Дело № 2-5458/2011 Решение Именем Российской Федерации 02 декабря 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Патрушева Ю.В., при секретаре Рамазановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидоровой Л.П. к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта, УСТАНОВИЛ: Истец обратилась в суд с иском к Администрации города Омска, указывая, что является собственником жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Указанный дом сдан в эксплуатацию в 1932 году, находится в неудовлетворительном техническом состоянии, требует капитального ремонта, однако с момента сдачи дома в эксплуатацию и до настоящего времени капитальный ремонт не производился. В соответствии с Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», продолжительность эффективной эксплуатации для данного вида домов, то есть межремонтный период, составляет 15-20 лет. Капитального ремонта требуют кровля, ограждающие конструкции, балконы и другие конструктивные элементы, инженерные сети, подвальное помещение и другое. Со ссылкой на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», считает, что у бывшего наймодателя - муниципального образования город Омск сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома, в связи с чем, Администрация города Омска в силу закона должна была обеспечить надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального многоквартирного <адрес> в городе Омске. Вследствие длительного неисполнения ответчиком своих обязательств нарушены права истца как собственника помещений указанного многоквартирного дома. Просит признать ответчика обязанным произвести капитальный ремонт многоквартирного дома по <адрес> в части общего имущества за счет средств бюджета города Омска. Обязать Администрацию города Омска произвести в течение 2011-2012 годов за счет средств бюджета города Омска в рамках адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска» капитальный ремонт вышеуказанного жилого дома, возместить судебные расходы. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент городского хозяйства Администрации города Омска, собственники жилых помещений многоквартирного дома. В судебном заседании истец требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, в 1990 году был проведен ремонт дома, были заменены перекрытия, поставлена новая сантехника, электрическое оборудование, отремонтирована крыша, однако ремонт был сделан некачественно, капитальный ремонт дома не производился ни разу. Представитель ответчика Администрации города Омска Бруева Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представив письменный отзыв, указала, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Просил отказать в удовлетворении иска. Представитель Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска Баланов О.Ю., действующий на основании доверенности, требования не признал, суду пояснил, что капитальный ремонт дома должен проводиться в соответствии с требованиями ФЗ № 185 от 21.07.2007 года. Третьи лица - собственники жилых помещений дома в судебно е заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истец является собственником жилого помещения - <адрес> в г. Омске л.д.6. Указанный дом находится в управлении ( обслуживании ) ООО «ЖКХ «Сервис». В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что до передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, многоквартирный дом входил в состав муниципальной собственности города Омска л.д.86. Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). В 2011 году ООО Проектный центр «Проект Эксперт» выполнено обследование строительных конструкций и инженерных систем здания - многоквартирного жилого <адрес> в г. Омске. В результате проведенного обследования конструктивов здания сделан вывод о том, что здание находится в аварийном состоянии, обнаруженные дефекты носят массовый и прогрессирующий характер л.д.22-63. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. Судом также установлено, что спорный жилой дом построен в 1932 году, и нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в собственность граждан. При таких обстоятельствах судом делается вывод, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года. На основании Постановления Мэра города Омска от 19.05.2005 года № 262-п «О мероприятиях по проведению капитального ремонта муниципального жилищного фонда и иных объектов г. Омска в 2005 году» утвержден перечень объектов муниципального жилищного фонда города Омска, находящегося на балансе муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства, и иных объектов, подлежащих капитальному ремонту в 2005 году. В 2005-2006 гг. в <адрес> в г. Омске произведена замена розлива отопления, теплового узла, данный факт в судебном заседании не оспаривался. В связи с чем, на ответчика не может быть возложена обязанность по ремонту указанных конструкций в <адрес> в г. Омске л.д.87. В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В связи с чем, суд считает возможным определить срок проведения капитального ремонта указанного дома - до 31 октября 2012 года, считая его разумным, поскольку установлено фактическое неудовлетворительное состояние жилого дома, что подтверждается заключением, составленным по результатам обследования технического состояния дома от 2009 года. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с Администрации г. Омска в пользу истца Сидоровой Л.П. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд. РЕШИЛ: Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу город Омск, улица <адрес> за счет средств соответствующего бюджета в срок до 31 декабря 2013 года, за исключением капитального ремонта системы отопления и теплового узла. Взыскать с Администрации города Омска расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 руб. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней. Судья: