Дело № 2-4489/2011. Определение от 01.11.2011г. по иску Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации г. Омска, Администрации ЦАО г. Омска, Администрации САО г. Омска, Администрации КАО г. Омска



Дело № 2-4489/11

Определение

01 ноября 2011 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующей судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации города Омска, администрации Центрального административного округа города Омска, администрации Советского административного округа города Омска, администрации Кировского административного округа города Омска о признании незаконным бездействия должностных лиц органов местного самоуправления по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления,

Установил:

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области (далее по тексту Минприроды Омской области) обратилось в суд с названным иском к Администрации г. Омска указывая, что в ходе обследования территории выявлены свалки твердых коммунальных отходов, строительного мусора с местоположением:

1.район лесопосадки ул. Коттеджная, Кировский административный округ г. Омска, площадь свалки 550 кв.м.;

2.пересечение ул. Кондратюка и ул. Волгоградская (район АЗС), Кировский административный округ г. Омска, площадь свалки 480 кв.м;

3.перекресток дороги на пос. Степной и дороги на карьер глинистого сырья «Омскстройматериал-2», Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 6 га;

4.20 м восточнее пересечения ул. 33-я Северная и ул. 5-я Амурская, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 80 кв.м.;

5.пересечение ул. 25-я Северная и ул. Осоавиахимовская, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 350 кв.м;

6.пересечение ул. Тарская и ул. 9-я Северная, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 300 кв.м.;

7.пересечение ул. Тарская и ул. 17-я Северная, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 280 кв.м.;

8.пересечение ул. Тарская и ул. 20-я Северная, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 200 кв.м;

9.пересечение пр. Королева и ул. 3-я Дунайская, Советский административный округ г. Омска, площадь свалки 75 кв.м;

10.возле жилого дома по ул. Долгирева, д. 158, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 280 кв.м.;

11.овраг западнее 40 м от ул. 14-я Судоремонтная, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 2000 кв.м;

12.пересечение ул. Орджоникидзе и ул. 22-я Северная, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 70 кв.м;

13.пересечение ул. 27-я Северная и 7-я Амурская, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 350 кв.м;

14.пересечение ул. 8-я Восточная и ул. Барнаульская, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 240 кв.м;

15.юго-западнее 80 м от пересечения ул. 5-я Северная и ул. Красный пахарь, Центральный административный округ г. Омска, площадь свалки 150 кв.м.

Факты несанкционированного размещения отходов подтверждаются актами обследования территорий от 20 июля 2011 года, 25 июля 2011 года и фотоматериалами. Фотосъемки произведены 18.07.2011 в 09.30-10.30, 20.07.2011 в 10.15-11.00, 25.07.2011 в 09.30-13.50 по указанным местоположениям свалок сотрудниками Минприроды Омской области с помощью фотокамеры марки OLYMPUS VG-110|D-700 № UJOA 17396.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно п.24 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Также в соответствии с пп.16 п. 19 Положения об администрации административного округа города Омска, утвержденном Постановлением Мэра г. Омска от 31.12.2008 № 1198-п, к функциям администрации административного округа г. Омска, которая является структурным подразделением Администрации г. Омска, относятся организация на территории округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов, содействие организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как показывает практика, возникновение несанкционированных свалок на указанных территориях носит систематический характер, что указывает на отсутствие организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов. Ликвидация несанкционированных свалок носит эпизодический характер и напрямую зависит от обращения соответствующих органов в суд.

Систематическое складирование отходов населением в определенных (указанных) местах является результатом бездействия Администрации города Омска и его структурных подразделений по организации сбора и вывоза отходов от населения.

Администрацией г. Омска и её структурными подразделениями не предпринимаются меры по совершенствованию системы сбора и вывоза отходов от населения, не регулируется и не контролируется график движения специального автомобильного транспорта, осуществляющего сбор и вывоз отходов.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрацией города Омска по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде. Тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации - населения города Омска, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (круг которых определить невозможно, поскольку в соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждому гарантировано право свободно передвигаться). Министерство природных ресурсов и экологии Омской области согласно Указу Губернатора Омской области «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области» от 24.01.2011 г. № 8 является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления. На основании изложенного, со ссылкой на ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит:

1. Признать незаконным бездействие Администрации города Омска по недопущению (предупреждению) несанкционированного размещения свалок твердых коммунальных отходов, строительного мусора на указанных территориях.

2.Обязать Администрацию города Омска организовать на указанных территориях сбор, вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.

3.Обязать Администрацию города Омска ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, строительного мусора на вышеназванных территориях.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству с учетом характера спорных правоотношений судом в порядке ст. 40 ГПК РФ в качестве соответчиков привлечены администрация Центрального административного округа города Омска, администрация Советского административного округа города Омска, администрация Кировского административного округа города Омска.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Азамаева О.Н., действующая на основании доверенности, в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила заявленные требования. С учетом представленных представителями администраций Кировского и Центрального административных округов Администрации города Омска актов о вывозе отходов с вышеуказанных территории требования в части возложения на Администрацию города Омска обязанности по ликвидации свалок не поддержала. Кроме того указав, что в тексте искового заявления допущена ошибка в части привлечения в качестве третьего лица администрации Советского административного округа Администрации города Омска, поскольку территории, на которых были выявлены факты несанкционированных свалок отнесены к территории администрации Центрального административного округа Администрации города Омска. В части заявленных требований о признании незаконным бездействия Администрации города Омска по недопущению (предупреждению) несанкционированного размещения свалок твердых коммунальных отходов, строительного мусора и возложении обязанности организовать на указанных территориях сбор, вывоз твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями просит о вынесении решения по существу ссылаясь на то, что иск подан надлежащим лицом.

Кроме того, в судебном заседании представитель истца отказалась от предъявления самостоятельных требований относительно предмета спора к администрации Центрального административного округа города Омска, администрации Советского административного округа города Омска, администрации Кировского административного округа города Омска, процессуальные последствия, предусмотренные ст. 12 ГПК РФ, судом разъяснены, подписка отобрана. Считает надлежащим ответчиком по заявленным требованиям является Администрация города Омска.

В судебном заседании представитель Администрации города Омска Батракова И.А., действующая на основании доверенности, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего. Свое право на обращение в суд Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обосновывает ссылкой на ст. 46 ГПК РФ, Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 №8. Считает, что правом на обращение в суд с иными (нежели это предусмотрено ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды») требованиями в защиту неопределенного круга лиц уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерство природных ресурсов и экологии Омской области не обладает. В связи с чем просит соответствии со статьей 220 ГПК РФ о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ. Кроме того, администрации Центрального, Кировского, Советского административных округов города Омска являются территориальными структурными подразделениями Администрации города Омска, осуществляющими решение вопросов местного значения на территории Центрального, Кировского, Советского административных округов города Омска. Администрация административного округа наделяется правами юридического лица, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать администрации, простые печати и штампы со своим наименованием, бланки, факсимиле главы администрации и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде (пункты 1,2 Положений), учитывая изложенное, Администрация города Омска является ненадлежащим ответчиком по делу.

Вместе с тем, администрациями Центрального, Кировского, Советского административных округов города Омска для бюджетных учреждений города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа», «Управление благоустройства Кировского административного округа», «Управление благоустройства Советского административного округа» сформированы муниципальные задания; при формировании бюджетных заявок на соответствующий финансовый год предусмотрены ассигнования на выполнение муниципальных заданий вышеназванных бюджетных учреждений города Омска, в рамках которых последними осуществляется необходимый комплекс мероприятий по сбору и вывозу отходов на территории Центрального, Кировского, Советского округов. В частности, бюджетными учреждениями города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа», «Управление благоустройства Кировского административного округа», «Управление благоустройства «Советского административного округа» ежедневно осуществляется деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории Центрального, Кировского, Советского административных округов в соответствии с титульным списком объектов внешнего благоустройства, подлежащих содержанию в 2011 году.

Таким образом, утверждение Министерства природных ресурсов и экологии Омской области об имеющемся бездействии Администрации города Омска в части неорганизации на территории Центрального, Советского, Кировского административного округа города Омска сбора и вывоза твердых бытовых отходов является необоснованным.

В судебном заседании представители администрации Кировского и Советского административных округов Администрации города Омска участия не принимали, извещены надлежаще. В представленном письменном отзыве представитель администрации САО Администрации г. Омска указывает на то, что в соответствии с Приложением «Описание административных границ внутригородских территорий города Омска», утвержденным Решением Омского городского Совета от 21 мая 1997 года № 334 «Об изменении административно-территориального устройства города Омска» административная граница между Советским и Центральным округами города Омска проходит от фарватера р. Иртыш по северо-западной границе водозаборной станции до ул. Кемеровской (южный угол промзоны Сибзавода), на северо-восток по северо-западной (нечетной) стороне проезжей части ул. Кемеровской до пересечения с северо-восточной стороной проезжей части ул. Волховстроя, на северо-запад по северо-восточной (четной) стороне ул. Волховстроя до пересечения с юго-восточной стороной проезжей части ул. 2-я Дачная, на северо-восток по юго-восточной (четной) стороне ул. 2-я Дачная до пересечения с северо-восточной стороной проезжей части ул. 2-я Кольцевая, на северо-запад по северо-восточной (четной) стороне ул. 2-я Кольцевая до пересечения с восточной стороной проезжей части ул. Березовой, на север по восточной (нечетной) стороне ул. Березовой до пересечения с южной стороной проезжей части пр. Королева, на юго-восток по южной части пр. Королева до пересечения со створом юго-восточной границы коммунально-складской зоны СибНИИСХОЗа, на северо-восток по границе отвода коммунально-складской зоны СибНИИСХОЗа, далее - в створе границы коммунально-складской зоны СибНИИСХОЗа через Красноярский тракт до городской черты. При этом все жилые дома южнее коммунально-складской зоны СибНИИСХОЗа относятся к Центральному административному округу. Таким образом, пересечение улиц 3-я Дунайская и пр. Королева, где выявлена свалка отходов, относится к территории Центрального административного округа города Омска.

В судебном заседании представитель администрации Центрального административного округа Администрации города Омска Ляшко Е.В., действующий на основании доверенности, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Заявленное представителем Администрации города Омска ходатайство о прекращении производства по делу поддержал по аналогичным основаниям. Администрация Центрального административного округа города Омска является структурным подразделением исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления - Администрации города Омска и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением об администрации Центрального административного округа города Омска (далее - Положение), утвержденным Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423 «Об администрации Центрального административного округа города Омска». В соответствии с п.п. 15 п. 17 Положения в сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды администрация организует на территории округа сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов, содействует организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Постановлением Администрации города Омска от 29.04.2011 409-п «О создании бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» создано данное бюджетное учреждение (далее - Бюджетное учреждение) путем изменения типа существующего Автономного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» с сохранением основных целей его деятельности. В установленном порядке администрацией округа для Бюджетного учреждения сформировано муниципальное задание в соответствии с предусмотренной его Уставом основной деятельностью, а также предусмотрены при формировании бюджетной заявки на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) ассигнования на выполнение муниципального задания Бюджетного учреждения. В рамках указанного муниципального задания Бюджетным учреждением осуществляется необходимый комплекс мероприятий по сбору и вывозу отходов на территории округа.

Бюджетным учреждением ежедневно осуществляется деятельность по сбору и вывоз) твердых бытовых отходов (далее - ТБО) с территории округа в соответствии с титульным списком объектов внешнего благоустройства, подлежащих содержанию в 2011 году. Вывоз ТБО для последующей переработки и утилизации производится на Ленинский полигон т. Омска. Утилизацию ТБО согласно договору № 528 от 11.01.2011 г. выполняет ООО "О".

В настоящее время Бюджетным учреждением выполняются работы по сбору и вывозу ТБО приблизительно с 40 несанкционированных свалок. Локализация свалок -сектор индивидуальной жилой застройки округа. В 2010 году Бюджетным учреждением ликвидировано несанкционированных свалок объемом 14872 куб. м., общий объем вывезенного мусора с территории округа - 44134 куб. м. По состоянию на 01.06.2011 объем вывезенного Бюджетным учреждением мусора с несанкционированных свалок - 4149 куб. м., общий объем вывезенного мусора с территории округа - 16425 куб. м.

При поступлении в администрацию округа данных о появлении на соответствующей территории несанкционированной свалки вышеуказанная информация доводится до сведения организаций, в зоне ответственности которых находятся несанкционированные свалки, у данных организаций запрашивается график ликвидации несанкционированных свалок, отслеживается исполнение указанного графика с последующим получением актов выполненных работ.

В ходе рассмотрения данного дела со стороны администрации округа были представлены доказательства того, что несанкционированных свалок отходов, расположенные по адресам, указанным в исковом заявлении, ликвидированы. Кроме того, истцом не были представлены доказательства, свидетельствующие о том, что соответствующая информация о появлении несанкционированной свалки надлежащим образом доводилась до сведения администрации округа для принятия мер по ликвидации данных свалок.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Поскольку в судебном заседании истцом не заявлено требований самостоятельного характера к администрации Центрального административного округа города Омска, администрации Советского административного округа города Омска, администрации Кировского административного округа города Омска о признании незаконным бездействия по недопущению (предупреждению) несанкционированного размещения свалок твердых коммунальных отходов, строительного мусора и возложении обязанности по организации сбора, вывоза твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями, и в порядке ст. 12 ГПК РФ, судом разъяснены, подписка отобрана.

В соответствии со ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, экологического законодательства.

Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

По делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления суд принимает решение с соблюдением требований ст. 258 ГПК РФ. Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно пункту 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Исходя из смысла пункта 1 статьи 11 ГК РФ защите подлежат нарушенные или оспоренные права.

В соответствии со статьей 8 Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления», любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом. Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не находятся в отношениях субординации, в связи с чем, осуществление органом государственной власти административного контроля в отношении органа местного самоуправления возможно только в определенных пределах.

Соблюдение этого права и ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды являются одними из основных принципов, на основе которых должна осуществляться хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду (ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Статья 3 этого же закона предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Компенсация такого вреда осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда (ст.ст. 77,78 Закона).

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды установлен ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Согласно положений указанной статьи определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Кроме того, на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Таким образом, системный анализ названных норм права, позволяет суду прийти к выводу о том, что к категории исков о компенсации вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения требований природоохранного законодательства относятся иски:

- о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушением,

- о возложении на нарушителей природоохранного законодательства обязанностей по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (возмещению причиненного вреда в натуре).

Право на обращение в суд Министерство природных ресурсов и экологии Омской области обосновывает ссылкой на ст. 46 ГПК РФ, Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области, утвержденное Указом Губернатора Омской области от 24.01.2011 №8.

Согласно ст. 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

При этом п. 1 ст. 46 ГПК РФ предусматривает возможность обращения органа государственной власти в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц лишь в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:

обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;

предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. Перечень полномочий является исчерпывающим.

Министерство природных ресурсов и экологии Омской области согласно Указу Губернатора Омской области «О создании Министерства природных ресурсов и экологии Омской области и мерах по совершенствованию деятельности отдельных органов исполнительной власти Омской области» от 24.01.2011 № 8 является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области в сферах охраны окружающей среды и обращения с отходами производства и потребления.

Пунктами 8, 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Омской области вправе обращаться в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, в соответствии с федеральным законодательством.

С учетом изложенного суд считает, что правом на обращение в суд с иными (не предусмотренными положениями ст. 6 ФЗ «Об охране окружающей среды») требованиями в защиту неопределенного круга лиц, уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Министерство природных ресурсов и экологии Омской области не обладает.

На основании изложенного ссылку представителя истца на п. 9 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Омской области и ч. 2 ст.78 ФЗ «Об охране окружающей среды» суд находит необоснованной.

Следовательно, истец не наделен правом обращения в суд с требованиями о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления (Администрации города Омска) по недопущению (предупреждению) несанкционированного размещения свалок твердых коммунальных отходов, строительного мусора и возложении обязанности по организации сбора, вывоза твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 9 Устава города Омска, утвержденного Решением 1 Омского городского Совета от 20.09.1995 № 92, к вопросам местного значения муниципального образования город Омск относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с пунктом 4 статьи 21 Устава города Омска структура Администрации города Омска состоит из должностей, не входящих в состав ее структурных подразделений, отраслевых (функциональных) и территориальных подразделений.

Таким образом, свои полномочия Администрация города Омска реализует через структурные подразделения Администрации города Омска, входящих в структуру Администрации города Омска. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местного самоуправления (структурные подразделения Администрации города Омска), реализуя полномочия местной администрации, являются при этом самостоятельными юридическими лицами.

В соответствии с пунктом 18 Положения о департаменте дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 23.07.2008 № 170, департамент дорожной деятельности и благоустройства Администрации города Омска в сфере организации строительства, текущего содержания и ремонта автомобильных дорог, объектов благоустройства и озеленения, финансируемых из бюджета города Омска, координирует деятельность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 17 Положения об администрации Центрального административного округа, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 423, администрация Центрального административного округа города Омска организует на территории округа сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов, содействует организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 17 Положения об администрации Кировского административного округа, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 419, администрация Кировского административного округа города Омска организует на территории округа сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов, содействует организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 17 Положения об администрации Советского административного округа, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 422, администрация Советского административного округа города Омска организует на территории округа сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов, содействует организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Администрации Центрального, Кировского, Советского административных округов города Омска являются территориальными структурными подразделениями Администрации города Омска, осуществляющими решение вопросов местного значения на территории Центрального, Кировского, Советского административных округов города Омска.

Администрация административного округа наделяется правами юридического лица, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, лицевые счета, открытые в финансовом органе, исполняющем бюджет города Омска, и иные счета, открываемые в порядке, установленном законодательством, гербовую печать администрации, простые печати и штампы со своим наименованием, бланки, факсимиле главы администрации и другие реквизиты, может от своего имени выступать истцом, ответчиком, третьим лицом в суде (пункты 1,2 Положений).

Учитывая изложенное суд считает, что Администрация города Омска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Вместе с тем, суд считает необоснованными доводы представителя истца в части бездействия Администрации города Омска по недопущению (предупреждению) несанкционированного размещения свалок твердых коммунальных отходов, строительного мусора исходя из следующего.

Решением Омского городского Совета от 07.12.2005 № 305 утвержден Порядок сбора отходов на территории города Омска.

Согласно пункту 2.7 Порядка сбор твердых бытовых отходов в секторе индивидуальной застройки производится специальным автотранспортом по графику, согласованному с председателями квартальных комитетов, бункеровозами по заявке председателей квартальных комитетов.

В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 29.04.2011 № 409-п «О создании бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» (пункты 1, 2) создано бюджетное учреждение города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» путем изменения типа существующего Автономного учреждения города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа» с сохранением основных целей его деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 05.05.2011 № 430-п «О создании бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Кировского административного округа» (пункты 1, 2) создано бюджетное учреждение города Омска «Управление благоустройства Кировского административного округа» путем изменения типа существующего Автономного учреждения города Омска «Управление благоустройства Кировского административного округа» с сохранением основных целей его деятельности.

В соответствии с постановлением Администрации города Омска от 29.04.2011 № 410-п «О создании бюджетного учреждения города Омска «Управление благоустройства Советского административного округа» (пункты 1, 2) создано бюджетное учреждение города Омска «Управление благоустройства Советского административного округа» путем изменения типа существующего Автономного учреждения города Омска «Управление благоустройства Советского административного округа» с сохранением основных целей его деятельности.

Администрации Центрального, Кировского, Советского административных округов города Омска определены в качестве территориальных структурных подразделений Администрации города Омска, уполномоченных осуществлять функции и полномочия учредителей бюджетных учреждений. Согласно пункту 3 Постановления Администрации города Омска от 29.04.2011 № 409-п, постановления Администрации города Омска от 05.05.2011 № 430-п, постановления Администрации города Омска от 29.04.2011 № 410-п на администрации Центрального, Кировского, Советского административных округов города Омска возложена обязанность формировать муниципальные задания для бюджетных учреждений в соответствии с предусмотренной их Уставами деятельностью.

Администрациями Центрального, Кировского, Советского административных округов города Омска для бюджетных учреждений города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа», «Управление благоустройства Кировского административного округа», «Управление благоустройства Советского административного округа» сформированы муниципальные задания; при формировании бюджетных заявок на соответствующий финансовый год предусмотрены ассигнования на выполнение муниципальных заданий вышеназванных бюджетных учреждений города Омска, в рамках которых последними осуществляется необходимый комплекс мероприятий по сбору и вывозу отходов на территории Центрального, Кировского, Советского округов. В частности, бюджетными учреждениями города Омска «Управление благоустройства Центрального административного округа», «Управление благоустройства Кировского административного округа», «Управление благоустройства «Советского административного округа» ежедневно осуществляется деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов с территории Центрального, Кировского, Советского административных округов в соответствии с титульным списком объектов внешнего благоустройства, подлежащих содержанию в 2011 году.

На основании изложенного суд считает, что Администрацией города Омска не было допущено неправомерного бездействия по недопущению (предупреждению) несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, выразившегося в образовании несанкционированных свалок. Возникновение несанкционированных свалок явилось следствием конкретных действий граждан, осуществивших сброс мусора в непредназначенном для указанных целей месте. Органом местного самоуправления при этом осуществляется комплекс мер по организации на территории административных округов города Омска своевременного сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов.

В соответствии со статьей 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ (если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым ГПК РФ или другими федеральными законами не предоставлено такое право).

Учитывая, что судом установлено отсутствие права на обращение в суд с требованиями о признании незаконным бездействия Администрации города Омска по недопущению (предупреждению) несанкционированного размещения свалок твердых коммунальных отходов, строительного мусора и возложении обязанности по организации сбора, вывоза твердых коммунальных отходов в соответствии с экологическими и санитарными требованиями, производство по делу подлежит прекращению.

Руководствуясь ст. 220, 224, 225 ГПК РФ, суд

Определил:

Прекратить производство по делу по иску Министерства природных ресурсов и экологии Омской области к Администрации города Омска, администрации Центрального административного округа города Омска, администрации Советского административного округа города Омска, администрации Кировского административного округа города Омска о признании незаконным бездействия должностных лиц органов местного самоуправления по исполнению законодательства об обращении с отходами производства и потребления.

На определение может быть подана частная жалоба в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней.

Судья: Л.В. Ямчукова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200