Дело № 2-5419/2011. Решение от 17.11.2011г. по заявлению Ч ипошиной Е.В., Шантина С.В. к ГУ Омской области `АЖС`



Дело № 2-5419/11

Решение

Именем Российской Федерации

17 ноября 2011 года

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующей судьи Ямчуковой Л.В. при секретаре судебного заседания Хруниной Н.В. рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чипошиной Е.В., Шантина С.В. к Государственному учреждению Омской области «Агентство жилищного строительства» об оспаривании решения, восстановлении нарушенного права,

Установил:

Чипошина Е.В. и Шантин С.В. обратились в суд с названным иском указывая, что 17 июня 2011 года обратились в государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства» (далее по тексту - ГУ «АЖС») с заявлением о включении их семьи в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в связи с рождением второго ребенка в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 «О Порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей».

14 июля 2011 года был получен ответ из ГУ «АЖС» об отказе во включении семьи в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в связи с рождением второго ребенка в связи с тем, что по мнению ГУ «АЖС» они являются работниками органа государственной власти Омской области, а не организацией бюджетной сферы.

Не согласившись с доводами ГУ «АЖС» истцы обратились в Министерство экономики Омской области, являющееся учредителем ГУ «АЖС», откуда 7 сентября 2011 года получен ответ об отсутствии правовых оснований для предоставления им компенсационных выплат в соответствии с Указом № 70. Считают данное решение не основано на нормах действующего законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Порядка компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 право на получение компенсации предоставляется семьям, в которых родители являются работниками организаций бюджетной сферы, финансируемых за счет средств областного и местного бюджетов.

Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют иное вещное право, относятся государственные учреждения.

В соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве труда и социального развития Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 23 мая 2008 года № 56, Министерство обладает правами юридического лица (организационно-правовая форма - учреждение).

В Гражданском кодексе Российской Федерации не содержится понятие «орган» отличное от понятия «организация». Следовательно, Министерство труда и социального развития Омской области является организацией.

В соответствии с пунктом 20 Положения о Министерстве труда и социального развития Омской области, утвержденным Указом Губернатора Омской области от 23 мая 2008 года № 56, финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.

Таким образом, Министерство труда и социального развития Омской области является организацией, финансируемой за счет средств областного бюджета.

Содержащееся в письме Министерства экономики Омской области указание на то, что в законодательстве отсутствует норма о том, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации являются организациями бюджетной сферы, не соответствует действительности поскольку Министерством экономики Омской области не дано понятие «орган государственной власти субъекта Российской Федерации» в контексте организационно-правовой формы и источника финансирования согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации. Кроме того, не проанализированы учредительные документы Министерства труда и социального развития Омской области; не указано, в чем конкретно заключается нарушение принципа недопущения нецелевого использования бюджетных средств, в случае получения истцами компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в связи с рождением второго ребенка. В связи с чем просят: признать незаконным отказ заместителя Министра экономики Омской области, содержащийся в письме от 07.09.2011 № ИСХ-11/МЭК-6489 об отсутствии правовых оснований для предоставления Чипошиной Е.В., Шантину С.В. компенсационных выплат в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 «О Порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» и обязать Министерство экономики Омской области признать за Чипошиной Е.В., Шантиным С.В. право на получение указанной компенсации, поручив государственному учреждению Омской области «Агентство жилищного строительства» совершить все необходимые действия для получения соответствующих денежных средств.

При подготовке дела к судебному разбирательству истцами в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнены заявленные требования по основаниям, изложенным выше, просят : признать незаконным отказ Государственного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства» от 14 июля 2011 года № 597/05, об отсутствии правовых оснований для предоставления Чипошиной Е.В., Шантину С.В. компенсационных выплат в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 «О порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» и обязать Государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства» признать за Чипошиной Е.В., Шантиным С.В. право на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в связи с рождением второго ребенка и совершить все необходимые действия для выплаты соответствующих денежных средств. Самостоятельные требования относительно предмета спора к Министерству экономики Омской области не поддерживают и просят не рассматривать.

В судебном заседании Чипошина Е.В. участия не принимала, представив заявление в котором поддерживает требования в уточненной редакции и просит о рассмотрении дела в ее отсутствие.

В судебном заседании Шантин С.В. заявленные уточненные требования подержал по основаниям, изложенным выше.

В судебном заседании представитель Государственного учреждения Омской области «Агентство жилищного строительства» Рабанин Г.Ф., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признал ссылаясь на то, что истцы необоснованно применили к п.3 Положения о Министерстве труда и социального развития расширительное толкование, посчитав орган государственной власти организаций в форме учреждения. Министерство труда и социального развития является исполнительным органом государственной власти и не может в силу своего правого положения являться организацией. В связи с изложенными обстоятельствами отсутствуют какие-либо правовые снования относить органы исполнительной государственной власти к организациям.

В судебном заседании представитель Министерства экономики Омской области Чукреева Е.Н., действующая на основании доверенности, приведенные истцами доводы считает необоснованными в связи со следующим. Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации деятельность органов государственной власти, как и деятельность государственных учреждений, финансируется из соответствующих бюджетов. Вместе с тем, такой критерий как источник финансирования не является достаточным для отождествления понятий «орган власти» и «организация бюджетной сферы».

Единое определение понятия «организация бюджетной сферы» в законодательстве отсутствует. Вместе с тем, по смыслу законодательства к таким организациям относятся юридические лица, создаваемые органами государственной власти для выполнения своих функций в форме государственных учреждений.

В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 23 января 2004 года № 15 «О Перечне органов исполнительной власти Омской области» Министерство труда и социального развития Омской области является органом исполнительной власти Омской области.

Согласно части 1 статьи 124, частям 1 и 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти приобретают отраслевую правосубъектность и не отождествляются с юридическими лицами. Они являются иными участниками регулируемых законодательством отношений. В связи с тем, что основным назначением органов власти является осуществление функций публичной власти, органы власти, не являясь юридическими лицами, только наделяются статусом юридического лица.

У органов государственной власти отсутствует и такой неотъемлемый признак юридического лица, в том числе созданного в форме некоммерческой организации, как возможность осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли (часть 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Министерство труда и социального развития Омской области не является ни организацией бюджетной сферы, ни какой-либо иной организацией.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела Шантин С.В. и его супруга Чипошина Е.В. работают в Министерстве труда и социального развития Омской области, финансирование которого осуществляется за счет средств областного бюджета ( л.д.22).

17 июня 2011 года обратились в государственное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства» (далее по тексту - ГУ «АЖС») с заявлением о включении их семьи в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в связи с рождением второго ребенка в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года № 70 «О Порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей» ( л.д.23).

14 июля 2011 года ГУ «АЖС» отказано во включении семьи истцов в список претендентов на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита в связи с рождением второго ребенка в связи с отсутствием правовых оснований ( л.д.6).

Компенсационные выплаты, о выплате которых заявляют истцы, осуществляются в рамках Указа Губернатора Омской области от 24.05.2007г. №70 «О Порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей».

В соответствии с положениями п.7,8 названного нормативного акта Губернатора Омской области уполномоченным лицом по социальным выплатам является Бюджетное учреждение Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области».

Решения о включении семьи претендентов на получение компенсации и получателей компенсации в соответствующий список принимается также Бюджетным учреждением Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» ( п. 9 Указа).

В функции Министерства экономики Омской области входит утверждение списков получателей, предоставленных Бюджетным учреждением Омской области «Агентство жилищного строительства Омской области» (п.9.1 Указа).

С учетом изложенного суд считает, что Министерство экономики Омской области не может являться надлежащим ответчиком по настоящему спору.

В обоснование заявленных требований истцы ссылаются на то, что Шантин СВ., проходящий государственную гражданскую службу в Министерстве труда и социального развития Омской области, имеет право на получение компенсации как работник организации бюджетной сферы согласно подпункту 2 пункта 2 Порядка компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка или последующих детей, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 24 мая 2007 года №70.

Пунктом 2 Указа Губернатора Омской области определены категории лиц, имеющих право на получение компенсации расходов на погашение части ипотечного жилищного кредита (займа). В числе прочих категорий существует такая категория, семьи, в которых родители (родитель), усыновители (усыновитель) являются работниками организаций бюджетной сферы, финансируемых за счет средств областного и местного бюджетов (далее - работники бюджетной сферы).

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации деятельность органов государственной власти, как и деятельность государственных учреждений, финансируется из соответствующих бюджетов. Вместе с тем, такой критерий как источник финансирования не является достаточным для отождествления понятий «орган власти» и «организация бюджетной сферы».

Единое определение понятия «организация бюджетной сферы» в законодательстве отсутствует. Вместе с тем, по смыслу законодательства к таким организациям относятся юридические лица, создаваемые органами государственной власти для выполнения своих функций в форме государственных учреждений.

Согласно ст.45 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Статья 50 ГК РФ определяет цели и формы юридических лиц. Так, юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.

Организационно-правовые формы юридических лиц и их общие описания приведены в соответствующих параграфах Главы 4 Гражданского кодекса РФ.

Органы власти не могут существовать в форме организаций, за исключением органов муниципального управления.

Министерство труда и социального развития Омской области сформировано Губернатором Омской области в рамках полномочий предоставленных ему, как высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ, Законом РФ от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 23 января 2004 года № 15 «О Перечне органов исполнительной власти Омской области» Министерство труда и социального развития Омской области является органом исполнительной власти Омской области.

Согласно части 1 статьи 124, частям 1 и 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации в лице органов государственной власти приобретают отраслевую правосубъектность и не отождествляются с юридическими лицами. Они являются иными участниками регулируемых законодательством отношений. В связи с тем, что основным назначением органов власти является осуществление функций публичной власти, органы власти, не являясь юридическими лицами, только наделяются статусом юридического лица.

У органов государственной власти отсутствует и такой неотъемлемый признак юридического лица, в том числе созданного в форме некоммерческой организации, как возможность осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли (часть 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.3 Положения о Министерстве труда и социального развития, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 23.05.2008г. №56, на который ссылаются истцы в обоснование своих требований, Министерство обладает правами юридического лица, имеет самостоятельный баланс, счета, открываемые в соответствии с законодательством, печать, штампы, эмблему и бланки со своим наименованием.

Анализ действующего законодательства позволяет суду прийти к выводу о том, что никаких организаций в формах, предусмотренных гражданским законодательством, в системе органов государственной власти не создается, в то время как в системе органов муниципальной власти в силу ст.41 Закона РФ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с указанным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений названного Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.

Таким образом, «наделяться правами юридического лица» в соответствии с законодательством РФ и «являться юридическим лицом» не являются тождественными понятиями.

В связи с чем суд считает необоснованной ссылку истцов на п.3 Положения о Министерстве труда и социального развития, посчитав орган государственной власти организаций в форме учреждения.

Кроме того, государственные гражданские служащие и работники организаций бюджетной сферы имеют разный правовой статус. Статус государственных гражданских служащих определяется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» и другими, в то время как статус работников организаций бюджетной сферы определяется положениями Трудового кодекса Российской Федерации, законодательством, регулирующим правоотношения в конкретной сфере. Указанными нормативными правовыми актами устанавливаются различные меры государственной поддержки государственных гражданских служащих и работников организаций бюджетной сферы (врачей, учителей, воспитателей, работников организаций коммунального комплекса, работников государственных учреждений социального обслуживания населения и др.).

В тех нормативно-правовых актах, действие которых распространяется и на работников организаций бюджетной сферы, и на государственных гражданских служащих, последние поименованы отдельно (например, подпункт 1 пункта 6 Положения о порядке государственной поддержки граждан в строительстве, достройке, реконструкции и приобретении жилья в Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 4 августа 2003 года № 139).

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении требований Чипошиной Е.В., Шантина С.В. к Государственному учреждению Омской области «Агентство жилищного строительства» об оспаривании решения, восстановлении нарушенного права отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Л.В. Ямчукова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200