№ 2-4953/2011 Решение Именем Российской Федерации 12 октября 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре судебного заседания Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Омска в интересах Сливковой А.С. к Администрации города Омска, Правительству Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор города Омска в интересах Сливковой А.С. обратился в суд с иском к Администрации города Омска, Правительству Омской области о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что Сливкова А.С. является лицом, относящимся к категории детей-сирот. Её мать лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Согласно постановлению Администрации Центрального района города Омска от 26.04.1995 года № «Об определении в детский дом несовершеннолетних СЮВ, Сливковой А.С., СМС, СЕС» несовершеннолетние дети, в том числе Сливкова А.С., проживающие по адресу: <адрес>, были определены в детский дом. Пунктом 2 постановления за несовершеннолетними детьми, в том числе, за Сливковой А.С. закреплена жилая площадь по указанному адресу. Однако, права собственности на данное жилое помещение Сливкова А.С. не имеет. Приказом директора БОУ Омской области НПО «Профессиональное училище № 51» № от 01.09.2007 года Сливкова А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зачислена на очную форму обучения в БОУ Омской области НПО «Профессиональное училище № 51» по специальности «швея» и находилась на полном государственном обеспечении по 30.06.2009 года. Постановлением Администрации г. Омска от 10.08.2009 года №-п она была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по общему списку с 10.08.2009 года. Однако, ее заявление Департаментом жилищной политики Администрации города Омска пересмотрено, в результате чего, Сливкова А.С. включена во внеочередной список нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставляемом по договору социального найма по категории «дети-сироты». В настоящее время Сливкова А.С. жилья не имеет. Просит обязать Администрацию города Омска предоставить Сливковой А.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке по категории «Дети-сироты» за счет субвенций из бюджета Омской области. Представитель прокуратуры города Омска Беглярова Е.С., действующая на основании доверенности, Сливкова А.С. в судебном заседании поддержали требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представители Администрации города Омска, департамента жилищной политики Администрации города Омска участия в судебном заседания не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Причины неявки суду не сообщили, письменного отзыва не представили. Представитель Правительства Омской области Горскина О.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что Сливкова А.С. встала на учет нуждающихся в жилом помещении в 21 год, т.е. уже, будучи лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с изложенным, ей не может быть предоставлено жилое помещение за счет средств бюджета Омской области. Обеспечение жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, должно производиться в общем порядке, органами местного самоуправления из муниципального жилищного фонда. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Выслушав представителя прокуратуры города Омска, Сливкову А.С., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Мотивируя решение, суд исходит из того, что Сливкова А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что стороной ответчика не оспаривается. Как следует из материалов дела, мать Сливковой А.С. решением Центрального районного суда города Омска от 27.03.1998 года лишена родительских прав в отношении своей дочери <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 14). Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери (л.д. 18). Постановлением Администрации Центрального района города Омска от 26.04.1995 года № «Об определении в детский дом несовершеннолетних СЮВ, Сливковой А.С., СМС, СЕС» Сливкова А.С. определена в детский дом на полное государственное обеспечение, за несовершеннолетними детьми, в том числе, за Сливковой А.С. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. 35). Право пользования указанным жилым помещением отменено приказом Департамента образования Администрации города Омска от 18.08.2011 года № (л.д. 21). Согласно справке от 18.08.2011 года Сливкова А.С. являлась воспитанницей МОУ Специальная /коррекционная/ школа-интернат города Тары и находилась на полном государственном обеспечении с 09.09.1996 года согласно путевке Комитета по образованию Администрации Омской области от 02.09.1996 года. С 27.04.1995 года находилась в Петропавловской детском доме Муромцевского района согласно путевке Комитета по образованию Омской области от 27.04.1995 года прибыла из Центрального района города Омска (л.д. 34). Приказом директора БОУ Омской области НПО «Профессиональное училище № 51» № от 01.09.2007 года Сливкова А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зачислена на очную форму обучения в БОУ Омской области НПО «Профессиональное училище № 51» по специальности «швея» и находилась на полном государственном обеспечении по 30.06.2009 года. Постановлением Администрации города Омска № от 10.08.2009 года Сливкова А.С. принята на учет и включена в список граждан, состоящих на учете, утвержденном постановлением Мэра города Омска от 13.01.2009 года № «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на 2009 год» (л.д. 29). 08.07.2011 года комиссией по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска было повторно рассмотрено учетное дело Сливковойо А.С. Учитывая, что Сливкова А.С. не является членом семьи собственника жилого помещения, решением Комиссии (протокол № от 08.07.2011 года) Сливкова А.С. была включена во внеочередной список по категории «дети-сироты» (л.д. 24-26, 27). По сведениям ГП Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области Сливкова А.С. в числе собственников недвижимого имущества не значится (л.д. 14 оборот, л.д. 33). Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 г. установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Исходя из анализа положений ст.ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии со ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. № 1061-ОЗ Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 3 статьи 37, пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 15 статьи 44, пунктом 2 статьи 45, пунктом 3 статьи 46 настоящего Кодекса. Положения настоящего Кодекса о наделении органов местного самоуправления Омской области государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год при условии, если данным законом предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных государственных полномочий. Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению №5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как установлено в ходе судебного заседания и следует из материалов дела, Сливкова А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 10.08.2009 года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. В соответствии с Закон Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год. Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме 75.000 000 рублей (приложение 6). При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Обязать Администрацию города Омска предоставить Сливковой А.С. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья