Дело № 2-4300/2011 Решение Именем Российской Федерации 25 октября 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Москаленко Е.П. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Омской области к Некоммерческому партнерству «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» о ликвидации, Установил: Управление Министерства юстиции РФ по Омской области обратилось в суд с названным иском к НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК», указывая, что ...... Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по ЦАО города Омска зарегистрировано Некоммерческое партнерство «Учебно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК», ОГРН №. В ведомственном реестре некоммерческих организаций данная организация зарегистрирована за учетным номером №. В нарушение требований ФЗ «О некоммерческих организациях», организация не представила в Управление Министерства юстиции РФ по Омской области отчет о своей деятельности, информацию о персональном составе руководящего органа, а также документы о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2006 - 2008 годы. В связи с чем, в адрес организации 20.08.2009 года вынесено письменное предупреждение, которое направлено по домашнему адресу руководителя. Предупреждение получено адресатом, но в установленный срок не исполнено. Также, 21.05.2010 года организации вынесено предупреждение, которое направлено по месту ее регистрации. Предупреждение возвращено почтой, в связи с отсутствием адресата по указанному адресу. Согласно п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по формам № ОН 0001, ОН 0002 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. В нарушение указанных требований организация не представила в Управление указанную информацию за 2009 год. На основании изложенного, в соответствии со ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», просит ликвидировать Некоммерческое партнерство «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. В ходе подготовки дела к судебному заседанию и его рассмотрения, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в качестве третьих лиц в порядке ст. 42 ГПК РФ привлечено Министерство имущественных отношений Омской области. В судебном заседании представитель истца Управления Министерства юстиции РФ по Омской области Самерханова А.Н., действующая на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Считает, что наличие решения Арбитражного суда Омской области о взыскании с ответчика в пользу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области задолженности по арендной плате и пени не является основание для отказа в удовлетворении заявленных требований. Просила иск удовлетворить. В судебное заседание представитель третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерства имущественных отношений Омской области – не явился, извещен надлежаще, самостоятельных требований относительно предмета спора не заявил, письменного отзыва относительно заявленных требований не представил, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В судебном заседании представитель ответчика НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» Комаров Ю.В., действующий на основании доверенности, заявленные исковые требования признал в полном объеме, не возражал против ликвидации НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» и исключения данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц, пояснив, что НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» не ведет хозяйственную деятельность более года, отсутствуют движения по расчетным счетам, у ответчика отсутствует на балансе какое-либо имущество для погашения кредиторской задолженности. На сегодняшний день в штате НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» нет ни одного работника, в том числе директора и главного бухгалтера, в связи с чем, в случае отказа в удовлетворении иска вести хозяйственную деятельность будет некому. Также невозможно будет начислять и уплачивать обязательные платежи и производить расчеты с кредиторами и соответственно предоставлять сведения о своей деятельности, составе руководящих органов, документов о расходовании денежных средств. Настаивал на рассмотрении дела по существу. В судебном заседании представитель третьего лица Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области Усько М.П., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, поскольку ликвидация НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» приведет к нарушению прав Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, в пользу которого решением Арбитражного суда Омской области от 09.12.2010 года с ответчика взыскана задолженность по арендной плате и пени. Исполнительный лист, выданный на основании указанного решения, предъявлен взыскателем в службу судебных приставов для исполнения. В судебном заседании представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области Созин С.В., действующий на основании доверенности, вопрос об удовлетворении исковых требований либо отказе в их удовлетворении оставил на усмотрение суда. Представил письменные пояснения. В судебное заседание представитель третьего лица УФНС России по Омской области - не явился, извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном ходатайстве указал на то, что Некоммерческое партнерство «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» имеет задолженность по налоговым платежам по состоянию на 11 ноября 2010 года в сумме 74 177 рублей 93 копейки, в связи с чем, ликвидация судом данной организации лишит права налоговый орган на взыскание указанной задолженности. Кроме того, со ссылкой на положения ч. 1 ст. 118 ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» просил, в случае принятая судом решения о ликвидации организации, ликвидировать данное юридическое лицо в порядке статей 61-63 Гражданского кодекса Российской Федерации с возложением обязанностей по ликвидации на лиц, указанных, в ч. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, с целью защиты прав кредиторов. /л.д. 26/. В судебное заседание представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области – не явился, извещен надлежаще, в представленном ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие /л.д. 188/, письменного отзыва относительно заявленных исковых требований не представил. В судебное заседание представитель третьего лица ИФНС России № 1 по ЦАО г. Омска – не явился, извещен надлежаще, письменного отзыва относительного заявленных требований не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, об уважительности причин неявки суду не сообщил. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии с п. 2 ст. 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ, п. 1, п.п. 30.10 п. 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313, «Вопросы Министерства юстиции РФ», а также п.п. 30 п. 5 Положения об Управлении Министерства юстиции по субъекту РФ, утвержденного Приказом Минюста РФ от 25.07.2008 г. № 151 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции РФ по субъекту РФ и Перечня управлений Министерства юстиции РФ по субъектам Российской Федерации», Министерство юстиции РФ и его территориальные органы являются уполномоченными органами, осуществляющими контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами и законодательству РФ. Согласно п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по формам № ОН 0001, ОН 0002 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным. Из материалов дела следует, что ...... Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по ЦАО города Омска зарегистрировано Некоммерческое партнерство «Учебно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК», ОГРН №. В ведомственном реестре некоммерческих организаций данная организация зарегистрирована за учетным номером №. Согласно Уставу местом нахождения Партнерства является <адрес>. /л.д. 7-12/. Обратившись в суд с данным иском, истец указал на то, что ответчиком в адрес уполномоченного органа неоднократно не предоставлялись в установленный срок сведения о продолжении своей деятельности, с указанием действительного места нахождения постоянного действующего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. В связи с указанными обстоятельствами, Управлением Министерства юстиции РФ по Омской области в адрес Некоммерческого партнерства «Учебно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» вынесено предупреждение от 20.08.2009 года за № 03/3627, направленное по домашнему адресу руководителя организации. Указанное предупреждение получено адресатом 08 сентября 2009 года, однако в установленный срок не исполнено. /л.д. 14, 15/. 21 мая 2010 года Управлением Министерства юстиции РФ по Омской области в адрес Некоммерческого партнерства «Учебно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» вынесено предупреждение за № 03/3071, которое было направлено по месту регистрации организации. Предупреждение возвращено почтой, в связи с отсутствием адресата по указанному адресу. /л.д. 16, 17/. Таким образом нарушения законодательства ответчиком устранены не были, необходимые документы, в соответствии с п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», ответчиком в Управление не представлены. В соответствии с п. 10 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации. При таких обстоятельствах, суд находит установленным факт того, что ответчик, обязанный Федеральным законом ежегодно представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, сведения не представляет. В судебном заседании представитель ответчика указанные выше обстоятельства не отрицал, против удовлетворения иска не возражал, пояснив, что НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» не ведет хозяйственную деятельность более года, отсутствуют движения по расчетным счетам юридического лица, на балансе организации отсутствует какое-либо имущество для погашения кредиторской задолженности, в штате Партнерства нет ни одного работника, в подтверждение чего в материалы дела представлен бухгалтерский баланс НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК», согласно которому внеоборотные и оборотные активы организации равны 0. Кроме того, из справки от 24.10.2011 года следует, что 25.02.2011 года НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» ликвидировано, с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Приказами от 25.02.2011 года № 1 и № 2 на основании п. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с ликвидацией предприятия, были уволены главный бухгалтер НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» К.Т.В. и президент Партнерства К.В.А., соответственно. В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда Омской области от 09.12.2010 года, вынесенным по делу по иску Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области к Некоммерческому партнерству «Учебно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» о взыскании денежных средств, с ответчика в пользу Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области взыскана задолженность по арендной плате в сумме 2 675 211 руб. и пени в сумме 1 468 112 руб. 41 коп. /л.д. 83-87/. 19 января 2011 года на основании указанного решения взыскателю выдан исполнительный лист, предъявленный им в Отдел СП по ЦАО № 1 г. Омска для исполнения. /л.д. 88-92/. Возражая против удовлетворения иска, представитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области указал на то, что при наличии указанного выше решения, ликвидация НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» приведет к нарушению прав Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области. Указанный довод суд находит несостоятельным по следующим основаниям. Согласно положениям статьи 407 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В силу статьи 419 ГК РФ обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.). В соответствии со ст.ст. 61, 62, 63, 64 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано. Согласно ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Из приведенных норм закона следует, что принятое судом решение о ликвидации НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» является основанием для начала процедуры ликвидации организации по решению суда. В ходе ликвидации удовлетворение имущественных требований кредиторов, предъявленных к ликвидируемому (то есть находящемуся в процессе ликвидации) должнику, не исключается, однако осуществляется в особом порядке, предусмотренном ст.ст. 61-64 ГК РФ. Таким образом, удовлетворение данного иска не препятствует взысканию с НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМОК» указанной задолженности. При таких обстоятельства суд находит исковые требования Управления Министерства юстиции РФ по Омской области о ликвидации НП «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» исключении данных о нем из Единого государственного реестра юридических лиц подлежащим удовлетворению в полном объеме. При этом довод представителя УФНС России по Омской области о том, что в случае ликвидации организации, налоговый орган будет лишен права на взыскание с ответчика задолженности по налоговым платежам, которая по состоянию на 11.112010 года составляет 74 177 рублей 93 копейки, не может быть принят судом во внимание, поскольку наличие указанной задолженности не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным выше. Кроме того, требований о взыскании с ответчика указанной суммы задолженности налоговым органом не заявлено. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Решил: Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Учебно-научно-выставочный комплекс «АГРО-ОМСК» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. Решение суда может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова