Дело №2-5304/2011. Решение от 02.11.2011 г. по иску прокурора САО г.Омска в интересах Чупракова Л.П. к Администрации г.Омска.



Дело № 2-5304/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 ноября 2011 года        город Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Ковальской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского административного округа города Омска в интересах Чупракова Л.П. к Администрации города Омска о признании решения незаконным, возложении обязанности принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Прокурор Советского административного округа города Омска обратился в суд в интересах Чупракова Л.П. с исковым заявлением к Администрации города Омска, указывая, что Чупраков Л.П. является участником Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные ст. ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе на улучшение жилищных условий. 22.06.2010 он обратился в департамент жилищной политики Администрации города Омска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением Администрации города Омска от 27.07.2010 № 627-п ему было отказано в постановке на учет со ссылкой на статью 53 ЖК РФ (последствия намеренного ухудшения жилищных условий), в связи с тем, что не истек пятилетний срок с момента регистрации им по месту жительства в квартире своей внучки и правнука. Данный отказ прокурор Советского административного округа г. Омска полагает незаконным и нарушает право Чупракова Л.П. как участника Великой Отечественной войны, на получение гарантированной законом меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. Считает, что в рассматриваемом случае не подлежит применению ст. 53 ЖК РФ, так как действия, направленные истцом на ухудшение жилищных условий с целью признания его нуждающимся в жилом помещении, не были намеренными, он не совершал умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Действия Чупракова Л.П. по даче согласия как собственника жилого помещения на регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, своей внучки Л. и правнука Л. не могут рассматриваться как умышленные действия, ухудшающие его жилищные условия, совершенные с целью получения жилого помещения в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов». Руководствуясь ст. ст. 15, 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ст. ст. 51, 53 Жилищного кодекса РФ, п.п. 2, 4, 5, 11-12 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Омской области от 26.07.2006 № 99-п, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 45 ГПК РФ, просит суд признать п. 3 постановления Администрации г. Омска от 27.07.2010 № 627-п «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Чупракова Л.П. незаконным, признать Чупракова Л.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий, обязать администрацию города Омска принять Чупракова Л.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с момента фактического обращения в органы местного самоуправления - с 22.06.2010 (л.д. 2-7).

В судебном заседании помощник прокурора Советского административного округа города Омска Солдатенкова О.С. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала полностью. Просила удовлетворить иск.

Чупраков Л.П. в судебном заседании участия не принимал. О дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 69), представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 70).

Представитель ответчика Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 72,73). Письменного отзыва не представили.

Выслушав представителя прокурора Советского АО г. Омска, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предусмотрено обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, состоящих на учете, имеющих право на социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Пунктом 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09.01.2010) постановлено, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, в указанных положениях поименованы участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В целях реализации федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», утверждено постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Пункт 1 Порядка определяет правила предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

Право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Омской области нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьями 14, 15, 17-19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».

Формирование списков граждан, претендующих на получение выплат, осуществляется органами местного самоуправления Омской области в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с учетом права граждан на внеочередное получение жилого помещения. Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.

Постановлением Мэра города Омска от 06.05.2005 № 251-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м.

Согласно п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

В судебном заседании установлено, что Чупраков Л.П. является участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением серии Г 3 693442 (л.д. 44) и записями в военном билете (л.д. 45-56).

22.06.2010 Чупраков Л.П. обратился с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 24).

Согласно Постановлению № 627-п от 27.07.2010 (л.д.22-23) Администрации г. Омска в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Чупракову Л.П. отказано в связи с тем, что не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок (последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий).

Чупраков Л.П. зарегистрирован и проживает в <адрес> данное жилое помещение принадлежит на праве совместной собственности Чупракову Л.П. и П. (л.д. 27, 28, 57).

В данном жилом помещении кроме Чупракова Л.П. зарегистрированы и проживают: с 15.07.2008 Л. - правнук истца, с 17.04.2008 Л. - внучка, с 18.11.1971 П. - жена (л.д. 27).

Отказ в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма обоснован ответчиком тем, что Чупраков Л.П. намеренно ухудшил свои жилищные условия и не истек пятилетний срок.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2009 № 1 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судом установлено, что внучка истца Л. и правнук Л. зарегистрированы в квартире истца и вселены в жилое помещение в качестве членов семьи Чупракова Л.П. с согласия собственников, что следует из копии лицевого счета (л.д. 27) и объяснений Чупракова (л.д. 13).

В судебном заседании установлено, что Чупраков Л.П. со всеми проживающими и зарегистрированными в квартире родственниками живет одной семьей, ведет с ними совместное хозяйство, что характеризует совместное проживание истца с П., внучкой и правнуком как с членами семьи. Указанный вывод следует из обращений Чупракова Л.П. (л.д. 10-14, 24), акта проверки жилищных условий (л.д. 25-26), пояснений свидетеля Л., согласно которым они проживают с сыном, дедушкой и его женой единой семьей, она осуществляет за ними уход, так как П. и Чупраков Л.П. находятся в преклонном возрасте, имеют заболевания, которые не позволяют им в полной мере обслуживать себя самостоятельно. Иного в судебном заседании не доказано.

Что касается намеренности ухудшения жилищных условий. Согласно пояснениям свидетеля Л. в сентябре 2007 она забеременела. На тот период она проживала в г. Москве, своего жилья у неё не было. Её родители проживают в г. Архангельске. Вернуться в Архангельск она не могла, так как ее отец был болен туберкулезом, в одном помещении с ним она жить не могла. Она была вынуждена переехать к дедушке в г.Омск. По приезду она зарегистрировалась у него в квартире. Когда родился сын, она зарегистрировала его тоже у дедушки. С 2010 года сын посещает детский сад недалеко от дома, при необходимости они обращаются в поликлинику по месту жительства. Считает, что её переезд носит вынужденный характер, не связан с намерением деда ухудшить свои жилищные условия в целях получения жилья. Она ухаживает за дедом и его женой, ей некуда уходить, переезжать никуда не планирует.

Пояснения свидетеля согласуются с представленными суду документами, в том числе выпиской из амбулаторной карты Л. - отца свидетеля (л.д. 96, 97).

Суд считает, что совокупность представленных доказательств дает основание прийти к выводу о том, что Л. была зарегистрирована в квартире Чупракова Л.П. с целью совместного проживания единой семьей, а не в целях получения жилой площади. Косвенным доказательством этому служит и то, что Чупраков Л.П. обратился с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении 22.06.2010, то есть спустя более двух лет, а внучку зарегистрировал ещё до Указа Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что истец намеренно совершил действия, в результате которых стал обеспечен общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд считает доводы Администрации г. Омска об отсутствии у Чупракова Л.П. права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоятельными.

В судебном заседании установлено, что Чупраков Л.П., П. являются в равных долях собственниками <адрес> (л.д. 28). Л. жилой площади в собственности не имеет. Л. является собственником 1/5 доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 102). Указанная доля перешла ей в порядке приватизации на основании договора от 04.12.2006 (л.д. 101), так как на тот момент она была зарегистрирована по данному адресу. Она выдала доверенность на мать (л.д. 100), которая занималась вопросами приватизации. Суд считает, что указанную доля не должна быть учтена при постановке Чупракова Л.П. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как в судебном заседании установлено, что в силу заболевания отца Л. с сыном не могут проживать в г. Архангельске, более того, у них нет такого намерения вообще, она постоянно с февраля 2008 года проживает совместно с Чупраковым Л.П., ведет с ним общее хозяйство, осуществляет уход за ним, её сын родился в г. Омске <данные изъяты> Указанные факты свидетельствуют о том, что проживание Л. и Л. в г. Омске носит постоянных характер, поэтому суд пришел к выводу, что оснований учитывать долю в праве собственности на квартиру, расположенную в другом регионе нельзя.

Учитывая изложенное выше, а также то, что истец Чупраков Л.П. является участником Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право на реализацию мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем как участник Великой Отечественной войны, что прямо предусмотрено Федеральным Законом «О ветеранах», суд считает требования прокурора Советского административного округа города Омска в интересах Чупракова Л.П. подлежащими удовлетворению полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Советского административного округа города Омска в интересах Чупракова Л.П. удовлетворить.

Признать п. 3 постановления Администрации г. Омска от 27.07.2010 № 627-п «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» в части отказа в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Чупракова Л.П., незаконным.

Признать Чупракова Л.П. нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию города Омска принять Чупракова Л.П. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с момента фактического обращения Чупракова Л.П. в Администрацию г. Омска с соответствующим заявлением - с 22.06.2010.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья           Е.А. Вагнер

-32300: transport error - HTTP status code was not 200