Дело № 2-5891/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 декабря 2011 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Чернышёвой И.В., при секретаре судебного заседания Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карпова А.М. к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома, установил: Истец обратился в суд с иском к Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома. В обоснование требований указал, что является собственником квартиры <адрес> в г. Омска. Указанный жилой дом сдан в эксплуатацию в 1958 года. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не проводился. В период с 1992 года по 2007 год собственники отдельных помещений не вступили в права собственников общего имущества дома, в том числе истец, не могли владеть, распоряжаться и пользоваться в полной мере общим имуществом дома, и, соответственно, не могли нести ответственность за техническое состояние общего имущества дома. Кроме того, в течении длительного периода времени с Администрацией города Омска и её структурными подразделениями велась переписка о проведении капитального ремонта, однако, до настоящего времени Администрацией города Омска не исполнены обязательства по выполнению ремонта. Считает, что обязанность по выполнению капитального ремонта, иных элементов общего имущества дом <адрес> г. Омска лежит на Администрации г. Омска. Просит признать Администрацию города Омска обязанной произвести капитальный ремонт многоквартирного дома по адресу: г. Омск, <адрес> в части общего имущества за счет средств бюджета города Омска. Возложить на ответчика обязанность провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> в г. Омске в соответствии с требованиями государственного комитета, в определенном Администрации города Омска порядке за счет средств бюджета города Омска адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска». Взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, 15 000 рублей - техническое обследование дома. Истец в судебном заседании уточнил исковые требования, просил возложить на ответчика обязанность за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома <адрес> в г. Омске в срок до 31 декабря 2013 года, взыскать с ответчика расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 400 рублей. Представитель Администрации города Омска, департамента городского хозяйства Администрации города Омска Баланов О.Ю., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований. Представитель третьего лица ООО «Труд» Солодухо А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал позицию истца, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истец Карпов А.М. является собственником квартиры №, расположенной в доме <адрес> г. Омска /л.д. 9, 10/. В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Кроме того, в соответствии с п. 16 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491) в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается надлежащее содержание общего имущества либо собственниками, управляющей организацией, путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги, товариществом собственников жилья и др. В соответствии с ч 2 ст. 163 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса. В соответствии с ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении. В судебном заседании установлено, что указанный дом обслуживается ООО «Труд». Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). В материалы дела представлено заключение ООО Проектный Центр «ПроэктЭксперт» /л.д. 14-64/, по результатам которого строительные конструкции, имеющие категорию технического состояния аварийное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010 Правила обследования и мониторинга технического состояния, аварийное состояние, характеризуется повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения и (или) характеризующаяся кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости объекта. К таким конструкциям относятся: кровля. Строительные конструкции имеющие категорию технического состояния ограниченно-работоспособное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010 Правила обследования и мониторинга технического состояния, ограниченно-работоспособное состояние характеризуются наличием кренов, дефектов и повреждений, приведших к некоторому снижению несущей способности, но отсутствует опасность внезапного разрушения, потери устойчивости или опрокидывания, и функционирование конструкций возможно либо при контроле технического состояния, либо при проведении необходимых мероприятий по восстановлению или усилению конструкций и (или) грунтов основания и последующем мониторинге технического состояния (при необходимости). К таким конструкциям относятся: - наружные стены; - козырьки над входом; - крыша; - балконы - отмостка; - полы внутриквартирные; - окна; - инженерные сети. Строительные конструкции, имеющие категорию технического состояния работоспособное состояние, в соответствии с положениями ГОСТ Р 53778-2010 Правила обследования и мониторинга технического состояния, работоспособное состояние это состояние, при котором некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечают требованиям проекта или норм, но имеющиеся нарушения требований, в конкретных условиях эксплуатации, не приводят к нарушению работоспособности, и необходимая несущая способность конструкций и грунтов основания, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается. К таким строительным конструкциям относятся: - фундаменты; - внутренние стены и перегородки; - междуэтажные и чердачные перекрытия; - перекрытия над техподпольем; - полы лестничных площадок; - лестницы; - двери. Для обеспечения надежности строительных конструкций и здания в целом, необходимо проведение следующих мероприятий: - выполнить устройство отмостки; - выполнить замену козырьков; - выполнить обработку антисептиками всех деревянных конструкций крыши; - полная замена обрешетки; - замена кровельного покрытия на профнастил; - замена слоя чердачного утеплителя на более эффективный, согласно действующим нормам; - восстановить поврежденные участки балконных плит; - прочистка вентканалов; - выполнить утепление наружных стен; - выполнить антикоррозийную обработку металлических косоуров лестничных маршей; - в подвале необходимо выполнить продухи согласно п.7.4.2, П.9.1С СНиП 31-01-2003 (СП 54.13330-2011); - необходимо восстановить аварийные выходы из подвала, световые окна с приямками согласно п.6.21 СНиП 01-21-97; - выполнить утепление наружных стен с облицовкой сайдингом; - выполнить устройство новой водосточной системы. С учетом дефектов несущих и ограждающих конструкций была произведена оценка процента износа, как отдельных конструктивных элементов, так и по зданию в целом, в соответствии с [4]. Общий физический износ здания на момент обследования составляет 49 %. Необходимо выполнить замену инженерных сетей и оборудования (теплового и водомерного узлов) по следующему перечню: - горячее и холодное водоснабжение (стояки, внутридомовые магистрали, полотенцесушители, теплообменник горячего водоснабжения, водоразборный узел, установка общедомовых приборов учета); - канализация (внутридомовые магистрали, кроме выпусков из здания, стояки, кроме подводок к внутриквартирным приборам); - отопление (замена стояков, радиаторов отопления, подводок от стояков к радиаторам отопления, замена теплового узла, установка приборов общедомового учета); - электроснабжение (замена питающих кабелей и проводов внутри здания, в том числе лестничных клеток, установка нового распределительного щита, установка общедомового счетчика потребления электроэнергии, а также счетчиков отдельно для каждого арендатора первого этажа, замену электропроводки внутри квартир не предусматривать). Целью восстановления прочностных характеристик дефектных конструкций необходимо провести мероприятия по капитальному ремонту по специально разработанному проекту, выполненному проектной организацией, имеющей свидетельство СРО на выполнение таких проектных работ. При условии устранения выявленных дефектов указанных в п. 7.4 настоящего отчета, общее техническое состояние обследуемых строительных конструкций будет соответствовать - работоспособному. Без проведения мероприятий по капитальному ремонту безопасная эксплуатация жилого дома и сохранность имущества жильцов не может быть гарантирована. Существует наличие угрозы безопасности здоровью граждан, сохранности общего имущества в многоквартирном доме и имущества граждан. В соответствии с вышеизложенным, необходимо дом по адресу: <адрес>, Ленинского АО г. Омска включить в региональную адресную программу на проведение капитального ремонта, на условиях Федерального закона от 21 июля 2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями от 13 мая, 22 июля, 1, 30 декабря 2008г., 9 апреля, 1,17 июля, 23 ноября, 17 декабря 2009г., 9 марта 2010г.). В целях проведения капитального ремонта дома необходимо выполнить следующие виды работ: - внутридомовая инженерная система электроснабжения с установкой трёх общедомовых приборов учёта потребления (вводного, поквартирного и на коммунальное освещение); - внутридомовая инженерная система теплоснабжения с установкой общедомового прибора учёта потребления; - внутридомовая инженерная система горячего водоснабжения с установкой общедомового прибора учёта потребления; - внутридомовая инженерная система холодного водоснабжения с установкой общедомового прибора учёта потребления; - внутридомовая инженерная система водоотведения с установкой общедомового прибора учёта потребления; - внутридомовая инженерная система газоснабжения с установкой общедомового прибора учёта потребления; •крыша; - подвальное помещение, относящееся к общему имуществу в доме; - фасад (включая утепление фасада, ремонт козырьков над входами в подъезды, замену окон в подъездах); - система приточно-вытяжной вентиляции. Согласно п.1 ст. 4 ФЗ № 189 «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с ЖК РФ законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ и настоящему ФЗ. В соответствии со ст. 5 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ. В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий принят Федеральный закон № 185-ФЗ от 21.07.2007 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Данный закон устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. При этом, под капитальным ремонтом многоквартирного дома понимается проведение предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещении к многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Указанный закон регламентирует условия предоставления финансовой поддержки. Для этого необходимо положительное решение собрания собственников жилых - помещений о долевом участии в финансировании проведения капитального ремонта многоквартирного жилого дома. При соблюдении условий установленных Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ собственникам необходимо обратиться в управляющую организацию или в Координационный Совет административного округа города Омска по содействию реформированию жилищно-коммунального хозяйства для включения дома в адресную программу муниципального образования городской округ город Омск Омской области «Капитальный ремонт многоквартирных домов города Омска» на соответствующий год. Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживают истцы, действительно, возникла у его первого собственника задолго до приватизации квартир жильцами. Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом, за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. Судом установлено, что спорный жилой дом построен в 1958 году /л.д. 19/. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта. Таким образом, дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года. Кроме того, согласно Приложению № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. В силу п. 5.1, 5.2., 5.8. ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства. Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать: - проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования; - составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам; - технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции; - разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией. Положениями п. 2.1., 2.2. ВСН 58-88 (р) установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом. В связи с чем, суд считает возможным определить срок окончания проведения капитального ремонта общего имущества указанного выше многоквартирного дома - до 31 декабря 2013 года, считая его разумным, поскольку судом установлено фактическое неудовлетворительное состояние указанного жилого дома, переходящее в аварийное в части кровли здания, что подтверждается указанным выше техническим, об определении именно данного срока было заявлено истцом в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось ответчиком. При этом довод представителя ответчика Администрации г. Омска о недостаточности бюджетного финансирования не является основанием для его освобождения от возложения обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. При подаче искового заявления истец Карпов А.М. оплатил государственную пошлину в размере 400 рублей, что подтверждается чеком - ордером /л.д. 2/. При таких обстоятельствах, исковые требования о взыскании судебных расходов подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд ре ш и л: Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31 декабря 2013 года. Взыскать с Администрации города Омска в пользу Карпова А.М. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 (четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в Омский областной посредством подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья И.В. Чернышёва