Дело № 2-5871/11 Решение Именем Российской Федерации 09 декабря 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующей судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Березине К.Ю. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Лузинское молоко» к Государственной инспекции труда в Омской области об оспаривании решения должного лица; восстановлении срока на обращение в суд, Установил: ООО «Лузинское молоко» (далее по тексту - Общество) обратилось в суд с названным заявлением, указывая, что в ходе плановой проверки Общества, проводимой 16.09.2011 года, заместителем начальника отдела - главным государственным инспектором труда Гострудинспекции (по охране труда) Бондаренко Л.В. установлены нарушения трудового законодательства Российской Федерации. По результатам проверки Обществу выдано предписание от 16.09.2011 года № 06-45/1/3, которым для устранения выявленных при проверке нарушений Обществу предписано выполнить ряд мероприятий, а также установлены сроки для их выполнения. В частности, Обществу предписано в трудовых договорах с работниками указать конкретные дни выплаты заработной платы не реже чем через каждые полмесяца согласно статье 136 ТК РФ (пункт 15 Предписания); в трудовых договорах работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, указать дополнительные отпуска, полагающиеся им за работу в данных условиях труда согласно аттестации рабочих мест согласно статье 57 ТК РФ (пункт 16 Предписания); в трудовых договорах работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, указать характеристики условий труда на данном рабочем месте согласно аттестации рабочих мест согласно статье 57 ТК РФ (пункт 17 Предписания); в трудовых договорах указать полностью: доплаты, надбавки и поощрительные выплаты (нарушение статьи 57 ТК РФ). Предписание в указанных частях считает незаконным по следующим основаниям. Дни выплаты заработной платы работникам установлены Правилами внутреннего трудового распорядка организации, которые являются приложением к Коллективному договору, заключенному между администрацией и работниками предприятия, в лице профсоюзной организации. В пункте 8.2. трудовых договоров также содержится информация о дне выплаты заработной платы. В частности указанным пунктом предусмотрено, что заработная плата выплачивается не реже, чем каждые полмесяца в дни, установленные коллективным договором. В соответствии с п. 11 трудовых договоров, при подписании трудового договора работник знакомится с локальными нормативными актами работодателя, касающимися внутреннего трудового распорядка, дисциплины труда и т.д. Кроме того, с коллективным договором работники знакомятся под роспись, о чем свидетельствует их подпись в листе ознакомления с указанным документом. В связи с чем, считает, что при заключении трудовых договоров с работниками работодателем не были нарушены положения ст. 136 ТК РФ. Пункт 18 обжалуемого Предписания содержит требование: в трудовых договорах с работниками, занятыми на работах с вредными и (или) опасными условиями труда указать полностью все гарантии и компенсации, полагающиеся им за работу в данных условиях, согласно карт аттестации рабочих мест, указать характеристики труда на рабочем месте согласно ст. 57 ТК РФ. Однако ст. 57 ТК РФ такого требования, как указание характеристики труда на рабочем месте в соответствии с картой аттестации рабочего места не содержит. В представленных для проверки представителю органа государственной инспекции труда договорах указано, что особенности режима труда и отдыха, других условий труда, а также компенсации и льготы за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда, устанавливаются локальными нормативными актами работодателя (коллективным договором, положениями, инструкциями, регламентами) в соответствии с законодательством РФ. В какой форме (непосредственно с перечислением, либо со ссылкой на действующие нормативные акты и закон необходимо излагать вопросы особенности режима труда и отдыха, других условий труда, а также компенсации и льготы за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда) законом не установлено, в связи с чем, работодатель сам вправе избрать форму изложения, в силу чего указанное в Предписании требование незаконно. Пункт 18 обжалуемого Предписания содержит требование об указании в трудовых договорах с работниками надбавок, поощрительных выплат, доплат, районного коэффициента, согласно ст. 57 ТК РФ, вместе с тем, заключаемые ООО «Лузинское молоко» с работниками договоры содержат пункт следующего содержания: «Нормы труда, стимулирующие и другие выплаты за результаты деятельности Работника устанавливаются коллективным договором, положениями об оплате труда и нормировании, другими локальными нормативными документами Работодателя». Поскольку все нарушения, указанные в обжалуемом Предписании отражены в коллективном договоре, с которым работник знакомится при приеме на работу, полагает, что требования ст. 57 ТК РФ при заключении трудовых договоров Обществом исполняются, поскольку коллективный договор по своей правовой сути является документом более широкого применения, распространяющим свое действие на все взаимоотношения между работодателем и работником. На основании изложенного, просит признать незаконными пункты 15, 16, 17, 18 Предписания заместителя начальника отдела - главного государственного инспектора труда Гострудинспекции (по охране труда) Бондаренко Л.В. от 16.09.2011 года № 06-45/1/3. Кроме того, в представленном заявлении просит восстановить пропущенный срок обжалования указанного предписания по причине нахождения в служебной командировке генерального директора ООО «Лузинское молоко». В ходе подготовки дела к судебному разбирательству с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Государственная инспекция труда в Омской области. В судебном заседании представитель заявителя ООО «Лузинское молоко» Штейнер В.Н., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Заявление о восстановлении пропущенного срока обжалования предписания 16.09.2011 года № 06-45/1/3 поддержал, указывая в качестве уважительности причин пропуска срока на нахождение в служебной командировке генерального директора ООО «Лузинское молоко». Дополнительно пояснил, что требования обжалуемого предписания содержатся в тексте коллективного договора, в связи с чем, предписания в обжалуемой части является необоснованным и незаконным. В судебном заседании главный государственный инспектор труда Гострудинспекции (по охране труда) Бондаренко Л.В., действующая, в том числе в качестве представителя заинтересованного лица Государственной инспекции труда в Омской области на основании доверенности, заявленные требования не признала, считая их необоснованными. Требования, содержащиеся в обжалуемых заявителем пунктах предписания, считает законными, предписание вынесено с соблюдением требований действующего законодательства, в связи с чем, просила в удовлетворении заявления ООО «Лузинское молоко» об оспаривании решения (предписания) Государственной инспекции труда в Омской области от 16.09.2011г. № 06-45/1/3 отказать. Представила в материалы дела письменный отзыв, а также дело надзорно-контрольной деятельности № 06-45 по плановой проверке соблюдения трудового законодательства в ООО «Лузинское молоко». Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В силу положений ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинённости орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии с положениями ст. 353 Трудового Кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда. На территории Омской области государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляет Государственная инспекция труда в Омской области в соответствии с Положением о государственной инспекции труда. Согласно ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Статьей 356 ТК РФ установлено, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан и др. Основные права государственных инспекторов труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, указаны в ст. 357 ТК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право: в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц; запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. В соответствии со ст. 358 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций). Статья 359 ТК РФ устанавливает независимость государственных инспекторов труда при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, государственные инспекторы труда являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Согласно ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 24 марта 2005 г. № 211 утверждено Положение о Государственной инспекции труда в Омской области, пунктом 1.1. которого предусмотрено, что Государственная инспекция труда в Омской области является территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Из материалов дела следует, что на основании распоряжения на проверку от 25.08.2011 года № 06-45/1/1, выданного заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Омской области проведена проверка соблюдения ООО «Лузинское молоко» трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой был выявлен ряд нарушений, о чем составлен акт проверки, на основании которого, заместителем начальника отдела – главным государственным инспектором труда Гострудинспекции (по охране труда) Бондаренко Л.В. в адрес генерального директора Общества Долматова Г.Г. вынесено предписание № 06-45/1/3 от 16 сентября 2011 года, состоящее из 19 пунктов, обязывающих устранить выявленные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. /л.д. 23-26/. 27.10.2011 года ООО «Лузинское молоко», путем направления письма за подписью генерального директора Общества Долматова Г.Г., сообщило заместителю начальника отдела – главному государственному инспектору труда Гострудинспекции (по охране труда) Бондаренко Л.В. о выполнении данного предписания по следующим пунктам: 1. 28.09.2011 года приказом по предприятию были назначены лица ответственные за текущее состояние зданий и сооружений, отдельно по цехам были созданы комиссии по осмотру зданий и сооружений. Приказом определены сроки проведения осмотров два раза в год, весной и осенью, с последующим оформлением результатов осмотра в соответствии с актом обследования технического состояния зданий и сооружений. 2. Приказ об организации работы по охране труда от 06.09.2011года №02-01/289-1 был аннулирован в связи с нарушением требований ст. 217 ТК РФ. В связи с этим было проведено обучение специалиста по охране труда в период с 16.09.2011г. по 22.09.2011г., получено удостоверение. С 21.09.2011года вступил в силу новый приказ об организации работы по охране труда №02-01/310-2 в соответствии с требованиями Трудового Законодательства РФ. 3. Согласно п. 7.2.2. ГОСТ 12.0.004-90 были разработаны и утверждены руководителем, совместно с профсоюзной организацией программы проведения инструктажа на рабочем месте и по видам работ. В перечень основных вопросов первичного инструктажа на рабочих местах вошли общие сведения о технологическом прогрессе и оборудовании на рабочих местах, основные опасные и вредные факторы, действующие на работника, требования безопасности труда перед началом работы, в прогрессе работы и по ее окончанию; обеспечение работников СИЗ согласно рабочему месту. 4. В связи с отсутствием изменений в технологическом процессе и истечением 5 лет с момента утверждения инструкций по охране труда, по предприятию был издан приказ о продлении срока действия инструкций с №1 по №56, от 28.09.2011г. № 02-01/318. 5. В связи с окончанием в 2012 году срока действия аттестации рабочих мест цеха № 1 Петровка, цеха №2 Новоуральское и созданием новых рабочих мест, в планах в 2012г. организовать и провести аттестацию рабочих мест цеха №1, 2 полностью, учитывая новые рабочие места. В цехе №3 Розовка провести аттестацию рабочих мест участка растениеводства. На данный момент разрабатывается перечень рабочих мест согласно штатному расписанию цехов №1,2,3. Пункт предписания находится в разработке. 6. Специалистом по охране труда было выписано предписание начальникам цехов об ознакомлении работников с картами аттестации рабочих мест. Работники были ознакомлены с картами аттестации под роспись. 7. По результатам аттестации рабочего места газоэлектросварщика, аттестованного по классу 3,4, проводятся работы по улучшению вентиляционной системы. Выданы средства индивидуальной защиты для органов дыхания (респиратор). Пункт предписания находится в разработке. 8. На основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.08.2008г. № 416н, по предприятию был издан приказ о внесении изменений в нормы выдачи бесплатной спецодежды от 12.10.2011г. №02-01/352. В приложении к приказу был разработан перечень профессий и нормы выдачи СИЗ с учетом новых типовых норм бесплатной выдачи спецодежды и спецобуви. Пункт предписания находится в разработке. 9. В личных карточках учета бесплатной выдачи СИЗ на каждого работника были указаны все СИЗ полагающиеся работнику с учетом новых типовых норм. Проведена профилактическая беседа с представителями цехов и об их ответственности за невыполнении приказа. 10. На основании приказа по предприятию о внесении изменений в нормы выдачи бесплатной спецодежды, начальники цехов должны предоставить списки работников кому полагаются СИЗ с учетом новых изменений, в дальнейшим составим заявки на приобретение СИЗ. Пункт предписания находится в разработке. 11. На основании приказа Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 г. № 1122н, по предприятию был издан приказ, бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств от 12.10.2011 г. №02-01/353. В приложении к приказу был разработан перечень профессий, для которых необходима выдача смывающих и обезвреживающих средств. Также в приложении к приказу была предоставлена форма личной карточки работника учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств. Представители цехов готовят списки работников и заявки на приобретение смывающих и обезвреживающих средств. Пункт предписания находится в разработке. 12. Из медицинских учреждений были получены заключительные акты по результатам медосмотра. 13. Во всех цехах ООО «Лузинское молоко» было разработано и установлено переносное ограждение рабочей зоны верстака для безопасной работы, согласно приказу по предприятию от 23.09.2011г. №02-01/314. 14. У станков по холодной обработке металлов и верстаков во всех цехах ООО «Лузинское молоко» были установлены деревянные трапы, согласно приказу по предприятию от 23.09.2011г. №02-01/314. В пунктах 15,16,17,18 предписания, в трудовых договорах с работниками, были указаны конкретные дни выдачи заработной платы согласно ст. 136 ТК РФ. Согласно АРМ, в трудовых договорах на работах с вредными и (или) опасными условиями труда были указаны дополнительные отпуска полагающиеся работнику, характеристики труда на рабочих местах, а также полностью указаны доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, полагающиеся работнику. /л.д. 33-34/. Не согласившись с требованиями предписания от 16.09.2011 года № 06-45/1/3, содержащимися в п. 15, 16, 17, 18 ООО «Лузинское молоко» обратилось в суд с данным заявлением, указывая на их незаконность. В силу положений ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем. Разъяснение установленных сроков обжалования предписания от 16.09.2011 года № 06-45/1/3 содержится в его тексте. Из материалов дела следует, что предписание от 16.09.2011 года № 06-45/1/3 было получено генеральным директором ООО «Лузинское молоко» Долматовым Г.Г. 16 сентября 2011 года /л.д. 25/, что не оспаривалось представителем заявителя в судебном заседании, в то время как, с данным заявлением ООО «Лузинское молоко» обратилось в суд 24 октября 2011 года /л.д. 3/, то есть за пределами установленного ч. 2 ст. 357 ТК РФ срока, срок на обжалование указанного предписания истек у ООО «Лузинское молоко» 26 сентября 2011 года. В судебном заседании представителем ООО «Лузинское молоко» заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в качестве уважительности причин его пропуска указано на нахождение в служебной командировке генерального директора ООО «Лузинское молоко» Долматова Г.Г., однако, по мнению суда, указанная причина не является уважительной. Кроме того, из представленных в материалы дела документов, направленных ООО «Лузинское молоко» в адрес заместителя начальника отдела – главного государственного инспектора труда Гострудинспекции (по охране труда) Бондаренко Л.В., следует, что в срок, установленный для обжалования предписания № 06-45/1/3 от 16.09.2011 года заявителем производились действия по исполнению указанного предписания, в том числе, путем издания соответствующих приказов за подписью генерального директора ООО «Лузинское молоко» Долматова Г.Г., в связи с чем, оснований для восстановления ООО «Лузинское молоко» пропущенного срока у суда не имеется. Иных доводов в обоснование заявления о восстановлении пропущенного срока для обжалования предписания № 06-45/1/3 от 16.09.2011 года представителем заявителя не заявлено. Согласно п. 15-18 обжалуемого предписания, государственным инспектором труда Гострудинспекции (по охране труда) ООО «Лузинское молоко» предписано в срок до 30.09.2011 года устранить следующие нарушения: в трудовых договорах с работниками указать конкретные дни выплаты заработной платы не реже чем через каждые полмесяца согласно ст. 136 ТК РФ (п. 15); в трудовых договорах работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, указать дополнительные отпуска, полагающиеся им за работу в данных условиях труда согласно аттестации рабочих мест согласно ст. 57 ТК РФ (п. 16); в трудовых договорах работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, указать характеристики условий труда на данном рабочем месте согласно аттестации рабочих мест согласно ст. 57 ТК РФ (п. 17); в трудовых договорах с работниками условия труда указать полностью: указать доплаты, надбавки и поощрительные выплаты (нарушение ст. 57 ТК РФ). /л.д. 25/. Проанализировав представленные сторонами доказательства, с учетом вышеизложенных норм права, суд считает указанное предписание в обжалуемой части (п. 15-18) законным и не нарушающим права и законные интересы заявителя, исходя из следующего. Согласно ст. 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии со ст. 9 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права и снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на: рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям труда; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников; полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте и т.д. В порядке ст. 22 ТК РФ работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; выплачивать в полном объеме причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором. Кроме того, работодатель обязан обеспечивать информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты (ст. 212 ТК РФ), а работник (ст. 219 ТК РФ) имеет право на: получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; на компенсации, установленные в соответствии с Трудовым кодексом РФ, коллективным договором, соглашением, локальными нормативными актами, трудовым договором, если работник занят на тяжелых работах, а также на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. К компенсациям, которые должны предоставляться работникам за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране труда, относятся: сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92 ТК РФ); сокращенная продолжительность ежедневной работы (ст. 94 ТК РФ); предоставление специальных перерывов на отдельных видах работ для обогрева и отдыха (ст. 109 ТК РФ); ежегодный дополнительный отпуск (ст. 117 ТК РФ); оплата труда работников в повышенном размере (ст. 146-148 ТК РФ); возмещение вреда, причиненного работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей (ст. 184 ТК РФ); обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты (ст. 212, 221 ТК РФ); проведение обязательных предварительных и периодических медосмотров (ст. 213 ТК РФ); обеспечение смывающими и обезвреживающими средствами (ст. 221 ТК РФ); бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания (ст. 222 ТК РФ); льготное пенсионное обеспечение. Статьей 57 ТК РФ установлено, что обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсация за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте. В соответствии со ст. 135, 136 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Согласно ч. 6 ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Проанализировав указанные положения ч. 6 ст. 138 ТК РФ, суд приходит к выводу о том, что в данной формулировке требований трудового законодательства нет союза «или», все документы перечислены через запятую, таким образом, в каждом из указанных в статье документов должны быть указаны дни выплаты заработной платы, причем через каждые полмесяца. Полмесяца - это 15 дней, таким образом, дни выплаты заработной платы должны быть не реже чем через 15 дней. Из материалов дела следует, что в нарушение вышеуказанных статей Трудового кодекса РФ в ООО «Лузинское молоко» в трудовых договорах с работниками не указаны дни выплаты заработной платы, а дана ссылка на коллективный договор; условия оплаты труда указаны в трудовых договорах не полностью - указаны только тарифная ставка или оклад и доплата за тяжелые и вредные условия труда, другие доплаты, надбавки и поощрительные выплаты не указаны, также не указан районный коэффициент. Кроме того, не указан дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в место этого, дана ссылка на коллективный договор, положение об оплате труда и премировании, другие локальные нормативные акты. Не указана характеристика условий труда, а также сведения о том, к какому классу по условиям труда относится данное рабочее место согласно карте аттестации рабочего места. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что ООО «Лузинское молоко» не выполняются требования ст.ст. 57, 9, 21, 22, 212, 219, 57, 136 ТК РФ, а именно: в трудовых договорах, заключаемых с работниками, работодателем не указываются обязательные для включения в трудовой договор условия, работодатель не информирует работников об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, о компенсациях, полагающихся им за работу в данных условиях, о сроках выплаты заработной платы. Трудовой договор - это обязательный документ, который работодатель обязан оформить в письменной форме согласно ст. 67 ТК РФ, содержание данного документа должно соответствовать требованиям ст. 57 ТК РФ. Трудовой договор - это единственный документ, который выдается работнику на руки, и который хранится у него в течение всей жизни, в то время, как с локальным нормативным актом работник знакомиться при приеме на работу, локальный нормативный акт не выдается работнику на руки, локальные нормативные акты периодически изменяются, кроме того, локальные нормативные акты не всегда заключаются. Так, коллективный договор заключается сроком на 3 года. Представители работников и работодателей имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров (ст. 36 ТК РФ), то есть, если работники не проявили инициативу о проведении коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения, то работодатель может и не заключать коллективный договор. Во многих организациях коллективный договор вообще отсутствует. То есть коллективный договор - это не обязательный для заключения документ. Согласно ст. 41 ТК РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами, в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя. Таким образом, на стороны коллективного договора положениями ТК РФ не возложена обязанность по указанию в коллективном договоре на льготы и компенсации за работу с тяжелыми и вредными и (или) опасными условиями труда, формы, системы и размеры оплаты труда и т.д. Кроме того, суду не представлены доказательства, подтверждающие факт ознакомления работников с изменениями, вносимыми в локальные нормативные акты, такие как коллективный договор, положение об оплате труда и премировании, правила внутреннего трудового распорядка и др. Статья 212 ТК РФ обязывает работодателя провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Согласно п/п 8 п. 11 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее по тексту - Порядок) утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.08.2007 года № 569, аттестационная комиссия организации при наличии на рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов готовит предложения о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор об обязательствах работодателя по обеспечению работника необходимыми средствами индивидуальной защиты, установлению соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. В судебном заседании установлено, что такие изменения и дополнения в трудовые договоры с работниками ООО «Лузинское молоко» не были внесены, в то время, как аттестация была проведена в 2009 году. Кроме того, по окончании проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также в связи с введением в действие новых типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств данные изменения в коллективный договор в ООО «Лузинское молоко», на момент проверки, не были внесены. На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности требований главного государственного инспектора труда Гострудинспекции (по охране труда) Бондаренко Л.В., указанных в п. 15, 16, 17, 18 предписания от 16.09.2011 года № 06-45/1/3. В силу ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. При таких обстоятельствах, обжалуемое заявителем предписание является законным и обоснованным, направлено на защиту интересов работников и не содержит в себе требований, несоответствующих закону, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ООО «Лузинское молоко» к Государственной инспекции труда в Омской области об оспаривании решения должного лица. Руководствуясь ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении заявления ООО «Лузинское молоко» к Государственной инспекции труда в Омской области об оспаривании решения должного лица; восстановлении срока на обращение в суд отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова