Дело № 2-5298/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 ноября 2011 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А., при секретаре судебного заседания Ковальской Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камышанской Е.Ю. к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска, Министерству финансов Омской области о внеочередном предоставлении жилого помещения, у с т а н о в и л: Истец Камышанская Е.Ю. обратилась в суд с выше обозначенным иском, указывая, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Принят на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, 17.09.2007. До настоящего времени жилым помещением по договору социального найма она не обеспечена, имеет регистрацию по месту пребывания на срок с 31.03.2011 по 31.03.2013 по адресу: <адрес> Просит обязать Администрацию г. Омска предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм, во внеочередном порядке, за счет субвенций бюджета Омской области (л.д.3-4). В судебное заседание истец Камышанская Е.Ю. не явилась. О дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, представила заявление с просьбой рассмотреть исковое заявление без ее участия (л.д.68). В судебном заседании представитель истца Савченкова М.В., действующая на основании доверенности от 12.08.2011, действительной сроком на один год (л.д.5) исковые требования Камышанской Е.Ю. поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что Камышанская Е.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2007 все документы, подтверждающие льготную категорию Камышанской Е.Ю., находились в департаменте образования Администрации г.Омска, где ей было разъяснено, что департамент сам обратится с заявлением в департамент жилищной политики Администрации г.Омска с просьбой поставить Камышанскую Е.Ю. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по внеочередному списку по категории «Сироты», поскольку она не имеет собственного жилья. В связи с чем, Камышанская Е.Ю. предоставила в Администрацию КАО г.Омска дополнительные документы для постановки на жилищный учет по внеочередному списку, считая, что департамент образования Администрации г.Омска уже ранее предоставил документы, подтверждающие, что она является ребенком-сиротой. Представители ответчиков Администрации г.Омска, департамента жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще (л.д.73), письменного отзыва не прислали. Представитель ответчика Министерства финансов Омской области в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще. В письменном отзыве (л.д.13-14) просил рассмотреть дело в его отсутствие. Указал, что является ненадлежащим ответчиком по делу. Выслушав представителя истца,исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Из материалов дела следует, что Камышанская Е.Ю. родилась <данные изъяты> Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Согласно ст. 5 указанного выше Федерального Закона, перечисленные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законодательным Собранием Омской области 19.06.2008 принят Закон Омской области от 04.06.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в связи с чем, Закон Омской области № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.11.2006 утратил свою силу. Законом Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. Согласно п. 14 статьи 44 указанного закона, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. Согласно п. 14 Закона Омской области № 1061-ОЗ (в редакции с изменениями от 06.04.2010 г.) при обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи. Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В материалах дела имеется письмо от 25.04.2007, направленное начальником управления социальной защиты несовершеннолетних, начальником охраны прав детства департамента образования Администрации г.Омска Тыртышной Г.В. в адрес директора департамента жилищной политики Администрации г.Омска, с просьбой поставить Камышанскую Е.Ю., относящуюся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по внеочередному списку по категории «Сироты», поскольку она не имеет собственного жилья (л.д.6). На основании постановления Мэра города Омска от 17.09.2007 № 741-п Камышанская Е.Ю. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.41). Согласно карточке очередника 17.09.2007 Камышанская Е.Ю. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.8). Согласно информации из Управления Росреестра по Омской области от 24.10.2011 Камышанская Е.Ю. как собственник недвижимого имущества по г.Омску и Омской области не значатся (л.д.31, 32, 33, 34). Аналогичная информация об отсутствии у Камышанской Е.Ю. в собственности объектов недвижимости на территории Омской области представлена 24.10.2011 из ГП Омской области «ОЦТИиЗ» (л.д.36). Согласно ответу из департамента жилищной политики Администрации г.Омска от 02.11.2011 обращение от 25.04.2007 от департамента образования Администрации г.Омска в интересах Камышнской Е.Ю. о постановке ее на учет по внеочередному списку по категории «Сироты» в департамент жилищной политики Администрации г.Омска не поступало (л.д.60). Вместе с тем, суд при наличии письма от 25.04.2007 из департамента образования Администрации г.Омска в интересах Камышанской Е.Ю. приходит к выводу, что данное письмо было направлено в департамент жилищной политики Администрации г.Омска, который должен были при принятии решения о постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении учесть наличие у нее право состоять по внеочередному списку по категории «Сироты». В связи с чем, суд приходит к выводу о наличии у Камышанской Е.Ю. права состоять на учете по внеочередному списку по категории «Сироты». Свидетельством № 18 о регистрации по месту пребывания подтверждается, что Камышанская Е.Ю. зарегистрирована по месту пребывания с 31.03.2011 по 31.03.2013 по адресу: <адрес> (л.д.12). Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме 75 000 000 рублей (приложение 6). В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Обязать Администрацию города Омска предоставить Камышанской Е.Ю. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Омска. Судья Е.А. Вагнер