Дело № 2-4607/2011. Решение от 10.11.2011г. по иску Шевченко Е.Е. к Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации г. Омска



Дело № 2-4607/11

Решение

Именем Российской Федерации

10 ноября 2011 года

Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре Н.В. Хруниной рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Е.Е. к Администрации города Омска, департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, взыскании судебных расходов,

Установил:

Шевченко Е.Е. обратилась в суд с названным иском к Администрации г. Омска, указывая, что проживает и является собственником жилого помещения (квартиры), расположенного в многоквартирном доме по <адрес>. Указанный дом введен в эксплуатацию в 1973 года, срок его эксплуатации в настоящее время составляет 38 лет. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился, в то время как согласно ВСН 58-88р продолжительность эксплуатации полносборных крупнопанельных зданий с железобетонными перекрытиями до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. Таким образом, срок службы, как отдельных элементов здания, так и всего дома, в целом, истек. Согласно заключения о техническом состоянии жилого дома, составленного ООО "Р" техническое состояние системы отопления, системы холодного и горячего водоснабжения, водоотведения дома оценивается как ограниченно-работоспособное, состояние крыши оценивается как аварийное. Практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта. Со ссылкой на ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» считает, что Администрация г. Омска должна была обеспечить надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта указанного дома. Вследствие неисполнения ответчиком обязательств нарушены права собственников помещений многоквартирного дома, а также создана угроза аварийных ситуаций в связи с утратой элементами конструкций и инженерных сетей дома первоначальных технико-эксплуатационных качеств. На основании изложенного, просит обязать Администрацию г. Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести: капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по <адрес>; взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчика привлечен Департамент городского хозяйства Администрации г. Омска.

В ходе рассмотрения дела истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ неоднократно уточнялся объем заявленных требований, в редакции требований от 28.10.2011 года просит обязать ответчика - Администрацию города Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по <адрес> в срок до 01 марта 2013 года; взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 8 000 рублей - за проведение экспертизы, 8 000 – на оплату услуг представителя, 800 рублей – расходы по оформлению нотариальной доверенности, 200 рублей – расходы по уплате государственной пошлины.

В судебное заседание истец Шевченко Е.Е. - не явилась, извещена надлежаще, в представленном заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Бухаров Ю.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования в уточненном объеме по основаниям, изложенным выше. Дополнительно пояснил, что в отсутствие проведения капитального ремонта многоквартирного дома по <адрес> может перейти в состояние аварийного, что предполагает ухудшение его конструктивных элементов, дополнительный износ элементов здания и угрозу аварийной ситуации, предупреждение которой лежит на органах местного самоуправления, в связи с чем, на Администрацию г. Омска должна быть возложена обязанность проведению капитального ремонта всего общего имущества указанного дома, включая кровлю и систему канализации. С момента сдачи дома в эксплуатацию и на момент приватизации истцом жилого помещения в нем прошло более 30 лет, следовательно, на момент приватизации кровля находилась в ненадлежащем состоянии и требовала капитального ремонта.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Омска – не явился, извещен надлежаще, ранее в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, указав, что капитальный ремонт дома по <адрес> должен производиться с учетом его софинансирования собственниками помещений, расположенных в нем, поскольку согласно приложения № 3 приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при ГОССТРОЕ СССР от 23.11.1988г. № 312 «Об утверждении ведомственных строительных норм госкомархитектуры» срок эксплуатации кровли данного дома составляет 30 лет, системы канализации – 40 лет, в связи с чем, на момент приватизации первой квартиры в доме кровля и система канализации не требовали капитального ремонта. Представлен письменный отзыв на иск, согласно которому, в настоящее время капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома выполняется в рамках действующего законодательства в соответствии нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которым, общее собрание собственников помещений многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относится принятие решений о ремонте общего имущества в доме. Собственник квартиры в многоквартирном доме, которому наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 165 ЖК РФ органы местного самоуправления имеют лишь право предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Со ссылкой на ст. 16.1 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указала, что органы местного самоуправления городского округа вправе решать вопросы осуществления финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года только за счет собственных доходов местных бюджетов. Считает, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный ФЗ от 21.07.2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в соответствии с которым орган местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ принимают решение о включении в муниципальную адресную программу или региональную адресную программу многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту, которым планируется предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, средств долевого финансирования бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов на проведение капитального ремонта и которые включены в утвержденные органами местного самоуправления муниципальные адресные программы или утвержденные органами государственной власти субъектов РФ при наличии решений общих собраний членов товариществ собственников жилья, членов жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо собственников помещений в многоквартирных домах об участии в указанной адресной программе. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта. Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При наличии основных условий, необходимых для включения многоквартирного дома в адресную программу и исходя из рейтинга многоквартирных домов, составленного по сумме баллов, с учетом средств долевого финансирования за счет всех источников финансирования, многоквартирный дом по <адрес> может быть включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках адресной программы Омской области по проведению капитального ремонта многоквартирных домов по САО г. Омска. /л.д. 135-136/.

В судебном заседании представитель соответчика Департамента городского хозяйства Администрации города Омска Баланов О.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал позицию представителя Администрации г. Омска, при этом указав, что законодателем закреплена обязанность собственника жилого помещения нести расходы на текущий и капитальный ремонт как жилого помещения, так и общего имущества многоквартирного дома. Расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей, заявленные истцом ко взысканию, считает завышенными.

В судебное заседание представитель третьего лица ООО «ЖКХ Сервис» - не явился, извещен надлежаще, письменного отзыва не представил, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Шевченко Е.Е. на основании договора безвозмездной передачи жилого помещения в собственность граждан от 31.12.2009 года является собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру , расположенную в доме по <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.12.2010 года. /л.д. 6/.

В материалы дела представлены протоколы внеочередных общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> от 03.08.2011г. и от 28.09.2011г. о принятии решения о делегировании Шевченко Е.Е. полномочий, как представителю собственников помещений в указанном дом, на обращение в суд с иском к Администрации г. Омска о проведении капитального ремонта общего имущества дома без привлечения средств собственников жилых помещений. /л.д. 15-21, 157-164/.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.

Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, в соответствии с п. 16 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается надлежащее содержание общего имущества либо собственниками, управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги, товариществом собственников жилья и др.

В соответствии с ч 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.

В соответствии с ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что с 2007 года по настоящее время жилой дом , расположенный по адресу: <адрес> находится на обслуживании ООО ЖКХ «Сервис».

Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).

Приложением № 3 к Положению «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)», утвержденному Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, действующему в настоящее время, определена минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов жилых зданий до проведения капитального ремонта. По нормам указанного Положения максимальный срок эксплуатации кровли в доме составляет 15 лет, срок эксплуатации водопровода, канализации, горячего водоснабжения, труб отопления – 15 лет.

Как следует из технического паспорта, дом по <адрес> является пятиэтажным, построен в 1973 году. /л.д. 44/.

Истец обратился в суд с данным иском, указывая на то, что, не смотря на установленные указанным выше Положением «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (ВСН 58-88 (р)» сроки, капитальный ремонт дома не производился ни разу.

Как следует из материалов дела, в 2011 году ООО "Р" в соответствии с техническим заданием, с целью определения технического состояния и возможности дальнейшей безаварийной и безопасной эксплуатации здания, выполнено обследование технического состояния конструкций кровли и инженерного оборудования жилого дома по <адрес>, по результатам составлено техническое заключение, согласно которому: инженерные сети отопления, холодного и горячего водоснабжения, канализования сточных вод, энергоснабжения выполнены на момент ввода здания в эксплуатацию, сведения о капитальном ремонте течении срока эксплуатации отсутствуют, сети поддерживались в рабочем состоянии текущими и неотложно-аварийными ремонтами сетей. В настоящее время сети находятся в неудовлетворительном состоянии, протечки и свищи на сетях появляются практически ежемесячно, повсеместное разрушение теплоизоляции и антикоррозийной защиты труб, что требует больших затрат на содержание сетей. Практически все элементы конструкций инженерных сетей исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта.

Обследование кровли произведено визуальным способом состояние конструктивов кровельного покрытия. Теплоизоляция: керамзитовый гравий по сборным железобетонным плитам покрытия средней толщиной 200 мм., пароизоляция обмазочная, в местах вскрытия утратившая свои гидроизоляционные свойства. Кровля шиферная шатровая 4-х скатная по деревянным стропильным конструкциям. На площади более 50% подвергалась текущему ремонту. На площади кровельного покрытия множество трещин, смещений листов шифера, заплат из кровельного метала, по примыканию к парапетам и к вентиляционным каналам не обеспечивается герметичность, нарушены фартуки, высокий уровень повреждения металлических фартуков ржавчиной. В местах общего пользования, лестничные клетки, наблюдаются интенсивные протечки, ведущие к подтоплению этажных электрических щитов. Ливнесток организованный наружный, требует переборки и замены.

Фактическое состояние фасада здания, надподъездных козырьков и межпанельных швов оценивается как неудовлетворительное. Наблюдаются отслоение раствора в стыках, трещины, выбоины, отслоение защитного слоя бетона, местами протечки и промерзания в стыках, протечки, разрушение защитного слоя, обнажение арматуры, коррозия металлических несущих конструкций (консолей, кронштейнов, подвесок), трещины в плите, следы увлажнения на нижней плоскости плиты и на участках стены, примыкающих к балкону (козырьку), отслоение раствора в стыках, трещины на наружной поверхности, следы протечек в помещениях, горизонтальные трещины в простенках и вертикальные в перемычках, массовые трещины и деформации, разрушение и оседание утеплителя, выпучивание бетонных слоев, протечки и промерзание панелей.

Фактическое состояние системы электроснабжения оценивается как неудовлетворительное, наблюдаются неисправность системы: проводки, щитков, приборов, ВРУ; отсутствие части приборов; оголение проводов, следы больших ремонтов (провесы проводов, повреждения шкафов, щитков, ВРУ), что свидетельствует об общем износе системы более 61% и требует замены отдельных участков сетей, приборов, ВРУ, замены проводки, восстановления освещения мест общего пользования и технических помещений.

Кровля здания выполнена в 1978 году и сведений о проведения капитального ремонта отсутствуют.

Фактическое состояние кровли оценивается как аварийное: массовое разрушение кровли, отсутствие части настенных желобов и обделки свесов, большое количество заплат из рулонных материалов, поражение гнилью древесины мауэрлата, стропил, обрешетки; наличие дополнительных временных креплений стропильных ног; увлажнение древесины, что оценивается с процентом износом 61 и требует полной замены кровли, смену мауэрлата, части стропильных ног и сплошной обрешетки под настенным желобом, частичной замены рядовой обрешетки, восстановления водоотводящих труб с восстановлением отмосток и цоколя.

Фактическое состояние систем холодного и горячего водоснабжения оценивается как ограниченно – работоспособное. Наблюдается неисправность смесителей и запорной арматуры; следы ремонта трубопроводов и магистралей ( хомуты, заплаты, замена отдельных участков); неудовлетворительная работа полотенцесушителей; значительная коррозия трубопроводов, что свидетельствует об общем износе сетей ХГВС более 61%, что требует полной замены систем, установки приборов учета.

Фактическое состояние системы отопления оценивается как ограниченно-работоспособное. Наблюдаются капельные течи в отопительных приборах и местах их врезки; следы протечек в отопительных приборах, следы их восстановления, большое количество хомутов на стояках и в магистралях, следы их ремонта отдельными местами и выборочной заменой; коррозия трубопроводов магистралей; неудовлетворительная работа калориферов, отсутствие теплоизоляции, что свидетельствует об общем износе системы более 50% и требует частичной замены магистралей, частичной замены стояков и отопительных приборов, восстановления теплоизоляции, замены калориферов, замены запорной арматуры, установки автоматизированной системы учета тепла.

Фактическое состояние системы канализации оценивается как ограниченно-работоспособное. Наблюдаются массовые течи в местах присоединения приборов; повреждение чугунных трубопроводов, неудовлетворительное выполнение работ по замене чугунных на полимерные, укладка с контруклонами, отсутствие упоров в углах поворота трасс, что свидетельствует об общем износе сетей канализации 60 %, что требует замены чугунных водопроводных труб на магистралях, исправлением прокладки трубопроводов из пластиковых труб, устранение течей, устройство опор и упоров согласно нормативных требований.

В результате проведенного обследования конструктивов здания сделаны выводы о необходимости проведения капитального ремонта по следующим конструктивам: для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения опасности повреждения общего и личного имущества необходимо произвести ремонт вентиляционных шахт с прочисткой каналов, произвести капитальный ремонт систем холодного и горячего водоснабжения, отопления с установкой автоматизированной системы учета тепла, системы канализации, водоотведение сточных вод с учетом новых нормативных требований. /л.д. 26-56/.

Из дополнения к указанному заключению от 07.11.2011 года, являющегося его неотъемлемой частью, следует, что для обеспечения полноценного функционирования здания и исключения опасности повреждения общего и личного имущества необходимо произвести капитальный ремонт: кровли, системы холодного и горячего водоснабжения, системы электроснабжения, фасада здания, системы отопления, системы канализации.

Согласно п.1 ст. 4 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему ФЗ.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон № 185-ФЗ от 21.07.2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом, под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещении к многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме.

Указанный закон регламентирует условия предоставления финансовой поддержки. Для этого необходимо положительное решение собрания собственников жилых - помещений о долевом участии в финансировании проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома.

При соблюдении условий установленных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ собственникам необходимо обратиться в управляющую организацию или в Координационный Совет административного округа города Омска по содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства для включения дома в адресную программу муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска» на соответствующий год.

Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами.

Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник МО г. Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется право не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем.

С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1956 году. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта.

Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан.

Статья 16 Федерального Закона от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» устанавливает, что приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта, жилищного фонда.

По смыслу приведенных норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведение капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем не была исполнена.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 Жилищного кодекса РФ и ст. 210 Гражданского кодекса РФ обязанность по проведению капитального ремонта возлагается на собственников жилых помещений, в том числе на граждан, приватизировавших жилые помещения, после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по <адрес> лежит на Администрации г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем, обязанность по проведению капитального ремонта дома должна быть возложена на нее.

При этом расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцам в период когда, истцы являлись нанимателями, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Указанный вывод подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2007 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 1 августа 2007 года.

При этом довод ответчиков о том, что из общего имущества многоквартирного жилого дома по <адрес>, подлежащего капитальному ремонту, подлежат исключению кровля и система канализации, поскольку на момент приватизации первой квартиры в указанном доме не истек их срок эксплуатации, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что до 2004 года жильцы названного жилого дома вносили плату за обслуживание жилья, включающую расходы по проведению капитального ремонта, соответственно при приватизации жилых помещений до 2004 года, участвовали в расходах по проведению капитального ремонта. Доказательств проведения капитального ремонта названного жилого дома с момента введения в эксплуатацию суду не представлено.

Кроме того, согласно Приложению № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

В силу п. 5.1, 5.2., 5.8. ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать:

- проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования;

- составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам;

- технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции;

- разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.

Положениями п. 2.1., 2.2. ВСН 58-88 (р) установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.

Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.

Из Приложения № 2 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) покрытия крыш (кровли) из асбестоцементных листов и волнистого шифера (как кровля дома по <адрес>) составляет 30 лет, чугунных трубопроводов канализации – 40 лет.

Учитывая, что на момент обследования технического состояния ( 2011год) конструкции кровли и инженерного оборудования установлено, что фактическое состояние кровли оценивается как аварийное, фактическое состояние системы канализации оценивается как ограниченно – работоспособное, поскольку система технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов в целом, оснований для исключения из состава общего имущества многоквартирного жилого дома по <адрес>, подлежащего капитальному ремонту Администрацией г. Омска за счет средств бюджета г. Омска, кровли и системы канализации дома суд не усматривает.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

В связи с чем, суд считает возможным определить срок окончания проведения капитального ремонта общего имущества указанного выше многоквартирного дома – до 01 марта 2013 года, считая его разумным, поскольку судом установлено фактическое неудовлетворительное состояние указанного жилого дома, переходящее в аварийное в части кровли здания, что подтверждается указанным выше техническим заключением от 2011 года, об определении именно данного срока было заявлено истцом в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось ответчиком. При этом довод представителя ответчика Администрации г. Омска о недостаточности бюджетного финансирования не является основанием для его освобождения от возложения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцом заявлено требование о взыскании с ответчика расходов на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей, в обоснование данного требования в материалы дела представлен договор № 002 возмездного оказания услуг от 09.08.2011 года, заключенный между истцом (заказчик) и Бухаровым Ю.А. (исполнитель), предметом которого является составление иска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по <адрес>, представление интересов заказчика в суде, стоимость работ по договору определена в 8 000 рублей; так же в материалы дела представлена расписка от 10.08.2011 года о получении Бухаровым Ю.А. от Шевченко Е.Е. суммы в размере 8 000 рублей в счет исполнения обязательств по указанному договору. /л.д. 22-24/.

При определении размера суммы указанных расходов судом принимается во внимание степень сложности гражданского дела, количество судебных заседаний и участие в них представителя. Исходя из принципа разумности взыскания расходов на оплату услуг представителя, суд находит указанное требование истца подлежащим удовлетворению частично в сумме 1 200 рублей.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В связи с чем, с Администрации г. Омска в пользу Шевченко Е.Е. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. /л.д. 2/.

Кроме того, на основании приведенных выше норм, суд находит подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика расходов, связанных с проведением экспертизы относительно технического состояния жилого дома по <адрес> в размере 8 000 рублей, в подтверждение которых, в материалы дела представлены договор возмездного оказания услуг № 36 от 16.07.2011 года и квитанция к приходному кассовому ордеру № 14 от 20.07.2011 года на сумму 8 000 рублей, уплаченную в счет оплаты инструментального обследования дома. /л.д. 7-13/.

Руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

Решил:

Обязать Администрацию города Омска провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> за счет средств бюджета города Омска в срок до 01 марта 2013 года.

Взыскать с Администрации города Омска в пользу Шевченко Е.Е. судебные расходы в размере 10 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.В. Ямчукова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200