Дело №2-5746/2011. Решение от 21.11.2011 г. по заявлению Тришиной Е.С. о признании незаконным бездействия ГУ по земельным ресурсам Омской области.



Дело № 2-5746/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А. при секретаре судебного заседания Ковальской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сычева С.А., Парахуда Т.А., Тришиной Е.С. о признании незаконным бездействия Главного управления по земельным ресурсам Омской области, обязании устранить нарушение прав и свобод заявителей,

у с т а н о в и л :

Сычев С.А., Парахуда Т.А., Тришина Е.С. (далее - заявители)обратились в суд с заявлениями, в обоснование которых указали, что 09.06.2011 они обратились в Главное управление по земельным ресурсам по <адрес> (далее - ГУЗР) с заявлениями о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером № занятого объектами недвижимости (двухэтажный гаражный комплекс и овощехранилище), расположенными по адресу: <адрес> К заявлениям был приложен пакет документов, подтверждающий право собственности заявителей на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке. Земельный участок принадлежит Комплексу потребительского кооператива «Урожай-2» на праве бессрочного (постоянного) пользования. Границы земельного участка сформированы, данные о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости. Одновременно с заявлениями Сычева С.А., Парахуда Т.А., Тришиной Е.С. в ГУЗР было подано заявление 09.06.2011 Кооперативом о прекращении права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком в связи с подачей всеми собственниками объектов недвижимости, расположенных на нем, заявлений о предоставлении данного земельного участка в общую долевую собственность. Ссылаясь на ст. 36 Земельного кодекса РФ заявители считают, что их права нарушены тем, что ГУЗР до настоящего времени не принял никаких решений. Отказов, предложений или иных сообщений от ГУЗР в адрес заявителей не поступало. От председателя Кооператива им известно, что в июле 2011 года поступило письменное предложение об устранении выявленного правонарушения: нецелевого использования части земельного участка. 25.08.2011 Кооператив уведомил ГУЗР об устранении нарушения, но ГУЗР ответил отказом в рассмотрении заявлений, мотивируя тем, что необходимо подтверждение об устранении правонарушения. 04.10.2011 Кооператив повторно уведомил ГУЗР об устранении выявленного правонарушения и попросил возобновить процедуру оформления земельного участка в общую долевую собственность членов Кооператива, предоставив акт проверки соблюдения земельного законодательства. Однако, до настоящего времени ни заявители, ни Кооператив не получил ответа от ГУЗР. Считают, что не совершая никаких действий, предусмотренных ч. 6 ст. 36 ЗК РФ, ГУЗР допускает бездействие, в результате которого созданы препятствия к осуществлению заявителями его исключительного права на приватизацию земельного участка. Просят суд, признать незаконным бездействие ГУЗР, выраженное в непринятии решения о предоставлении в общую долевую собственность в составе всех собственников объектов недвижимости в Комплексе потребительского гаражного кооператива «Урожай-2» выше названного земельного участка. В порядке реализации мер по устранению в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод гражданина или препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, предусмотренных ч. 1 ст. 258 ГПК РФ обязать ГУЗР принять решение о предоставлении в общую долевую собственность всем собственникам объектов недвижимости в Комплексе потребительского гаражного кооператива «Урожай-2» земельного участка, а также подготовить и заключить соответствующий договор купли-продажи земельного участка. Кроме того, заявители просят взыскать в свою пользу судебные расходы, выразившиеся в оплате государственной пошлины, оплате услуг нотариуса по оформлению доверенности и в оплате услуг представителя (л.д. 3-5, 89-91, 117-119).

Определением Центрального районного суда г. Омска от 14.11.2011 заявления соединены в одно производство (л.д. 145).

Заявители в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 18, 100, 130).

Представитель заявителей Новоселов А.В., действующий на основании доверенностей от 17.10.2011,, действительных сроком три года (л.д. 11, 96, 125), требования заявителей поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица на стороне заявителей - Комплекса потребительского гаражного кооператива «Урожай-2», Буяльский А.М., действующий на основании доверенности от 30.03.2011, действительной сроком один год (л.д. 17), поддержал требования заявителей. Настаивал на удовлетворении заявлений о признании незаконным бездействия Главного управления по земельным ресурсам Омской области и обязании предоставить земельный участок в общую долевую собственность членов кооператива.

Представитель Главного управления по земельным ресурсам Омской области Рейтер М.А., действующая на основании доверенности от 11.01.2011, действительной до 31.12.2011 (л.д. 16), заявленные требования не признала в полном объеме. Пояснила, что полный пакет документов поступил 15.11.2011, то есть после устранения нарушения земельного законодательства и после актуализации сведений о собственниках строений, расположенных на земельном участке. Оснований утверждать, что Главное управление по земельным ресурсам Омской области бездействует, у заявителей не имеется. Представила отзывы, в которых отражена аналогичная позиция (л.д. 152-157). Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и проанализировав представленные доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, суд находит требования заявителей не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Сычев С.А., Парахуда Т.А., Тришина Е.С. являются собственниками объектов недвижимости - гаражных боксов и овощных ячеек, местоположение которых определено: <адрес> Указанные факты подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 7, 8, 93, 121, 122). Кроме того, в судебном заседании не оспаривалось, что заявители являются членами Кооператива.

Согласно кадастровому паспорту земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве бессрочного (постоянного) пользования КПГК «Урожай-2» с указанием вида разрешенного использования - двухэтажный гараж и коллективное овощехранилище (л.д. 167-175).

06.02.2010 общим собранием Кооператива было принято решение об избрании председателя Кооператива Б. уполномоченным лицом, представляющим интересы коллектива для оформления земли в общую долевую собственность (л.д. 176).

09.06.2011 Сычев С.А. обратился в ГУЗР с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, расположенного на территории города Омска, № на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности (л.д. 21). Аналогичные заявления были поданы Парахуда Т.А. и Тришиной Е.С. (л.д. 105, 135). К заявлениям были приложены паспорт гражданина, свидетельство о регистрации права, технический паспорт на объект недвижимости (л.д. 23, 25, 108, 137, 139, 24, 26, 109-110, 138, 140).

Одновременно с заявителями 09.06.2011 в ГУЗР было подано заявление от председателя Кооператива о прекращении права бессрочного (постоянного) пользования земельным участком КПГК «Урожай-2», при этом основанием для подачи такого заявления явилось оформление земельного участка в долевую собственность членов Кооператива (л.д. 28).

Ст. 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В судебном заседании установлено, что заявители оспаривают бездействие Главного управления по земельным ресурсам Омской области по принятию решения о предоставлении в общую долевую собственность всем собственникам объектов недвижимости в Комплексе потребительского гаражного кооператива «Урожай-2» земельного участка с кадастровым номером №

Указом Губернатора Омской области от 16.06.2006 № 95 создано Главное управление по земельным ресурсам Омской области, утверждено Положение о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области.

ГУЗР является специально уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сфере регулирования земельных отношений, возникающих в связи с управлением и распоряжением земельными участками. Задачами ГУЗР являются, в том числе обеспечение соблюдения законодательства в сфере использования и распоряжения земельными участками.

В функции ГУЗР входят, в том числе: участвует в реализации государственной политики Омской области в сфере предоставления земельных участков; взаимодействует с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в сфере осуществления государственного земельного контроля в порядке, установленном федеральным законодательством; принимает решения о предоставлении в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование земельных участков, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в соответствии с законодательством; рассматривает заявления граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что вопросы предоставления земельного участка в собственность, прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком отнесены к полномочии ГУЗР. Соответственно, ГУЗР имел право рассматривать заявления и пакет документов, так же как и решать вопрос о предоставлении либо об отказе в общую долевую собственность членов Кооператива земельного участка, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участкам.

Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирует приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

В судебном заседании бесспорно установлено, что 09.06.2011 заявители обратились в ГУЗР с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка, при этом приложили копии документа, удостоверяющего личность, свидетельств о государственной регистрации права на объект недвижимости расположенный на испрашиваемом земельном участке и технического паспорта объекта недвижимости.

На момент обращения заявителей Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения был утвержден Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 № 370 (период действия до 14.10.2011).

На момент вынесения решения действовал Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 13.09.2011 № 475.

Тем не менее, оба Перечня указывали на наличие выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на строения, расположенные на испрашиваемом земельном участке, о правах на приобретаемый земельный участок. Указанные выписки должны быть актуальные.

В судебном заседании установлено, что 08.06.2011 в адрес ГУЗР из Управления Росреестра поступило обращение с информацией о допущенном земельном правонарушении, согласно которому часть земельного участка с кадастровым номером № используется не в соответствии с установленным видом разрешенного использования (л.д. 158).

Из предупреждения о допущенном земельном правонарушении следует, что часть земельного участка с кадастровым номером № используется не в соответствии с установленным видом разрешенного использования, а именно: для организации и размещения кафе, представляющего собой кирпичное строение. Указанный земельный участок принадлежит КПГК «Урожай-2» на праве бессрочного (постоянного) пользования, вид разрешенного использования земельного участка - «Двухэтажный гараж и коллективное овощехранилище». Данными действиями КПГК «Урожай-2» были нарушены нормы, установленные ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем Кооператив обязали устранить допущенные нарушения в срок до 15.09.2011 (л.д. 159-160).

09.06.2011 представителем заявителей подано заявление в ГУЗР о предоставлении в общую долевую собственность испрашиваемого земельного участка (л.д. 21, 105, 135).

22.06.2011 специалисты ГУЗР провели обследование земельного участка, о чем составили акт (л.д. 161-166), согласно которому установлено, что на испрашиваемом земельном участке расположены 2-этажные железобетонные гаражи боксового типа и овощехранилище, входящие в состав КПГК «Урожай-2». В границах обследуемого земельного участка расположено 2-этажное кирпичное строение мансардного типа, <адрес> На момент обследования ритуальный салон и кафе работали.

08.07.2011 ГУЗР в адрес представителя заявителей, которым являлся председатель КПГК «Урожай-2», направлено предложение об устранении допущенного нарушения нецелевого использования земельного участка (л.д. 177).

25.08.2011 от председателя КПГК «Урожай-2» в ГУЗР поступило обращение об устранении вышеуказанного правонарушения (л.д. 178). В ответ на данное обращение ГУЗР направил письмо в адрес председателя КПГК «Урожай-2» с тем, что необходимо подтверждение об устранении выявленного правонарушения (л.д. 179).

07.09.2011 председатель КПГК «Урожай-2» проинформировал ГУЗР о смене собственника гаражного бокса № (л.д. 40).

20.09.2011 в ГУЗР поступила информация Росреестра о том, что проверка КПГК «Урожай-2» будет проведена с 20.09.2011 по 11.10.2011 (л.д. 180). Кроме того, сообщили, что прокуратурой Советского АО г. Омска подготовлено исковое заявление в суд о сносе самовольной постройки (л.д. 181).

28.09.2011 специалисты Росреестра осуществили выход на испрашиваемый земельный участок с целью проверки выполнения предписания об устранении нарушений земельного законодательства, по результатам которого составили акт, подтверждающий, что КПГК «Урожай-2» в установленный срок нарушение земельного законодательства устранил, предписание от 06.06.2011 исполнил, здание кафе не используется, объект недвижимости отключен от сетей электро и водоснабжения (л.д. 43-44)

04.10.2011 Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области проинформировало ГУЗР о том, что КПГК «Урожай-2» устранил ранее выявленное нарушение земельного законодательства (л.д. 182).

04.10.2011 в ГУЗР поступило заявление, подписанное председателем КПГК «Урожай-2» о возобновлении процедуры оформления земельного участка в долевую собственность членам КПГК «Урожай-2» (л.д. 42)

02.11.2011 председателю КПГК «Урожай-2» направлено уведомление о том, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области направлен запрос о предоставлении актуальных сведений о зарегистрированных правах, запрещениях, арестах и ограничениях (л.д. 183, 184).

Из пояснений представителя ГУЗР следует, что 15.11.2011 в адрес ГУЗР поступили соответствующие выписки, в настоящее время проводится соответствующая работа для принятия решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в срок до 15.12.2011. Указанный факт не оспаривался в судебном заседании.

Заявители в обоснование своих требований указывали на бездействие ГУЗР и нарушение их прав в связи с тем, что не принимается никаких решений.

Исходя из приведенных доказательств, суд считает, что бездействия ГУЗР не было, так как велась активная переписка с заявителями через их представителя, а также с Росреестром, выполняя задачи, поставленные перед ним и отраженные в Положении о Главном управлении по земельным ресурсам Омской области.

Кроме того, оспаривая бездействие ГУЗР, заявители ссылались на нарушение сроков рассмотрения их обращения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности осуществляется подготовка проекта договора купли-продажи и данный проект направляется заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Вместе с тем, помимо заявления, для принятия решения необходимо предоставить пакет документов, предусмотренный Перечнем.

В данном случае заявление соответствующей формы с пакетом документов поступило в ГУЗР 09.06.2011, но процедура оформления была приостановлена до устранения нарушения КПГК «Урожай-2» земельного законодательства, которое выразилось в нецелевом использовании части земельного участка, о чем заявители через своего представителя - председателя КПГК «Урожай-2» были извещены, о чем велась переписка, что также следует из заявления о возобновлении процедуры оформления земельного участка в общую долевую собственность от 04.10.2011. Однако, на этот момент необходимы были актуализированные сведения о правах на строения, расположенные на земельном участке, что определено Перечнем. В судебном заседании установлено, что полный пакет документов был собран 15.11.2011. Именно с этой даты следует исчислять срок рассмотрения заявления граждан о предоставлении в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

При таких обстоятельствах суд не может согласиться с доводами заявителей о бездействии ГУЗР, обязании ГУЗР принять решение о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления Сычева С.А., Парахуда Т.А., Тришиной Е.С. о признании незаконным бездействия Главного управления по земельным ресурсам Омской области, обязании устранить нарушение прав и свобод заявителей отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Омска.

Судья Е.А. Вагнер

-32300: transport error - HTTP status code was not 200