Дело № 2-5493/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 декабря 2011 года г. Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Соснина И.И., при секретаре Костючко Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального административного округа города Омска в интересах Шинкевич Ю.Е. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Центрального административного округа города Омска в интересах Шинкевич Ю.Е. обратился в суд с названным иском. В обоснование заявленных требований указывает, что Шинкевич Ю.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей - сирот. Решением Первомайского районного суда г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ её мать лишена родительских прав. Постановлением Администрации города Омска от 01.06.2011 года Шинкевич Ю.Е. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В настоящее время жилья не имеет, зарегистрирована по адресу <адрес> Просит обязать Администрацию города Омска предоставить Шинкевич Ю.Е. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке по категории «дети-сироты» за счет субвенций бюджета Омской области. Истец Шинкевич Ю.Е. в судебное заседание не явилась, о дате и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 15). Представители Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия (л.д. 17, 18). Также ответчиками представлен отзыв, в котором указывают, что Шинкевич Ю.Е. поставлена на учет с 01.06.2011 года в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Жилое помещение истцу может быть предоставлено только согласно её очереди, после обеспечения детей-сирот ранее включенных в список, исходя из объема целевых финансовых средств, переданных в бюджет города Омска из бюджета Омской области. В иске просят отказать (л.д. 19-21). Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В судебном заседании установлено, что Шинкевич Ю.Е. родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13). ... Согласно копии Постановления Администрации горолда Омска Шинкевич Ю.Е. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с 01.06.2011 года, номер очереди в настоящее время не определен (л.д. 7). Федеральный закон от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии со ст. 4 вышеназванного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, исходя из анализа положений ст.ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8 относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ. Положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Пункт 14 ст. 44 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» устанавливает, что состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма. В соответствии с п. 15 ст. 44 выше названного Закона Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Как установлено в судебном заседании, Шинкевич Ю.Е. не предоставлено жилье до настоящего времени. В соответствии с ст. 16 Закона Омской области от 04 июля 2008 года № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» положения кодекса о наделении органов местного самоуправления Омской области государственными полномочиями вводятся в действие ежегодно законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Согласно п. 4 ст. 17, п. 16 ст. 44 выше названного закона размер субвенций определяется по установленной названным Законом формуле. Средства на реализацию переданных государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по обеспечению Шинкевич Ю.Е. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию города Омска за счет субвенций, выделяемых из Областного фонда компенсаций на осуществление полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Обязать Администрацию города Омска предоставить Шинкевич Ю.Е. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке за счет субвенций из бюджета Омской области. Решение может быть обжаловано в Омский облсуд через Центральный районный суд г. Омска в 10 дней. Судья И.И. Соснин