Дело №2-5862/2011. Решение от 22.11.2011 г. по иску прокурора САО г.Омска в интересах Вдовина С.А. к Администрации г.Омска, департаменту жилищной политики Администрации г.Омска.



Дело № 2-5862/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 ноября 2011 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А., при секретаре судебного заседания Ковальской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского административного округа города Омска в интересах Вдовина С.А. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Прокурор Советского АО г.Омска обратился в суд с иском в интересах Вдовина С.А. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование указал, что Вдовин С.А. относится к категории «дети-сироты». На основании постановления Мэра города Омска от 28.01.2009 № 46-п был принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. До настоящего времени жилым помещением по договору социального найма Вдовин С.А. не обеспечен. Просит обязать Администрацию г. Омска предоставить Вдовину С.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм, во внеочередном порядке, за счет субвенций бюджета Омской области (л.д.2-6).

В судебном заседании представитель истца прокуратуры САО г.Омска Троицкая Н.А. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просит обязать Администрацию г. Омска предоставить Вдовину С.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм, во внеочередном порядке, за счет субвенций Омской области.

В судебное заседание истец Вдовин С.А. не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия (л.д. 45).

Представители ответчиков Администрации г. Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще (л.д. 43, 44). Представлен отзыв на иск (л.д. 47-49), просили рассмотреть дело без их участия.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства образования Омской области Гальцов В.В., действующий на основании доверенности от 09.12.2010, действительной сроком на три года (л.д. 54), возражал против удовлетворения исковых требований, так как Вдовин С.А. был поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в 2009, когда истцу было 21 год, тогда как субвенции Омской области предусматривают возможность обеспечения жилыми помещениями гражданами, вставшими на учет не позднее исполнения им 18 лет.

Представитель третьего лица Правительства Омской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще (л.д.39). Представлен отзыв на иск (л.д. 52), согласно которому обязанность по предоставлению жилья должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет средств местного бюджета.

Представители третьих лиц Департамента финансов и контроля Администрации г.Омска, Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежаще (л.д.41,42). О причинах неявки суду не сообщили.

Выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Согласно ст. 5 указанного выше Федерального Закона, перечисленные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законодательным Собранием Омской области 19.06.2008 принят Закон Омской области от 04.06.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в связи с чем, Закон Омской области № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.11.2006 утратил свою силу.

Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

Согласно п. 14 статьи 44 указанного закона, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Согласно п. 14 Закона Омской области № 1061-ОЗ (в редакции с изменениями от 06.04.2010 г.) при обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Постановлением Мэра города Омска от 28.01.2009 № 46-п Вдовин С.А. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д. 15).

По информации из Управления Росреестра по Омской области от 21.07.2011 Вдовин С.А. в числе собственников недвижимого имущества на территории г.Омска Омской области не значится (л.д.8).

С 01.09.2008 по 30.06.2011 Вдовин С.А. обучался в БОУ СПО «ОТСЛХ» по профессии «Машинст крана (крановщик)» и проживал в общежитии по адресу: <адрес> (л.д. 9).

До настоящего времени истцу жилое помещение по договору социального найма не предоставлено.

В соответствии с Законом Омской области от 09.12.2010 № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год.

Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме 75 000 000 рублей (приложение 6).

В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Администрацию города Омска предоставить Вдовину С.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Омска.

Судья Е.А. Вагнер

-32300: transport error - HTTP status code was not 200