Дело № 2-5140/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 ноября 2011 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Чернышёвой И.В. при секретаре Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сокурян М.А. к Администрации города Омска, департаменту образования Администрации города Омска о возложении обязанности предоставить ребенку место в муниципальном детском образовательном учреждении, установил: Сокурян М.А. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что является матерью Сокуряна Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 18.08.2009 года встала на учет для получения места в детском саду № 282 для Сокуряна Е.С. Однако, до настоящего времени место в детском дошкольном учреждении не предоставлено, чем нарушено право ребенка на дошкольное образование. В июне 2011 года ответчики отказались предоставить место в детском саду, сославшись на то, что в детские сады попали только те дети, родители которых встали на учет ранее. Данная позиция является незаконной и противоречит положениям постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 года № 66. Просит обязать Администрацию города Омска предоставить её дочери место в МДОУ № 282, взыскать стоимость юридических услуг в сумме 3 000 рублей, государственную пошлину. В судебном заседании истец заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. В судебном заседании представитель Администрации города Омска Бруева Е.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала. Полагает, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком по делу. Представила письменный отзыв на иск, в соответствии с которым требования полагала необоснованными, просила в иске отказать в полном объеме (л.д. 31-32). Пояснила, что право истца на получение места в МДОУ не оспаривает, однако указанным правом помимо истца пользуются другие родители, которые состоят в очереди намного раньше, чем истец. В судебном заседании представитель департамента образования Администрации г. Омска Лаврентьева О.В., действующая на основании доверенности, требования истца не признала, пояснила, что порядок предоставления мест в МДОУ определен Положением о департаменте образования, утвержденном постановлением Мэра г. Омска № 252-п, приказом директора департамента образования № 86 от 18 апреля 2011 года. Истец действительно состоит на учете с 18.08.2009 года. Однако, при удовлетворении требований истца будут нарушены права детей, родители которых встали на учёт ранее. Группы в детском саду переполнены. Представители Управления Роспотребнадзора по Омской области, МДОУ № 282 в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно свидетельству о рождении Сокурян М.А. является матерью Сокуряна Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения /л.д.8/. 18.08.2009 года Сокурян Егор зарегистрирован в Книге учета будущих воспитанников. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 года № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и другими нормативно правовыми актами РФ. Согласно п. 3 ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» (далее по тексту Закон об образовании) для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно ст. 16 Закона об образовании общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются указанным законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения. Правила приема в муниципальные образовательные учреждения всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня, должно обеспечиваться при приеме граждан на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования. В соответствии с пунктом 27 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 года № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством РФ и закрепляется в уставе. В силу п.п. 1-1 п.17 Положения о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра г. Омска от 21.08.2006 года № 252-п «Об утверждении положения о департаменте образования Администрации города Омска» в сфере управления муниципальной системой образования города Омска департамент образования Администрации г. Омска организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Омской области; организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования городской округ город Омск. Согласно п. 5 указанного Положения о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, утвержденного приказом департамента образования Администрации г. Омска от 18.04.2011 года № 86 «О комплектовании муниципальных образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования» постановка детей на очередь в учреждение осуществляется комиссией путем регистрации детей в единой книге учета будущих воспитанников учреждений. Прием в учреждение осуществляется на основании путевки, выданной комиссией, медицинского заключения и (или) заключения психолого-медико-педагогической комиссии, копии свидетельства о рождении ребенка, паспорта одного из родителей (законных представителей). В соответствии с пунктом 7 Положения (приложение № 1 указанного приказа № 86) при выдаче путевки в учреждение комиссия учитывает дату регистрации ребенка в книге учета, возраст ребенка на момент регистрации в книге учета. Комплектование групп производится в соответствии с Положением и уставами МДОУ на начало учебного года при наличии свободных мест допускается комплектование групп из числа детей, обладающих правом внеочередного приема. В соответствии с п. 2 Положения о порядке комплектования (приложение № 1 к приказу № 86) родители (законные представители) имеют право выбора дошкольного учреждения с учетом способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития. В соответствии со ст. 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка. В силу ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Согласно п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ от 15.05.2006 г. № 5-П положения ст. 43 Конституции РФ, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ст. 38 Конституции, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Указанное свидетельствует о том, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботится о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ч.2 ст. 7 Конституции). Содержание, воспитание и обучение ребенка в детском саду предоставляет возможность матери распорядиться своей способностью к труду, получать вознаграждение за труд, тем самым получая финансовое обеспечение семьи, в том числе малолетнего ребенка. Из Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 года № 5-П следует, что государство и муниципальные образования обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Согласно п. 2 постановления Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 года № 4-П в соответствии с Конституцией РФ политика РФ как правового и социального государства - исходя из ответственности пере нынешним и будущим поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей. В письме Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2007 года за № 03-1883 содержатся методические рекомендации по развитию дошкольного образования в 2007-2010 годах, обеспечению его доступности и повышению качества услуг образовательных учреждений, согласно которым система дошкольного образования рассматривается как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. Увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение, с тем, чтобы женщина-мать могла по истечении отпуска по уходу за ребенком в соответствии со своими желаниями вернуться к полноценной трудовой деятельности. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено в реальные сроки от одного месяца до одного года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад. На момент рассмотрения дела в суде возраст ребенка составляет два года восемь месяцев, с момента постановки на очередь прошло более одного года, что свидетельствует об отсутствии разумности сроков предоставления места в детском саду. В соответствии со ст. 56-57 ГПК РФ ответчиком каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что Администрацией города Омска предпринимаются какие-либо меры по решению вопроса об увеличении количества мест, количества групп в МДОУ, строительства новых МДОУ в судебное заседание не представлено. Собранные по делу доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что заявленные требования об обязании ответчика предоставить место в МДОУ г. Омска являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При этом, суд не находит оснований для указания конкретного номера МДОУ, поскольку право выбора МДОУ родителями обусловлено только учетом способностей детей, состояния их здоровья и уровня физического развития. При этом ответчиками в материалы дела представлены сведения о том, что непосредственно МДОУ, названное истцом, полностью укомплектовано. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу расходы. При таких обстоятельствах в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате юридических услуг с учётом требований разумности и справедливости, характера и сложности дела в сумме 1 500 рублей, а не 3 000 рублей как заявлено истцом, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию города Омска предоставить Сокуряну Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном образовательном учреждений дошкольного образования города Омска. Взыскать с Администрации города Омска в пользу Сокурян М.А. расходы по оплате государственной пошлины 200 рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья И.В. Чернышёва