Дело № 2-5853/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 30 ноября 2011 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Чернышёвой И.В. при секретаре судебного заседания Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ондрикова В.В. к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Федеральному бюджетному учреждению «Кадастровая палата» по Омской области о признании частично недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Ондриков В.В. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 5 092 кв.м., предоставленный для общественно - деловых целей, расположенный на землях населённых пунктов, местоположение которого установлено относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: город Омск, КАО, <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка было определена исходя из 7 вида разрешённого использования. С кадастровой стоимостью земельного участка Ондриков В.В. не согласился. Решением Центрального районного суда города Омска установлено, что кадастровую стоимость земельного участка Ондрикова В.В. необходимо исчислять исходя из 3 вида разрешённого использования земельного участка, а именно: земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок. Однако, после решения Центрального районного суда города Омска вид разрешённого использования земельного участка заявителя был установлен в соответствии с Распоряжением ДИО Администрации города Омска от 19.11.2010 года № 9219-р «Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель». Согласно вышеуказанному распоряжению установлен вид использования земельного участка - для общественно-деловых целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. Заявитель считает распоряжение ДИО Администрации города Омска от 19.11.2010 года № 9219-р «Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель» в части установления вида использования принадлежащего ему земельного участка недействительным, так как решением Центрального районного суда города Омска установлено, что принадлежащий Ондрикову В.В. земельный участок относится к 3 виду разрешённого использования. Просит суд признать недействительным названное распоряжение в указанной части, а также признать незаконными действия ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области по внесению сведений в государственный кадастр недвижимости о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № для общественно-деловых целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области изменить в ГКН информацию о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №, заменив на 3 вид разрешённого использования. Ондриков В.В. в судебное заседание не явился, причины неявки суду не сообщил, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом. В судебном заседании представитель Ондрикова В.В. Денисенко А.А., действующая на основании доверенности, уточнила предмет требований в соответствии со ст. 39 ГПК РФ. Просила суд признать недействительным Распоряжение ДИО Администрации города Омска от 19.11.2010 года № 9219-р «Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель» в части установления вида разрешённого использования - для общественно-деловых целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в отношении земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5 092 кв.м., предоставленного для общественно - деловых целей, расположенного на землях населённых пунктов, местоположение которого установлено относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: <адрес>, КАО, <адрес>. Обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области изменить в ГКН информацию о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №, заменив на 3 вид использования с 16.10.2008 года. Дополнительно пояснила, что после вступления решения Центрального районного суда города Омска в законную силу у ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области возникла обязанность внести в ГКН сведения о 3 виде разрешённого использования земельного участка Ондрикова В.В. В настоящее время при осуществлении новой кадастровой оценки земли вид разрешённого использования будет приниматься как 9, поскольку сведения о 3 виде разрешённого использования не внесены. При таких обстоятельствах права Ондрикова В.В. будут нарушены вновь. С заявлением о внесении 3 вида разрешённого использования земельного участка Ондриков В.В. не обращался, поскольку данные сведения будут внесены с момента его обращения, а не с 2008 года, что также повлечёт нарушение его прав при налогообложении. В судебном заседании представитель ДИО Администрации города Омска Хорошилова Е.Ю. пояснила суду, что заявителем пропущен трёхмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании Распоряжение ДИО Администрации города Омска от 19.11.2010 года № 9219-р «Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель». Распоряжение было издано в пределах полномочий департамента. При рассмотрении дела судом ранее департамент к участию в деле не привлекался. В судебном заседании представитель ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области Сосковец А.В., действующий на основании доверенности, требования заявителя не признал. Указал, что решением Центрального районного суда города Омска на ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области возложена обязанность по перерасчёту кадастровой стоимости земельного участка исходя из 3 вида разрешённого использования земельного участка. Эта обязанность была исполнена. За 2011 года налог будет исчислен по 3 виду разрешённого использования. Вид разрешённого использования устанавливается на основании заявления собственника. До настоящего времени такого заявления не поступило. Кроме того, в настоящее время произведена новая кадастровая оценка земель в городе Омске, вводимая с 2012 года. В настоящее время ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области стало известно об отсутствии на земельном участке заявителя гаража. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В силу положений ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинённости орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. По положениям статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьёй 12 настоящего Кодекса. Статьёй 12 ГК РФ установлено, что защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В судебном заседании установлено, что на основании Договора дарения земельного участка и находящегося на нём гаража от 17.09.2008 года Ондрикову В.В. принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № площадью 5 092 кв.м., предоставленный под общественно-деловые цели, с местоположением, установленным относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: <адрес> /л.д. 14/. Право собственности Ондрикова В.В. зарегистрировано Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 16.10.2008 года. В судебном заседании установлено, что на основании Распоряжения департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 19.11.2010 года № 9219-р «Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель» установлен вид использования земельных участков - для общественно-деловых целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок /л.д. 12/. Одним из участков, на который распространяется действие вышеуказанного Распоряжения, является земельный участок с кадастровым номером №, местоположение которого установлено относительно ориентира - гаража, расположенного в границах участка по <адрес> /л.д. 13/. Решением Центрального районного суда города Омска от 31.05.2011 года по гражданскому делу по иску Ондрикова В.В. к ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области, Управлению Росреестра по Омской области об исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, обязании исключить и включить сведения в государственный кадастр недвижимости на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Омской области возложена обязанность исключить с 16.10.2008 года из ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью 5092 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, <адрес>, в размере 46 307 106 рублей 28 копеек, и внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5092 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: город Омск, Кировский административный округ, <адрес>, в размере 15 493 173 рубля 80 копеек, определённой на основании среднего удельного показателя кадастровой стоимости 1 квадратного метра земли по 3 виду разрешённого использования для кадастрового квартала № в размере 3 042 рубля 65 копеек, утверждённого постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2007 года № 174-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой опенки земель населённых пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36» /л.д. 23-27/. Постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 «Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утверждены правила ведения государственной кадастровой оценки земель. Названные правила ведения государственной кадастровой оценки земель определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории РФ для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке. В соответствии с Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утверждённого Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 № 215, одной из административных процедур ГКОЗ является формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации. Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15.02.2007 № 39 утверждены Методические указания по государственной оценке земель населённых пунктов. Согласно Методическим указаниям перечень земельных участков в составе земель населённых пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель. Указанный перечень должен содержать сведения обо всех земельных участках, расположенных на оцениваемой территории; не допускается отсутствие учётных характеристик по земельным участкам, включённым в перечень, и наличие противоречивых данных. В целях разъяснения положений Методических указаний совместным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29.06.2007 № П/0152 утверждены Технические рекомендации по государственной оценке земель населённых пунктов (далее - Технические рекомендации). Методические указания, Технические рекомендации составляют единое методическое обеспечение производства работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов. Методические указания и Технические рекомендации позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населённых пунктов в разрезе следующих видов разрешённого использования: I. земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки; 2. земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки; 3. земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок; 4. земельные участки, находящиеся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений; 5. земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; 6. земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц; 7. земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии; 8. земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно - оздоровительного назначения; 9. земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально - технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; 10. земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов; 11. земельные участки, предназначенные для размещения портов, водных, железнодорожных вокзалов, автодорожных вокзалов, аэропортов, аэродромов, аэровокзалов; 12. земельные участки, занятые водными объектами, находящимися в обороте; 13. земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов; 14. земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами, городскими лесами, скверами, парками, городскими садами; 15. земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования; 16. земельные участки улиц, проспектов, площадей, шоссе, аллей, бульваров, застав, переулков, проездов, тупиков; земельные участки земель резерва; земельные участки, занятые водными объектами, изъятыми из оборота или ограниченными в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации; земельные участки под полосами отвода водоемов, каналов и коллекторов, набережные. При вынесении решения судом установлено, что на земельном участке, принадлежащем Ондрикову В.В., расположен гараж, соответственно для земельного участка заявителя должен быть установлен 3 вид разрешённого использования /л.д. 25/. Распоряжением департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 19.11.2010 года № 9219-р «Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель» земельный участок, принадлежащий Ондрикову В.В., отнесён к 9 виду использования. Решением Центрального районного суда города Омска от 31.05.2011 года установлено, что при вынесении оспариваемого заявителем распоряжения не было принято во внимание, что на указанном земельном участке расположен гараж. В то же время наличие гаража влечёт необходимость определение вида его использования как земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок. При таких обстоятельствах Распоряжение департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 19.11.2010 года № 9219-р «Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель» противоречит закону, нарушает права заявителя по установлению надлежащего вида разрешённого использования. В соответствии с положениями ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трёх месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трёхмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В судебном заседании установлено, что о нарушении оспариваемым распоряжением своих прав Ондрикову В.В. стало известно после вынесения решения Центрального районного суда города Омска от 31.05.2011 года, которое вступило в законную силу 13.07.2011 года. При таких обстоятельствах, доводы представителей заинтересованных лиц о пропуске трёхмесячного срока для обращения в суд являются ошибочными. Однако, суд не находит оснований для удовлетворения требований Ондрикова В.В. в части возложения на ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области обязанности по изменению на 3 вид использования в ГКН информации о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № с 16.10.2008 года. Как установлено в судебном заседании, не оспаривается лицами, участвующими в деле, что решение Центрального районного суда города Омска от 31.05.2011 года исполнено ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области, о чём свидетельствует выписка из ГКН от 23.08.2011 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена из расчёта 3 вида разрешённого использования. Статья 6 Закона Омской области от 08.02.2006 № 731-03 «О регулировании земельных отношений в Омской области» устанавливает, что органы местного самоуправления Омской области в сфере регулирования земельных отношений осуществляют зонирование территорий и определяют порядок использования земель населённых пунктов, а также устанавливают разрешённое использование земель в границах территориальных зон в соответствии с федеральными законами. Общий порядок изменения видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Омска утверждён решением Омского городского Совета от 10.12.2008 № 201 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» (далее по тексту - Решение). В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Решения изменение видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории города Омска может осуществляться правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, без дополнительных разрешений и согласований, если применяемые в результате этого изменения виды использования указаны в градостроительном регламенте в качестве основных видов разрешённого использования или являются вспомогательными по отношению к существующим в пределах объекта права основным или условно разрешённым видам использования. Суд не имеет возможности возложить на ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области обязанность по внесению сведений о виде разрешённого использования земельного участка, принадлежащего заявителю, поскольку, как следует из пояснений представителя заявителя и представителя ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области, Ондриков В.В. с заявлением о внесении соответствующих изменений ни в ФБУ «Кадастровая палата» по Омской области, ни в иной уполномоченный орган не обращался. Соответственно, нельзя подменить решением суда существующий заявительный порядок изменения вида разрешённого использования. В изменении вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № заявителю отказано не было. Доводы представителя заявителя о том, что отсутствием сведений в ГКН о виде разрешённого использования нарушены права Ондрикова В.В. на надлежащее исчисление налога несостоятельны, поскольку сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в ГКН в соответствии с 3 видом разрешённого использования. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать недействительным Распоряжение департамента имущественных отношений Администрации города Омска от 19 ноября 2010 года № 9219-р «Об установлении вида использования земельных участков для целей государственной кадастровой оценки земель» в части установления вида разрешённого использования - для общественно-деловых целей, для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок в отношении земельного участка с кадастровым номером № площадью 5 092 кв.м., предоставленного для общественно - деловых целей, расположенного на землях населённых пунктов, местоположение которого установлено относительно здания гаража, имеющего почтовый адрес: город Омск, КАО, <адрес>. В удовлетворении остальной части требований Ондрикову В.В. отказать Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья: И.В. Чернышёва