова Г.С., Егоров А.А. /л.д. 7/. В судебном заседании установлено, что отец указан со слов матери. Решением Кировского районного суда города Омска от 10.01.2002 года Егорова Г.С. лишена родительских прав в отношении ребенка Егоровой Л.А. /л.д.8-10/. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на основании постановления главы Администрации Кировского административного округа города Омска № 456 - 4 от 26.11.1998 года Егорова Л.А. определена в детский дом на полное государственное обеспечение /л.д. 5/. Приказом департамента образования Администрации города Омска № 172-о от 07.02.2011 года отменено закрепление права пользования жилым помещением по адресу: г. Омск, ул. Авиационная, д. 79 /л.д. 6/. Постановлением Администрации Центрального административного округа города Омска от 08.05.2001 года № 609-п истец принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма /л.д. 51/. Согласно справке № 7-196 от 24.03.2011 года Егорова Л.А. в период с 28.05.1999 года по 03.04.2006 года являлась воспитанницей БОУ «Детский дом № 5» и находилась на полном государственном обеспечении /л.д. 11/. Согласно свидетельству о заключении брака Егоровой Л.А. присвоена фамилия мужа - Чернякова /л.д. 13/. 15.04.2011 года постановлением Администрации города Омска № 346-п Чернякова Л.А. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма /л.д. 12/. Согласно ответу № 627 от 18.10.2011 года Чернякова Л.А. обучается в БОУ ОО «Медицинский колледж» с 2009 года на отделение «сестринское дело», Чернякова Л.А. находится на полном государственном обеспечении, однако, колледж не имеет общежития для студентов и не может обеспечить проживание семьи Черняковой Л.А. /супруг, несовершеннолетний ребенок/ для семейных нужд /л.д. 58/. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Чернякова Л.А. не имеет собственного жилья /л.д. 14, 15, 16/, в настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес> /л.д. 4/. Жилое помещение по договору социального найма Черняковой Л.А. не предоставлено. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиком в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами. Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. По приведенным выше мотивам доводы представителя Министерства образования Омской области о том, что средства бюджета области в виде субвенций не могут быть направлены на обеспечение жилым помещением истца, поставленного на учет после достижения 18 лет, судом во внимание не принимаются. Законодательным Собранием Омской области 19 июня 2008 года принят Закон Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в связи с чем, Закон Омской области № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 ноября 2006 года утратил свою силу. Законом Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 3 статьи 35, пунктом 3 статьи 37, пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 15 статьи 44, пунктом 2 статьи 45, пунктом 2 статьи 46 настоящего Кодекса. Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как установлено в ходе судебного заседания, Чернякова Л.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 15.04.2011 года, однако, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. В соответствии с Закон Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год. Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме 75 000 000 рублей (приложение 6). При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Администрацию города Омска предоставить Черняковой Л.А. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Омска. Судья И.В. Чернышёва