Дело № 2-5392/11 Решение Именем Российской Федерации 16 ноября 2011 года Центральный районный суд г. Омска в составе судьи Л.В. Ямчуковой при секретаре Н.В. Хруниной рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Воробьевой Е.А. к Администрации города Омска, департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения, Установил: Прокурор ЦАО г. Омска обратился в суд с названным иском, в интересах Воробьевой Е.А., к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации г. Омска, указывая, что Воробьева Е.А., ...... года рождения, является ребенком сиротой. Постановлением Администрации ЦАО г. Омска № 3028 од от 26.08.2003 года В.Н.Н. назначена опекуном над Воробьевой Е.А., в связи с тем, что ее мать В.Н.Е. решением Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2004 года лишена родительских прав, отец В.А.П. умер ...... года. Воробьева Е.А. жилой площади и имущества не имеет, зарегистрирована по адресу опекуна: <адрес>. Постановлением Администрации г. Омска № 911-п от 01.06.2010 года «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» Воробьева Е.А. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по категории «дети-сироты». В списке граждан, состоящих на учете, утвержденном постановлением Администрации г. Омска № 911-п от 01.06.2010 «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на 2010 год», номер очереди Воробьевой Е.А. по общему списку -22032, по внеочередному списку – 645. В настоящее время Воробьева Е.А. не имеет собственного жилья, проживает в квартире опекуна. На основании изложенного, со ссылкой на положения ст. 57 Жилищного кодекса РФ, Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без родителей» от 21.12.1996 № 159, Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» от 28.12.2005 № 722-ОЗ, Закона Омской области «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16.11.2006 № 806-ОЗ, ст. 45 ГПК РФ, просит обязать ответчиков предоставить Ворбьевой Е.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, во внеочередном порядке, взыскать с ответчиков государственную пошлину в федеральный бюджет в установленном законом размере. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 42 ГПК РФ в качестве третьего лица привлечен Департамент жилищной политики Администрации г. Омска. В судебном заседании представитель прокуратуры ЦАО г. Омска Беглярова Е.Г. /по удостоверению/, истец Воробьева Е.А. поддержали заявленные требования в части возложения на Администрацию г. Омска обязанности по предоставлению Воробьевой Е.А. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм, во внеочередном порядке по основаниям, изложенным в иске, аналогичные требования, заявленные ранее в том числе к Департаменту имущественных отношений просили не рассматривать, требование о взыскании с ответчиков государственной пошлины не поддержали. В судебное заседание представитель ответчика Администрации г. Омска – не явился, извещен надлежаще, письменного отзыва не представил, об уважительности причин неявки суду не сообщил. В судебное заседание представитель ответчика Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска – не явился, извещен надлежаще, в представленном письменном отзыве считает Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 параграфа 3 Решения Омского городского Совета от 13.02.2008 года № 105 заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда г. Омска является одной из функций Департамента жилищной политики Администрации г. Омска. В судебное заседание представитель третьего лица Департамента жилищной политики Администрации г. Омска - не явился, извещен надлежаще, письменного отзыва не представил, об уважительности причин неявки суду не сообщил, самостоятельных требований не заявил. Выслушав истцов, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Как следует из материалов дела, отец Воробьевой Е.А. – В.А.П. умер ...... года. Приказом Управления образования Администрации г. Омска № 3028 од от 26.08.2003 года, по причине того, что мать - В.Н.Е. воспитанием и содержанием ребенка не занимается, отец – В.А.П. умер, В.Н.Н. (бабушка ребенка) назначена опекуном Воробьевой Е.А. /л.д. 8/. Решением Центрального районного суда г. Омска от 11.03.2004 года, вступившим в законную силу, В.Н.Е. лишена родительских прав в отношении дочери Воробьевой Е.А., с В.Н.Е. в пользу В.Н.Н. взысканы алименты на содержание ребенка. /л.д. 9-10/. Постановлением Администрации г. Омска № 416-п от 01.06.2010 года «О принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» на основании заявления от 21.04.2010 года Воробьева Е.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, о чем Воробьева Е.А. была уведомлена письмом Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 03.06.2010 года. /л.д. 8 оборот, 11-11 оборот/. В судебном заседании установлено, что по настоящее время жилое помещение по договору социального найма Воробьевой Е.А. не предоставлено. Как следует из искового заявления, в списке граждан, состоящих на учете, утвержденном постановлением Администрации г. Омска № 416-п от 01.06.2010 «Об утверждении списков граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на 2010 год», номер очереди Воробьевой Е.А. по общему списку - 22032, по внеочередному списку – 645. Из материалов дела следует, что с 21.11.2006 года по настоящее время Воробьева Е.А. зарегистрирована и фактически проживает в квартире, принадлежащей на праве совместной собственности ее опекуну – В.Н.Н. и В.П.А.., расположенной по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение, общей площадью 60 кв.м., состоит из четырех комнат, в квартире на регистрационном учете, кроме Воробьевой Е.А., так же состоят и фактически проживают В.П.А., В.Н.Н. и В.Т.А. По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 31.10.2011 года и ГП Омской области «Омский центр ТИиЗ» от 31.10.2011 года Воробьева Е.А. в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Данная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. Право Воробьевой Е.А. на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиком не оспаривается и подтверждено вышеприведенными доказательствами. Согласно ст. 5 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона – статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. При этом положения ст. 5 указанного Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки – предоставление жилого помещения - применены быть не могут. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Законодательным Собранием Омской области 19 июня 2008 года принят Закон Омской области от 04 июля 2008 г. № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в связи с чем, Закон Омской области № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 ноября 2006 года утратил свою силу. Указанным законом установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования. В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 3 статьи 35, пунктом 3 статьи 37, пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 15 статьи 44, пунктом 2 статьи 45, пунктом 2 статьи 46 настоящего Кодекса. Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. Согласно п. 14 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ (в редакции с изменениями от 06.04.2010 г.) при обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м. независимо от состава семьи. Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством. В целях эффективной реализации переданных государственных полномочий, постановлением Мэра города Омска от 18.11.2006 года № 876-п создана городская комиссия по рассмотрению вопросов о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям, находящимся под опекой (попечительством), состоящим на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не имеющим закрепленных жилых помещений (далее по тексту – городская комиссия). Средства субвенций на реализацию государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, предусмотренные Законом Омской области «Об областном бюджете на 2010 год», в сумме 21 604 539,0 рублей 02.03.2011 года зачислены на лицевой счет Департамент жилищной политики Администрации г. Омска. Согласно Решению Омского городского Совета от 23.12.2009 года № 300 «О бюджете города Омска на 2010 год и плановый период 2011 и 2010 годов» главным распорядителем средств субвенций на обеспечение жильем детей-сирот, является Департамент жилищной политики Администрации города Омска. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. В соответствии с частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Пунктом 4 статьи 7 Закона Омской области от 28.12.2005 № 722-03 (в редакции от 09.02.2010) «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 18 кв.м общей площади жилья на одного члена семьи и 33 кв.м - на одиноко проживающего человека. Однако в соответствии с положениями части 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса, порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, которым устанавливается федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, могут быть установлены иные нормы предоставления. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Дети-сироты относятся к особой категории граждан, определенной Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 17.12.2009) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым могут предоставляться органами местного самоуправления жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Как установлено в ходе судебного заседания, Воробева Е.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении с 01.06.2010 года, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено. С учетом вышеизложенного, применимо к положениям п. 14 ст.44 Закона Омской области от 07.07.2008 года № 1061-ОЗ (в редакции от 06.04.2010 года) «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», ст. 8 ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», суд приходит к выводу о том, что Воробьева Е.А. подлежит обеспечению жилой площадью по внеочередной порядке на условиях договора социального найма по норме предоставления жилого помещения 33 кв.м. независимо от состава семьи. Поскольку иной порядок предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, отсутствует, положения ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения названной категории граждан, суд считает, что обязанность по обеспечению Воробьевой Е.А. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию города Омска за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: Обязать Администрацию города Омска предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм Воробьевой Е.А. за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций. Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено кассационное представление в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Л.В. Ямчукова