№ 2-5253/2011г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 октября 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Рыбалко О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к Афанакиной Т.В., Трунилину И.И. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, установил: Росимущество обратилось в суд с вышеназванным иском к ответчику, в обоснование требований указав, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.12.2004 года за Афанакиной Т.В. зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - нежилые помещения площадью 231,3 кв.м., обозначенные на поэтажном плане под номерами 1-8,11-18, находящиеся в подвале трехэтажного пристроя, литера А2 к зданию АБК и производственного корпуса, расположенного по адресу <адрес> Согласно имеющимся документам указанные объект недвижимого имущества является защитным сооружением гражданской обороны - убежищем что подтверждается паспортом убежища №, актом проверки содержания и использования защитного сооружения гражданской обороны № от 18.11.2009 года, выпиской из журнала защитных сооружений гражданской обороны ГУ МЧС России по Омской области. По Указу Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», установлено что защитные сооружения запрещены к приватизации (п. 2.1.37). Согласно действующему законодательству защитные сооружения гражданской обороны находятся исключительно в федеральной собственности и приватизации не подлежат. С момента ввода в эксплуатацию и до настоящего времени указанный объект является убежищем и может находится исключительно в федеральной собственности. Со ссылкой на ст. 129 ГК РФ полагают что ограниченно оборотоспособное имущество в виде указанного объекта недвижимости находится у ответчика в незаконном владении. Просят истребовать из чужого незаконного владения Афанакиной Т.В. и возвратить в федеральную собственность нежилые помещения площадью 231,3 кв.м., обозначенные на поэтажном плане под номерами 1-8,11-18, находящиеся в подвале трехэтажного пристроя, литера А2, к зданию АБК и производственного корпуса, расположенного по адресу <адрес> В судебном заседании представитель истца Федулина О.А. (по доверенности) заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить. Полагает что срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском не пропущен поскольку истцу о том, что спорный объект находится в частной собственности стало известно в 2009 году после проведенной проверки и вынесенного представления прокуратурой Омской области в адрес руководителя. Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Омской области Шулицкий В.Н. (по доверенности) заявленные требования считает обоснованными, дополнительно пояснил, что в ходе проведенной проверки 2009 года защитных сооружений, являющихся объектами стратегического назначения, было выявлено что объект, расположенный по ул. 22 Партсъезда д.98-В в подвале трехэтажного здания находится в частной собственности, используется не по назначению, основные конструкции не нарушены, имеющиеся разрушения являются устранимыми. Всего в г. Омске <данные изъяты> объекта стратегического назначения, в настоящее время проводятся мероприятия по возврату указанных объектов в федеральную собственность. Афанакина Т.В. была надлежаще уведомлена о проведении проверки, однако никаких документов не предоставила. Объекты стратегического назначения могут быть сданы в аренду, с условием что при необходимости в течение 12 часов объект должен быть приведен в соответствие с функциональным назначением и быть готовым для укрытия людей. Представитель Росреестра в судебное заседание не явился, извещены надлежаще. Ответчик Афанакина Т.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, представитель Афанакиной Т.В. - Юмашев А.В. (по доверенности), в судебном заседании требования не признал, по тем, основаниям что Афанакина Т.В. является добросовестным приобретателем спорного объекта недвижимости, указанный объект был реализован с открытых торгов конкурсным управляющим в период банкротства «Сибэлектромонтаж», в последующем при совершении ряда сделок документы на данный объект проходили правовую экспертизу, никаких вопросов не возникало, кроме того во всех документах указанный объект недвижимости числится как подвал, никаких сведений о том, что он является бомбоубежищем нет. Заявил о пропуске срока истцом для обращения в суд с настоящим иском, по тем основаниям, что с 2004 года Афанакина Т.В. является добросовестным плательщиком налогов на указанный объект недвижимости, что свидетельствует о том, что государству в лице истца было известно что спорный объект недвижимости находится в частной собственности. Просит в иске отказать. Привлеченный к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ соответчик Трунилин И.И., в судебном заседании требования не признал, по основаниям изложенным представителем Афанакиной Т.В. Дополнительно пояснил, что по договору купли-продажи приобрел спорный объект недвижимости у Афанакиной Т.Ф., расчет произведен полностью, документы сданы на государственную регистрацию в Росреестр, регистрация приостановлена в связи с определением суда по настоящему делу. Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ лица участвующие в деле обязаны представлять доказательства в обоснование заявленных требований и в обоснование своих возражений. Согласно свидетельству о государственной регистрации права Афанакина Т.В. является собственником нежилых помещений площадью 231,3 кв.м., обозначенных на поэтажном плане под номерами 1-8,11-18, находящихся в подвале трехэтажного пристроя, литера А2 к зданию АБК и производственного корпуса, расположенного по адресу <адрес> (л.д.12). В соответствии со ст. 129 ГК РФ Объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица другому в порядке универсального правопреемства или иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты ограниченно оборотоспособные) определяются в порядке установленном законом. Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ - республикам, краям, областям городам федерального значения, автономной области, автономным округам. ТУ Росимущества в Омской области действует на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года №. Согласно данному Положению ТУ Росимущества в Омской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Омской области, а также осуществляет защиту имущественных интересов и прав Российской Федерации. В соответствии с п. 3 раздела 2 части II Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1991 № 341, предприятия по производству и ремонту систем и элементов любых видов вооружений, производству боевых припасов, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях; объекты гражданской обороны и мобилизационного назначения; военно-техническое имущество, подлежащее утилизации, могли быть приватизированы только по решению Правительства Российской Федерации. Согласно Указу Президента РФ от 24.12.1993 № 2284 "О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", которым были признаны утратившими силу вышеуказанные нормативные правовые акты, установлено, что защитные сооружения запрещены к приватизации (пункт 2.1.37). В соответствии со ст. 3 ч.3 ФЗ № 178 "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежит приватизации имущество, отнесенной федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами может находиться только в федеральной собственности. Согласно пункту 2 раздела III Приложения 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 (далее - Постановление № 3020-1) защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности и защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в Приложениях 1 - 3 к Постановлению N 3020-1 не упомянуты. Защитные сооружения гражданской обороны, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 Постановления № 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта федерации в установленном порядке. Пунктом 1 Постановления № 3020-1, пунктом 7 раздела II и пунктом 2 раздела III приложения № 1 к данному постановлению установлено, что государственные запасы и мобилизационные резервы, а также объекты инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Исключительный характер не предполагает отчуждение таких объектов из федеральной собственности. Согласно пункту 4 статьи 4, пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 21.07.1997 № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" ограничения, установленные законодательством о приватизации на оборот отдельных видов государственного имущества, сохраняют свою силу при всех последующих сделках с указанным имуществом, а отказ в приватизации государственного имущества возможен в случае, если указанное имущество изъято из гражданского оборота или ограничено в гражданском обороте. Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. В соответствии с пунктом 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575, содержание ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации. В силу вышеуказанных норм права, а также пунктов 1, 3, 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", убежища отнесены к объектам гражданской обороны, оборот которых регламентируется абзацем 2 пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации. В мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению. Организация учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны возложена на МЧС России (п.14). Как установлено в судебном заседании нежилые помещения площадью 231,3 кв.м. на поэтажном плане под номерами 1-8,11-18 находятся в подвале трехэтажного пристроя, литера А2 к зданию АБК и производственного корпуса. Согласно регистрационному удостоверению № от 10.07.1998 года 865/1000 доли строения, расположенного по адресу <адрес>, в том числе трехэтажный пристрой, в котором расположен спорный объект недвижимости принадлежали на праве собственности <данные изъяты> (л.д.30 т.1). Согласно выписке из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны Омской области ГУ МЧС России по Омской области под инвентарным номером № значится ЗС ГО № расположенное по адресу <адрес> общей площадью 234 кв.м. год ввода в эксплуатацию 1985 (л.д.63 т.1). Указанный объект имеет паспорт убежища № на момент приемки в эксплуатацию 1985 г. принадлежал <данные изъяты>» (л.д.58-62 т.1). Согласно сведениям предоставленным ГП Омской области «ОЦТИиЗ» подтверждается соответствие указанного объекта недвижимости: выкопировка из плана подвала строения на 08.12.2005 г., на 04.04.2006 г., на 08.10.1997 г.. 28.01.2001 г., экспликация к поэтажному плану строения из которых следует что указанный объект является подвалом ГО, помещением для укрываемых (л.д.78-82 т.2). Как следует из пояснений представителя ГУ МЧС России в судебном заседании в соответствии с приказом МЧС РФ № от 15.12.2002 года 18 ноября 2009 года была проведена проверка содержания защитного сооружения гражданской обороны инв. №, в ходе которой было выявлено что защитное сооружение используется в интересах собственника, не готово к приему укрываемых, более подробно состояние объекта отражено в акте составленном по результатам проверки (л.д.64-65 т.1). Афанакина Т.В. была надлежащим образом уведомлена о предстоящей проверке, о чем свидетельствует письмо датированное 01.11.2009 года (л.д.192 т.2). Согласно вышеуказанного приказа данные проверки проводятся 1 раз в 3 года. После проведения проверки данные были направлены Прокурору Омской области (л.д.66 т.1). 18.11.2010 года в адрес Руководителя ТУ Росимущества в Омской области направлено представление об устранении нарушений законодательства о государственной собственности РФ, предназначенного для гражданской обороны населения (л.д. 98-102 т.1). Представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с настоящим иском. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года. В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности следует исчислять с 18.11.2009 года с момента проведения проверки указанного объекта защитного сооружения. Доводы представителя ответчика о том, что истцу было известно о нахождении защитного сооружения в частной собственности, а именно у Афанакиной Т.В. с 2004 года, в связи с тем что она осуществляла оплату установленных налогов и сборов на данный объект недвижимости, суд находит не состоятельными. Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено что данный объект недвижимости является защитным сооружением гражданской обороны - убежищем, которое относится исключительно к федеральной собственности, и является объектом гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается. Данные, объективно подтверждающие прекращение в установленном законом порядке права федеральной собственности на недвижимое имущество со специализированным объектом мобилизационного назначения, в материалы дела не представлены, что по мнению суда свидетельствуют об отсутствии таковых. Как установлено в судебном заседании спорный объект недвижимости по договору купли-продажи передан Афанакиной Т.В. (продавец) Трунилину И.И. (покупатель), расчет произведен. Согласно требованиям п. 2 ст. 8, ст.ст. 130, 131 ГК РФ право собственности и иные вещные права на недвижимое имущество, в том числе и земельные участки, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре и возникают с момента указанной регистрации, если иное не установлено законом. В п. 1 ст. 16 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Согласно п. 1 ст. 2 указанного закона под государственной регистрацией понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения) перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать имущество из чужого незаконного владения. С учетом установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу о том, что заявленные Росимуществом требования подлежат удовлетворению в полном объеме, надлежащим ответчиком по настоящему делу является Афанакина Т.В. В то же время ответчик Афанакина Т.В. не лишена права обращения в суд с соответствующим иском за защитой своих нарушенных прав к предыдущему собственнику спорного объекта недвижимости. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд решил: Истребовать из чужого незаконного владения Афанакиной Т.В. нежилые помещения площадью 231,3 кв.м. на поэтажном плане под номерами 1-8,11-18, находящиеся в подвале трехэтажного пристроя, литера А2 к зданию АБК и производственного корпуса расположенного по адресу <адрес>, возвратив в Федеральную собственность. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней, а стороной, не присутствующей в судебном заседании в суд, вынесший заочное решение, в течение 7 дней с момента получения копии решения. Судья: