Дело № 2-5307/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 08 ноября 2011 года город Омск Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А., при секретаре судебного заседания Ковальской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области к Бюджетному учреждению города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа города Омска» о признании незаконной деятельности по выбросу в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, приостановлении деятельности, у с т а н о в и л : Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (Росприроднадзор по Омской области) обратился в суд с названным иском, указывая, что на основании распоряжения руководителя Управления Росприроднадзора по Омской области № 105н от 24.05.2011 проведена плановая выездная проверка в отношении БУ «УБ ЦАО». 18.07.2011 в ходе проверки установлено, что в соответствии с постановлением Администрации г.Омска от 29.04.2011 № 409-п, БУ «УБ ЦАО» является вновь созданным предприятием путем изменения существовавшего Автономного учреждения «Управление благоустройства Центрального административного округа», с сохранением основных целей его деятельности. Предметом деятельности Учреждения является обеспечение надлежащего содержания территорий в сфере внешнего благоустройства и зеленого строительства в соответствии с действующими нормами и утвержденными стандартами качества предоставления муниципальных услуг. Установлено, что на момент проверки, на предприятии имеются действующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в количестве 17 единиц: источник №0001- гараж специальной техники, источник №0002- гараж легкового транспорта, источник №0003-дизельный бокс, источник №0004- самосвальный бокс, источник №0005- - РММ, источник № 0006 - электроцех, источник №0007 - кузница, источник №0008- сварочный цех, источник №0016- сварочный участок, источник №0017 - стояночный цех, источник №0018 - столярный цех, источник №6003 - неорганизованный склад песка, источник №6004 - неорганизованный склад песка, источник №6006 - теплая стоянка автотранспорта, источник №6008 - ремонтный бокс, источник №6014 -стояночный бокс, источник №6020 - цех наметки щеток. На предприятии не имеется инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также предельно допустимые выбросы для работающего оборудования не устанавливались. Пыле-газоочистное оборудование на источниках выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует. Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 5,402 тонн в год. Выявлено, что в нарушение требований ч.1 ст. 14 Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация указанных источников осуществляется без специального разрешения, выданного территориальным органом Федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, имевшееся у АУ г.Омска «УБ ЦАО» №189 от 25.04.2008, было действительно до 15.05.2010. Выбросы осуществлены при отсутствии у БУ г. Омска «УБ ЦАО» специального разрешения, наличие которого в электронной базе данных и журнале регистрации выданных разрешений Управления Росприроднадзора по Омской области, не числится. Нарушения БУ г.Омска «УБ ЦАО» в области охраны окружающей среды подтверждаются: вступившим в законную силу постановлением № ВЗТА -321/07- 168/2011 от 21.07.2011 о назначении административного наказания по ч. 1 ст.8.21 КоАП РФ; актом проверки № ВЗТА - 321 от 21.07.2011; справкой о деятельности БУ г.Омска «УБ ЦАО». Просит признать незаконной деятельность БУ «Управление благоустройства ЦАО г.Омска» без разрешения на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ, приостановить деятельность стационарных источников эксплуатируемых ответчиком до получения специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (л.д.2-5). В порядке ст.39 ГПК РФ истец представил уточнение к иску, просит признать деятельность БУ г.Омска «УБ ЦАО» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконной, возложить на ответчика обязанность в срок до 31.01.2012 г. устранить нарушение требований природоохранного законодательства, получив в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В обоснование уточненного иска указано, что в настоящее время установлено, что ответчик принимает меры к устранению нарушений допущенных в области природоохранного законодательства, а именно: согласована с Управлением Росприроднадзора по Омской области инвентаризация источников выбросов вредных веществ в атмосферу. Однако, до настоящего времени ответчиком осуществляются выбросы вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, хотя у ответчика имеется действующий проект ПДВ на основании которого имеется возможность получить разрешение на выброс в атмосферный воздух вредных веществ, обратившись с соответствующим заявлением к истцу. В связи с тем, что приостановка деятельности является исключительной мерой, считают возможным заменить исковое требование о приостановлении деятельности стационарных источников эксплуатируемых ответчиком до получения специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на требование об обязании ответчика получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до 31.01.2012 г (л.д.89-90). В судебном заседании представитель истца Управления Росприроднадзора по Омской области Камшилина Г.В., действующая на основании доверенности от 05.07.2011 (л.д.35) исковые требования в уточненном варианте поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточнении к нему. Просит признать деятельность БУ г.Омска «УБ ЦАО» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконной, возложить на ответчика обязанность в срок до 31.01.2012 г. устранить нарушение требований природоохранного законодательства, получив в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. В судебном заседании представитель ответчика БУ города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» Брехов Д.Д., действующий на основании доверенности от 05.09.2011, действительной сроком на один год (л.д.94) исковые требования с учетом уточнений признал в полном объеме. Указал, что в настоящее время принимаются меры к получению БУ г.Омска «УБ ЦАО» разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Так, 18.10.2011 между БУ города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» и ООО «Природоохранный Центр» заключен договор №2199-ПДВ/2011, в рамках которого для ответчика будет разработан и оформлен проект нормативов предельно допустимых выбросов, после чего ответчик будет иметь возможность обратиться в Управление Росприроднадзора по Омской области за получением разрешения на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Указал, что в установленный истцом срок до 31.01.2012 БУ города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» устранит нарушение требований природоохранного законодательства и получит разрешение на выброс в атмосферный воздух вредных (загрязняющих) веществ. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно п.п. 5.2, 5.9 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 23.06.2011 № 400, Управление имеет право применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства РФ; для осуществления своих полномочий имеет право направлять в судебные инстанции материалы о выявленных в результате проверок нарушениях. В судебном заседании установлено, что 24.05.2011 руководителем Управления Росприроднадзора по Омской области издано распоряжение о проведении плановой выездной проверки юридического лица - Бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа города Омска», предметом данной проверки являлось соблюдение данным учреждением в процессе осуществления деятельности обязательных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды (л.д.7-9). 21.07.2011 Управлением Росприроднадзора по Омской области составлен акт проверки № ВЗТА-321, которым зафиксированы нарушения: сброс БУ г.Омска «УБ ЦАО» на почву отходов потребления и производства, при производстве работ (содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования) сброс канализации, сброс используемой для промывки ливневой канализации воды в водные объекты р.Иртыш и р.Омь, сброс вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод с нарушением правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты р.Иртыш и р.Омь в части отсутствия разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, эксплуатация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу без специального разрешения, выданного территориальным органом Федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды (л.д.10-12). 18.07.2011 в отношении БУ г.Омска «УБ ЦАО» составлен протокол № ВЗТА-321/07-168/2011 об административном правонарушении, на основании которого правонарушитель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, выразившееся в сбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения (л.д.13) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей на основании постановления № ВЗТА-321/07-168/2011 о назначении административного наказания (л.д.14). Как установлено в ходе проверки, на предприятии ответчика имеются действующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в количестве 17 единиц: источник №0001- гараж специальной техники, источник №0002- гараж легкового транспорта, источник №0003-дизельный бокс, источник №0004- самосвальный бокс, источник №0005- - РММ, источник № 0006 - электроцех, источник №0007 - кузница, источник №0008- сварочный цех, источник №0016- сварочный участок, источник №0017 - стояночный цех, источник №0018 - столярный цех, источник №6003 - неорганизованный склад песка, источник №6004 - неорганизованный склад песка, источник №6006 - теплая стоянка автотранспорта, источник №6008 - ремонтный бокс, источник №6014 -стояночный бокс, источник №6020 - цех наметки щеток. На предприятии не имеется инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также предельно допустимые выбросы для работающего оборудования не устанавливались. Пыле-газоочистное оборудование на источниках выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух отсутствует. Валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет 5,402 тонн в год. При этом, эксплуатация указанных источников осуществляется без специального разрешения, выданного территориальным органом Федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Указанные обстоятельства отражены в справке о деятельности БУ г. Омска «УБ ЦАО», составленной по результатам проверки от 21.07.2011 Управлением Росприроднадзора по Омской области (л.д.16-22). Разрешение на выброс вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух, имевшееся у АУ г.Омска «УБ ЦАО» №189 от 25.04.2008, было действительно до 15.05.2010. Выбросы осуществлены при отсутствии у БУ г. Омска «УБ ЦАО» специального разрешения, наличие которого в электронной базе данных и журнале регистрации выданных разрешений Управления Росприроднадзора по Омской области, не числится. Факт отсутствия у ответчика разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух также подтвержден в судебном заседании представителем БУ г. Омска «УБ ЦАО». Согласно ч.1 ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником, допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом Федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Согласно ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Согласно ч.2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Согласно ч.4 ст.23 ФЗ « Об охране окружающей среды» установлено, что выбросы химических веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов веществ, лимитов на выбросы допускаются на основании разрешений, выданных органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды. На основании п.2 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды » нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено, что органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В соответствии с частью 1 ст.22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающих из экологических правоотношений. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что деятельность Бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа города Омска» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконной и в части требований истца о признании указанной деятельности незаконной оно подлежит удовлетворению. Суд также считает подлежащим удовлетворению требование истца о возложении на ответчика обязанности по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, с указанием срока для его получения - до 31.01.2012, так как в настоящее время между ответчиком и ООО «Природоохранный Центр» заключен договор №2199-ПДВ/2011 на разработку и оформление проекта нормативов предельно допустимых выбросов от 18.10.2011, после оказания ответчику услуг в рамках данного договора по изготовлению проекта предельно допустимых выбросов БУ г.Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа города Омска» сможет обратиться к истцу с заявлением о выдаче ему разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Признать деятельность Бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа города Омска» по осуществлению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в отсутствие специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух незаконной. Обязать Бюджетное учреждение города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа города Омска» в срок до 31 января 2012 года устранить нарушение требований природоохранного законодательства путем получения в установленном законом порядке разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.А.Вагнер