Дело № 2-5080/2011. Решение суда от 21.11.2011 года по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области к Администрации города Омска, Администрации ЦАО г. Омска



                                                                                                                          Дело № 2-5080/11                                                                  

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 ноября 2011 года                                                                                                город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Чернышёвой И.В. при секретаре судебного заседания Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (Управление Росприроднадзора по Омской области) к Администрации города Омска, Администрации Центрального административного округа города Омска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности осуществить уборку несанкционированных свалок,                                                                

                                                                установил:

Управление Росприроднадзора по Омской области обратилось в суд с вышеназванным иском, указав, что в ходе рейдовой проверки соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды от 10.06.2011 года на территории водосборной и водоохраной зон реки Омь от Фрунзенского моста до Октябрьского моста в границах ЦАО г. Омска установлены нарушения действующего законодательства РФ, а именно выявлены факты несанкционированного складирования отходов производства и потребления в водоохраной зоне и береговой полосе р. Омь различной площади, находящиеся:

напротив частного дома <адрес>, на расстоянии 25 м. от береговой линии р. Омь, отходы состоят из пищевых отходов, пластиковых бутылок, отходов животноводства, полиэтиленовых пакетов, порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности, площадь составляет 25 кв.м.:

за частным домом по <адрес>, на расстоянии 100 м. от береговой линии р. Омь, площадью 100 кв.м., отходы состоят из бытового и строительного мусора, пищевых отходов, бумаги, картонных коробок, полиэтиленовых пакетов, порубочных остатков древесно-кустарниковой растительности;

рядом со зданием по <адрес>, на расстоянии 10 м. от береговой линии р. Омь, площадью 15 кв.м., отходы состоят из полиэтиленовых пакетов, пластиковых бутылок, пищевых отходов, кусков резины, порубочных остатков древесно - кустарниковой растительности;

напротив частного дома по <адрес>, на расстоянии 10 м. от береговой линии, площадью 20 кв.м., отходы состоят из бытового и строительного мусора, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, бумаги, фрагментов мебели, ветоши, порубочных остатков древесно - кустарниковой растительности.

Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Согласно Уставу г. Омска к вопросам местного значения муниципального образования город Омск отнесена организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Из Положения об Администрации Центрального АО г. Омска следует, что Администрация ЦАО г. Омска организует на территории округа сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления, в том числе, радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Также названный выше Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение экологической безопасности на соответствующих территориях. Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» запрещён сброс отходов производства и потребления, в том числе, радиоактивных отходов в недра и на почву, захоронение отходов на территориях городских и других поселений. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Пунктом 6.4.СанПИН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено проведение планово-регулярной системы очистки от твёрдых отходов не реже двух раз в неделю. Администрацией г. Омска в соответствии с Решением Омского городского Совета от 07 декабря 2005 года № 305 «Об утверждении порядка сбора отходов на территории г. Омска» сбор отходов потребления на указанных территориях не организован. Сброс отходов потребления осуществляется гражданами в почву, в результате чего в пределах береговой полосы, водоохраной зоны водного объекта р. Омь образовались несанкционированные свалки, что может повлечь загрязнение водного объекта. Ненадлежащее исполнение ответчиками своих обязанностей по регулярной очистке территорий муниципального образования от отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде, в том числе водному объекту р. Омь.

Управление просит признать незаконным бездействие ответчиков по организации регулярного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории водоохраной зоны р. Омь ЦАО г. Омска на участке от Фрунзенского моста до Октябрьского моста, обязать ответчиков ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в границах водоохраной зоны р. Омь на территории ЦАО г. Омска, заявленные в иске.

В процессе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено БУ г. Омска «Управление благоустройства Центрального АО г. Омска».

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, Пономарева Н.Г. доводы, изложенные в иске, поддержала. Уточнила исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ в связи с ликвидацией заявленных свалок.

Просила суд признать незаконным бездействие Администрации города Омска, Администрации ЦАО города Омска по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории водоохраной зоны р. Омь в ЦАО г. Омска на участке от Фрунзенского моста до Октябрьского моста (левый берег реки Омь).

Пояснила, что обязанность по организации деятельности в области обращения с отходами возлагается на органы местного самоуправления, прежде всего на Администрацию г. Омска. Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Ответчики не выполняют обязанности по надлежащей организации указанной работы, осуществлению планово-регулярной системы очистки от твёрдых отходов не реже двух раз в неделю, что предусмотрено СанПИН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест». Заявленные в иске свалки возникли не одномоментно, накапливались на протяжении большого периода времени, о чём свидетельствуют их размеры.

Акты об уборке свалок не могут являться доказательствами надлежащего исполнения ответчиками своих обязанности при наличии самих свалок. Кроме того, проверка была проведена в июле 2011 года. Исковое заявление направлено в суд в сентябре 2011 года. Ответчики преступили к уборке только в период рассмотрения дела судом. Кроме того, последняя свалка убиралась ещё 18.11.2011 года, о чём составлен акт. Таким образом, бездействие ответчиков имело место.

Акт о наличии свалок в заявленных местах составлялся представителя истца в 2009 году, ситуация не изменилась.

В судебном заседании представители истца Беляев Е.В., Альберти Н.В., действующие на основании доверенности, поддержали сказанное Пономаревой Н.Г.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации ЦАО г. Омска Костоусова М.А., действующая на основании доверенности, уточнённые исковые требования не признала. Пояснила суду, что свалки, указанные в иске, неоднократно ликвидировались БУ г. Омска «Управление благоустройства Центрального АО г. Омска», но снова образовывались. Администрацией ЦАО г. Омска предпринимались все необходимые меры по ликвидации ряда свалок, что подтверждается Актами.

Полагает, что все возможные меры по организации работы и ликвидации свалок ответчиками выполнены, бездействие отсутствует.

В судебном заседании представитель Администрации города Омска Бруева Е.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что в соответствии с Уставом г. Омска Администрация г. Омска реализует свои полномочия через структурные подразделения Администрации г. Омска, входящие в структуру Администрации г. Омска. Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местного самоуправления (структурные подразделения), реализуя полномочия местной Администрации, являются самостоятельными юридическими лицами. Администрация ЦАО г. Омска являющаяся структурным подразделением Администрации г. Омска, в соответствии с Положением об Администрации ЦАО г. Омска организует на территории округа сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов, содействует организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

Кроме того, создано БУ г. Омска «Управление благоустройства ЦАО г. Омска», обязанность по формированию муниципальных заданий для БУ возложена на Администрацию ЦАО <адрес>, которой было сформировано для БУ муниципальное задание.

БУ осуществляется комплекс мероприятий по сбору и вывозу отходов с территории ЦАО г Омска. Полагает, что возникновение несанкционированных свалок явилось следствием не бездействия органа местного самоуправления, а действий граждан. Просит в иске отказать.

В судебном заседании представитель БУ г. Омска «Управление благоустройства ЦАО г. Омска» Худоян Т.Р., действующая на основании доверенности, поддержала доводы представителей Администрации города Омска, администрации ЦАО города Омска.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ВК РФ) водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Ширина водоохранной зоны рек или ручьёв устанавливается от их истока для рек или ручьёв протяженностью:

до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

В границах водоохранных зон запрещаются:

использование сточных вод для удобрения почв;

размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;

движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

Судом установлено, что согласно Уставу города Омска (муниципальное образование городской округ город Омск), утверждённому Решением Омского городского Совета от 20.09.1995 года № 92, Администрация города Омска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Омска. Органы местного самоуправления города Омска являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством, муниципальными правовыми актами. Структурные подразделения Администрации города Омска могут являться юридическими лицами, если Омским городским Советом будет принято решение об учреждении соответствующего структурного подразделения и утверждено положение о нем /ч. 3,6 ст. 8 Устава/.

К вопросам местного значения муниципального образования город Омск согласно ст. 9 Устава относятся, в том числе, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Омска; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории города Омска, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах города Омска.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления, которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, непосредственно к вопросам местного значения городского округа город Омск относятся вопросы организации: мероприятий по охране окружающей среды в границах города, а так же сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов. Ответственность за организацию данной работы возложена на Администрацию города Омска.

Из Положения об Администрации Центрального административного округа города Омска, утверждённого Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 года № 423, следует, что Администрация ЦАО города Омска является территориальным структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим решение вопросов местного значения на территории Центрального административного округа города Омска (далее - округ). Администрация подчинена и подотчётна Мэру города Омска.

Согласно Положению об округе на администрацию округа возложена задача по организации мероприятий по охране окружающей среды, благоустройству и озеленению территории округа в пределах своей компетенции (раздел П Положения).

В сфере экономики, финансов и управления имуществом (п. 16 Положения) на администрацию ЦАО г. Омска возложена функция по формированию муниципальных заданий в соответствии с действующим законодательством.

В сфере строительства, землепользования, благоустройства и охраны окружающей среды (п. 17 Положения) на Администрацию округа возложены функции по: организации на территории округа сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов; осуществлению контроля за состоянием благоустройства, обеспечением чистоты и порядка на территории округа; по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных главой 5, статьями 57 - 59 Кодекса Омской области об административных правонарушениях.

Статьёй 41 Кодекса Омской области об административных правонарушениях предусмотрена ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за сброс бытового и строительного мусора, грунта или снежных масс вне специально отведённых для этого мест, если ответственность за данное нарушение не предусмотрена федеральным законом.

Таким образом, судом установлено, что на Администрацию города Омска, Администрацию ЦАО города Омска в пределах вышеуказанных полномочий возложена обязанность по обеспечению чистоты и порядка на подведомственной территории, а также организация работ по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов.

Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области, утверждённым приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.11.2008 года № 484, (ст. 4) определено, что Управление осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе, в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

В судебном заседании установлено, что Приказом руководителя Росприроднадзора по Омской области от 03.06.2011 года № 219 «О проведении рейдовой проверки соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды» приказано провести проверки в период с 06.06.2011 года по 10.06.2011 года по водосборной площадке, водоохраной зоне и акватории поверхностного водного объекта реки Омь от Железнодорожного моста до Фрунзенского моста в границах ЦАО г. Омска. Назначены специалисты для проведения проверки.

При осуществлении рейдовой проверки 10.06.2011 года выявлено наличие несанкционированных свалок, что подтверждается Справкой о результатах рейдовой проверки Управлением Росприроднадзора по Омской области от 10.06.2011, прилагаемыми фотографиями /л.д. 7 - 15/.

Проверка проводилась при участии специалистов Администрации ЦАО города Омска.

Факт наличия свалок на момент проверки, а так же в период рассмотрения дела судом ответчиками не оспаривался.

На момент вынесения настоящего решения заявленные к уборке свалки ликвидированы, что подтверждается Актами, составленными представителями сторон /л.д. 206-209/.

Обосновывая свои возражения относительно отсутствия бездействия со стороны Администрации города Омска, представители последней ссылаются на делегирование названным органом своих полномочий на основании Положения об Администрации Центрального административного округа города Омска.

Однако, действующее законодательство не предусматривает возможность освобождения от ответственности Администрации города Омска в случае ненадлежащего исполнения делегированных ею полномочий своим структурным подразделениям, в данном случае, администрации ЦАО города Омска.

Доводы представителей ответчиков об отсутствии бездействия со стороны Администрации города Омска, Администрации ЦАО города Омска суд не может принять во внимание, исходя из нижеследующего.

Муниципальным образование городской округ город Омск учреждено БУ города Омска «Управление благоустройства ЦАО города Омска». Функции учредителя осуществляются администрацией ЦАО города Омска.

Целью создания учреждения является оказание физическим и юридическим лицам муниципальных услуг на территории ЦАО города Омска. Учреждение организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Для осуществления вышеуказанных полномочий Учреждению выдаётся муниципальное задание.

Из Приложения № 1 к муниципальному заданию, выданному Учреждению, следует, что последнее должно осуществлять санитарную очистку улиц (вывоз мусора) с территорий, на которых имеется несанкционированное скопление мусора (свалок) от одного раза в две недели до трёх раз в неделю /л.д. 63-75/.

Суду так же представлены Акты за 2009 - 2011 годы об осуществлении работ по уборке несанкционированных свалок /л.д. 90-137, 158-168/, некоторые из которых свидетельствуют об уборке несанкционированных свалок с заявленных истцом улиц.

Судом не ставится под сомнения то обстоятельство, что работы по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок проводятся ответчиками. Однако, вышеуказанные работы не осуществляются в необходимом объёме, что приводит не только к образованию свалок, но и к их длительному нахождению на земельном участке, в том числе в районе реки Омь.

Данный вывод суда подтверждается Актом Управления Росприроднадзора по Омской области от 04.05.2009 года, составленного по результатам натурного обследования земель в границах реки Омь. Натурное обследование проводилось с участием первого заместителя главы администрации ЦАО города Омска /л.д. 79-80/.

Однако, ситуация по своевременнму выявлению и уборке свалок не изменилась.

Вышеуказанное свидетельствует о ненадлежащей организации Администрацией города Омска, администрацией ЦАО города Омска регулярного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории водоохраной зоны р. Омь, соответственно, подтверждает бездействие со стороны ответчиков.

При вынесении решения суд учитывает так же, что Справка о результатах проверки Управлением Росприроднадзора по Омской области была составлена 10.06.2011 года. При осуществлении проверки присутствовали представитель структурного подразделения Администрации города Омска - администрации ЦАО города Омска.

Однако, действий по ликвидации выявленных несанкционированных свалок осуществлено не было.

Исковое заявление было направлено в суд 09.09.2011 года, то есть спустя три месяца с момента проверки. Свалки, заявленные в иске, были убраны в период с октября 2011 года по ноябрь 2011 года, что так же свидетельствует о бездействии со стороны ответчиков, отсутствии нормальной организации регулярного сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории водоохраной зоны р. Омь.

Учитывая, что бездействие ответчиков создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде, в том числе, находящемуся в непосредственной близости с несанкционированными свалками водному объекту - р. Омь, что нарушает правила сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, требования истца о признании незаконным бездействия Администрации г. Омска, Администрации ЦАО г. Омска по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории водоохраной зоны реки Омь в Центральном АО г. Омска на участке от Фрунзенского моста до Октябрьского моста (левый берег реки Омь) подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Администрации города Омска, администрации Центрального административного округа города Омска по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории водоохраной зоны реки Омь в Центральном административном округе города Омска на участке от Фрунзенского моста до Октябрьского моста (левый берег реки Омь).

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска     в течение 10 дней после изготовления решения в полном виде.

Судья                                                                                                     И.В. Чернышёва                                                          

-32300: transport error - HTTP status code was not 200