Дело№2-5480/2011. Решение от 23.11.2011 г. по иску прокурора Октябрьского АО г.Омска в интересах Солдатовой Г.И., Габатовой Л.В., Конашевой Н.М. к Администрации г.Омска, департаменту жилищной политики Администрации г.Омска.



Дело № 2-5480/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года       город Омск

Центральный районный суд г.Омска в составе судьи Вагнер Е.А., при секретаре судебного заседания Ковальской Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Солдатовой Г.И., Габатовой Л.В., Конашевой Н.М. к Администрации города Омска, департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании незаконным постановления в части установления срока расселения жильцов дома, возложении обязанности по осуществлению расселения жильцов дома,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд в интересах Солдатовой Г.И., Габатовой Л.В., Конашевой Н.М. с выше обозначенным иском. В обоснование указал, что прокуратурой округа была проведена проверка соблюдения жилищного законодательства в деятельности Администрации города Омска, по результатам которой установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № № 36-45 от 30.10.2007, № 46 от 13.12.2007 многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 2 постановления Администрации г. Омска от 20.03.2008 № 186-п «О сносе и расселении многоквартирных домов» в редакции от 18.02.2011, определен срок отселения физических и юридических лиц, в том числе и из дома <адрес> до 31.12.2011. В соответствии с п. 3 указанного постановления департаменту жилищной политики Администрации г. Омска предписано в срок до 31.12.2011 предложить гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, расположенных в многоквартирных домах, в том числе и в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, жилые помещения для расселения. Считает, что установление срока расселения до 31.12.2011 не соответствует требованию разумности, предъявляемому жилищным законодательством РФ по следующим причинам. Согласно техническому отчету обследования Муниципальных жилых домов г.Омска по программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда», выполненному ОАО «Российские железные дороги» в 2005, жилой дом находится в недопустимом состоянии. Общий физический износ жилого дома составляет 77% и 78 %. Считает, что действия Администрация города Омска по установлению срока расселения граждан до 31.12.2011 существенным образом нарушают права и законные интересы граждан, проживающих в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> так как без законных оснований сроки расселения переносились, с 01.12.2008 на 31.12.2009 и с 31.12.2009 на 31.12.2011. Просит признать недействительным постановление Мэра города Омска от 20.03.2008 № 186-п «О сносе и расселении многоквартирных домов» в части установления срока расселения до 31.12.2011; обязать Администрацию города Омска осуществить расселение Солдатовой Г.И., Габатовой Л.В., Конашевой Н.М., а также членов их семей из аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с жилищным законодательством РФ (л.д.2-7).

В судебном заседании представитель прокуратуры ОАО г. Омска Банковская М.Л. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании истцы Солдатова Г.И., Конашева Н.М. исковые требования поддержали в полном объеме. Указали, что они проживают в жилом доме <адрес>, дом был построен как временное жилье для рабочих завода имени Баранова, квартиры им предоставлены по договорам социального найма. В настоящее время дом находится в недопустимом состоянии, аварийном. Сроки расселения жильцов дома несколько раз переносились - с 01.12.2008 на 31.12.2009 и с 31.12.2009 на 31.12.2011, что является незаконным, так как дом в любой момент может обрушиться.

В судебное заседание истец Габатова Л.В. не явилась. О дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежаще (л.д.60).

В судебном заседании представитель Администрации г.Омска, департамента жилищной политики Администрации г.Омска Чеснокова М.А., действующая на основании доверенностей (л.д.65,66), исковые требования не признала в полном объеме. В обоснование указала, что пунктом 2 постановления Администрации г. Омска от 20.03.2008 № 186-п «О сносе и расселении многоквартирных домов» в редакции от 18.02.2011, определен срок отселения физических и юридических лиц, в том числе и из дома <адрес> до 31.12.2011. В соответствии с п. 3 указанного постановления департаменту жилищной политики Администрации г. Омска предписано в срок до 31.12.2011 предложить гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, расположенных в многоквартирных домах, в том числе и в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> жилые помещения для расселения. Полагает, что истцами не представлено доказательств, что жилой дом <адрес> грозит внезапным обрушением, действительно, на основании заключения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу №№36-45 от 30.10.2007 указанный дом был признан аварийным и подлежащим сносу, однако, Администрация г.Омска сама вправе установить срок для отселения проживающих в нем граждан, что было сделано в рассматриваемом случае.

В судебное заседание представители третьих лиц Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, ОАО «Российские железные дороги» филиал «Омский проектно-изыскательский институт Омскжелдорпроект» не явились. О дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д.61,62), о причинах неявки не сообщили.

Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив специалиста, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что квартира <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от 08.12.2005, заключенного между РЭУ-3 филиал № 3 МУП г.Омска «ГЖУ» и Конашевой Н.М., предоставлена для проживания Конашевой Н.М. и членам ее семьи - <данные изъяты> (л.д.9-10). Квартира <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от 04.05.2005, заключенного между РЭУ-3 филиал № 3 МУП г.Омска «ГЖУ» и Солдатовой Г.И., предоставлена для проживания Солдатовой Г.И. и З. (л.д.13-14). <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения от 02.09.2011, заключенного между Муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области и Габатовой Л.В., предоставлена для проживания Габатовой Л.В. и членам ее семьи <данные изъяты> (л.д.17-18).

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 7 Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2007) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

К компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).

Согласно данным технического отчета (Инв.№6362) от 2005, выполненного ОАО «Российские железные дороги», год постройки жилого дома по адресу: <адрес> - 1950, срок фактической эксплуатации 55 лет, что превышает продолжительность эксплуатации, определенную для благоприятных условий. Фундамент по причине переувлажнения не обеспечивает полного восприятия нагрузок от несущих стен, что привело к его частичному разрушению и к последующему разрушению несущих конструкций. Техническое состояние фундаментов является недопустимым и требуется его полная замена. Отклонение стены создает угрозу потери устойчивости и обрушению, оценивается как недопустимое состояние. Балки перекрытия поражены гнилью, оценивается как недопустимое состояние и требуется полная замена покрытия. Техническое состояние крыши оценивается как ограниченно работоспособное и требуется полная замена кровли и деревянной конструкции крыши. Окна, двери, полы - непригодны для дальнейшей эксплуатации, техническое состояние оценивается как недопустимое и требуется их замена. Общий физический износ здания составил (литер Б) - 77%, (Литер Б1, Б2, Б3, Б4)-78%. На основании того, что большинство конструктивных элементов имеют недопустимое техническое состояние и требуется их полная замена, можно сделать вывод, что проведение капитального ремонта является нецелесообразным. Общее состояние дома оценивается как ветхое и аварийное. Данный дом следует признать непригодным для дальнейшей эксплуатации в качестве жилых помещений, признать непригодным для использования в любом другом назначении (л.д.19-29).

На основании заключения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу №№ 36-45 от 30.10.2007 и № 46 от 13.12.2007 межведомственная комиссия города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции приняла заключение о признании многоквартирного дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением Мэра города Омска от 20.03.2008 №186-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» (с изменениями от 12 февраля, 30 декабря 2009 г., 14 мая 2010 г., 18 февраля 2011 г.) определен срок отселения физических и юридических лиц, в том числе и из дома <адрес> до 31.12.2011. В соответствии с п. 3 указанного постановления департаменту жилищной политики Администрации г. Омска предписано в срок до 31.12.2011 предложить гражданам, проживающим в жилых помещениях на условиях договора социального найма, расположенных в многоквартирных домах, в том числе и в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, жилые помещения для расселения (л.д.39).

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Б. пояснил, что он работает начальником сектора диагностики и реконструкции зданий и сооружений в ОАО «РЖД» филиал «Омский проектно-изыскательский институт Омскжелдорпроект». В 2005 проведено полное обследование <адрес> на момент обследования срок фактической эксплуатации дома превышает продолжительность эксплуатации, капитальный ремонт в доме проводить нецелесообразно, так как большинство конструктивных элементов требуют их полной замены. На сегодняшний день состояние дома не улучшилось, а только ухудшилось. Существует опасность, что перекрытия не выдержат в силу физического износа и произойдет обрушение.

В силу ст. 59-60 ГПК РФ суд принимает указанные доказательства в силу относимости и допустимости в качестве доказательств по делу, подтверждающих возможность внезапного обрушения здания, что угрожает жизни и здоровью лиц, находящихся в нем.

Доказательств иного ответчиками в судебное заседание в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ не представлено.

Суд считает, что указанное состояние дома является крайним, в связи с чем, нельзя допустить, чтобы техническое состояние дома, в котором проживают люди, перешло в состояние, при котором указанные обрушения уже произойдут и причинят вред жизни и здоровью людей.

Таким образом, помещения, в которых проживают истцы, представляет реальную опасность для их жизни и здоровья по причине его недопустимого состояния, в связи с чем, по мнению суда, установление срока для отселения физических и юридических лиц до 31.12.2011 является необоснованным.

Суд, принимая решение в этой части, исходит из интересов граждан, и считает, что администрацией города Омска обоснованность указания данного срока не доказана.

Признание дома аварийным является основанием для расселения жильцов дома. При этом, расселение граждан, проживающих в аварийном доме на основании договоров социального найма, производится в соответствии со ст.ст. 86-89 ЖК РФ.

В силу статьи 87 ЖК Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.

Согласно части 5 статьи 15 ЖК Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Из приведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 ЖК Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации, равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Судом делается вывод, что исковые требования прокурора ОАО г.Омска в интересах Солдатовой Г.И., Габатовой Л.В., Конашевой Н.М. в части признания постановления Мэра города Омска от 20.03.2008 № 186-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части установления срока расселения до 31.12.2011 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно копии лицевого счета в квартире <адрес> зарегистрированы: <данные изъяты> (л.д.46), в <адрес> в названном доме зарегистрированы: <данные изъяты> (л.д.47), в квартире в названном доме зарегистрированы: <данные изъяты> (л.д.48).

При таких обстоятельствах, с учетом анализа представленных по делу доказательств, у суда имеются основания для возложения на Администрацию г. Омска обязанности предоставить по договору социального найма в связи со сносом жилого дома истцам Солдатовой Г.И., Габатовой Л.В., Конашевой Н.М. и членам их семей взамен занимаемых, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим нормам, жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Октябрьского административного округа города Омска удовлетворить полностью.

Признать недействительными пункты 2,3 постановления Администрации города Омска от 20.03.2008 № 186-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части установления срока расселения до 31.12.2011 жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Администрацию города Омска принять меры к незамедлительному расселению Солдатовой Г.И., Габатовой Л.В., Конашевой Н.М. и членов их семей из аварийного дома в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд г. Омска.

Судья          Е.А. Вагнер

-32300: transport error - HTTP status code was not 200