Дело № 2-5634/2011. Решение от 09.12.2011 г. по иску Неверовой Р.Ф., Немковой М.М. к Адмиснитрации города Омска.



Дело № 2-5634/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2011 года        

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н., при секретаре судебного заседания Ануфриевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Неверовой Р.Ф., Немковой М.М. к Администрации города Омска о понуждении исполнить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого дома,

установил:

Неверова Р.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Омска, ООО «Управляющая компания - Жилищное хозяйство» о понуждении исполнить обязанность по проведению капитального ремонта многоквартирного жилого <адрес> расположенного по <адрес> в г. Омске, возмещении ответчиками морального вреда в сумме 100 000 руб., причиненного ей вследствие проживания в доме, не отвечающем техническим, санитарным нормам и правилам. В обоснование требований указала, что является собственником <адрес> указанном многоквартирном доме, проживает по данному адресу. Дом введен эксплуатацию в 1963 году. С момента ввода дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт в доме не проводился, по факту дом является аварийным, однако власти не желают принимать каких-либо мер по его ремонту. Санитарное оборудование дома изношено, угловые квартиры промерзают, батареи отопления проржавели и забиты, трубы протекают по причине изношенности, электропроводка также изношена. Нарушены ее права на проживание в нормальных условиях. В качестве доказательств ссылается на свои неоднократные обращения в ООО «УК-ЖХ» и администрацию города, из которых следует наличие неразрешенных проблем по техническому состоянию дома. Просит обязать ответчиков выделить необходимые ресурсы и незамедлительно осуществить капитальный ремонт дома, взыскать с ответчиком причиненный ей моральный вред в сумме 100 000 руб., нанесенный волокитой в деле восстановления ее нарушенных прав на проживание в доме, техническое состояние которого не соответствует санитарным нормам и правилам.

Согласно определению суда к участию в деле в качестве третьих лиц в порядке ст. 42 ГПК РФ привлечена собственник <адрес> данного дома - Немкова М.М., заявившая соответствующее ходатайство.

В процессе рассмотрения дела истец требования уточнила, просит обязать Администрацию г. Омска произвести капитальный ремонт общего имущества <адрес> в г. Омске без привлечения средств собственников жилых помещений в срок до 31 декабря 2012 года. Право обращения с иском к ООО «Управляющая компания - Жилищное хозяйство» о возмещении морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя, истцу разъяснено.

Истец в судебном заседании пояснила, что проживает доме в 2003 года, техническое состояние дома недопустимое, дом нуждается в незамедлительном капитальном ремонте. Она проживает на 5 этаже и особенно отмечает недопустимое состояние кровли дома, которая постоянно протекает, что неоднократно причиняло ей ущерб. Она несколько раз обращалась с письменными обращениями в ГЖИ Омской области, Омский городской Совет, Мэру г. Омска, депутатам законодательного собрания Омской области, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, прокуратуру Омкой области и г. Омска, однако результата это не возымело. Средств для оплаты технического отчета она не имеет. Просит иск удовлетворить.

Третье лицо с правом заявления самостоятельных требований Немкова М.М. иск с учетом его уточнения поддержала. Пояснила, что проживает в доме длительное время - с 1986 года, капитальный ремонт доме ни разу не проводился, одна является старшей по дому, приватизировала квартиру в 2009 году, состояние дома очень плохое. Просит иск удовлетворить и обязать Администрацию г. Омска провести капитальный ремонт дома в 2012 году.

Представитель ответчика - Администрации г. Омска и третьего лица - департамента городского хозяйства по доверенности Баланов О.Ю. в судебном заседании иск не признал, пояснил, что в данном случае в соответствии со ст.ст. 30, 39, 158, 165 ЖК РФ, ст.ст. 289, 290 ГК РФ, способом проведения капитального ремонта многоквартирного дома является порядок, определенный Федеральным Законом от 21 июля 2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в данном порядке и должен быть проведен ремонт дома. Просит отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица ООО «Управляющая компания - Жилищное хозяйство» по доверенности Дровосекова О.Н. в судебном заседании требования истцов поддержала на основаниях, изложенных в иске.

Представитель Администрации Центрального АО г. Омска, департамента имущественных отношений Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что Неверова Р.Ф. является собственником <адрес>, расположенной в <адрес> в г. Омске (л.д. 25,26), Немкова М.М. является собственником <адрес> указанном доме, квартира приватизирована в 2009 году (л.д. 171-173).

Указанный дом находится на балансе обслуживающей организации ООО «УК-Жилищное хозяйство» (л.д.175-174 - договор управления).

Из протокола № 2 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом <адрес> в г. Омске от 15 октября 2010 года, следует, что собственниками помещений дома было принято решение о проведении капитального ремонта в указанном многоквартирном доме (л.д. 158-160).

Согласно сведениям, представленным департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска от 02 ноября 2011 года (л.д. 130), в реестре муниципального имущества города Омска учитывался жилой <адрес>, 1963 года постройки, включенный в состав муниципальной собственности на основании Решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24 декабря 1992 года № 245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска». До передачи в муниципальную собственность объект числился за ПЖРУ № 3, расположенным по адресу ул. 24 Северная, 204 2б». В настоящее время в результате инвентаризации указанный жилой дом исключен из Реестра муниципального имущества, в Реестре муниципальной казны г. Омска на текущий момент учитываются неприватизированные квартиры (5 квартир).

Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения.

Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 года) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.

Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 № 415, утративших силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 21 января 2006 № 25.

В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.

Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).

Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).

Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).

Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 Правил).

Из Акта технического состояния многоквартирного дома от 23 августа 2010 года, составленного комиссией ООО «УК-ЖХ» в присутствии старшей по дому, следует, что дом 1963 года постройки, 5 этажей, 80 квартир; комплексный капитальный ремонт дома не проводился, состояние фундамента, стен, перегородок, перекрытий удовлетворительное; крыша, в том числе, кровля, система водоотвода требуют капитального ремонта в связи с наличием протечек, просветов, трещин по стоякам и лежаку; отмостки требуют капитального ремонта, трубы проржавлены, внутридомовые инженерные коммуникации требуют капитального ремонта, поражены коррозией (л.д. 167-168).

Таким образом, специалистами ООО»УК-ЖХ» сделан вывод, что без проведения мероприятий по капитальному ремонту безопасная эксплуатация здания и сохранность имущества жильцов не может быть гарантирована.

Согласно положениям Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р)

"Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" продолжительность эксплуатации указанного здания до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет (л.д. 147-154).

Из материалов дела следует, что в течение 2007-2011 годов жильцы указанного дома, в том числе, и истец неоднократно обращались в ГЖИ Омской области, Омский городской Совет, Мэру г. Омска, к депутатам законодательного собрания Омской области, департамент городского хозяйства Администрации г. Омска, прокуратуру Омкой области и г. Омска из ответов которых следует, что факты нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, применительно к указанному дому, были подтверждены; необходимость проведения капитального ремонта указанного дома не оспаривалась указанными заинтересованными лицами и ответчиком (л.д. 6-20, 229-231).

В частности, из ответа Администрации ЦАО г. Омска следует, что <адрес> в г. Омске был включен в проект плана капитального ремонта на 2010 год, но после проведения отбора по техническим и иным критериям, на основании общей суммы баллов, не вошел в адресную программу муниципального образования городской округ г. Омск Омской области «Капитальный ремонт многоквартирных домов г. Омска» на 2010 год.

Из материалов дела также следует, что дом был включен в проект перечня многоквартирных домов, подлежащих капитальному ремонту в 2011 году, однако в региональную адресную программу на 2011 год указанный дом также не попал (л.д. 12 - ответ первого заместителя Мэра г. Омска Потапова В.Д. от 06 мая 2011 года).

Таким образом, с учетом представленных истцами доказательств, суд приходит к выводу о необходимости проведения капитального ремонта здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.

Доказательств иного, в том числе, иного технического заключения либо акта ответчиком в материалы дела не представлено, каких-либо ходатайств не заявлено.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещений в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность наймодателем исполнена не была.

С 01 марта 2005 г. введен в действие ЖК РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 ГК РФ.

Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

Судом установлено, что спорный жилой дом сдан в эксплуатацию в 1963 году (л.д. 110-129 - технический паспорт); дом передан в муниципальную собственность в 1992 году. Материалами дела подтверждается необходимость проведения капитального ремонта.

В судебном заседании установлено, что дом нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в муниципальную собственность и до передачи квартир в собственность граждан, то есть и на момент апреля 1992 года (с момента возведения дома до момента первой приватизации - 29 лет). (л.д. 213-228 - сведения ГП Омский центр «ТиЗ»).

Доказательств того, что на момент первичной приватизации квартир (апрель 1992 года) общее имущество собственников жильцов дома не нуждалось в проведении капитального ремонта, ответчиком в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ в судебное заседание не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта объекта по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, выступает Администрация г. Омска, которой обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнена, в связи с чем, возлагает на Администрацию г. Омска обязанность выполнить такой ремонт. При этом суд полагает, что переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает, в том числе, и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

При таких обстоятельствах судом делается вывод, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска.

Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку на момент приватизации жилой <адрес> в г. Омске нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель - собственник дома Администрация г. Омска - муниципальное образование город Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнена, то на Администрацию города Омска возлагается обязанность по проведению капитального дома.

В части требований об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома, суд с учетом позиции истцов, а также состояния технических элементов дома, полагает, что разумным сроком для ремонта в данном случае является срок - до 31 декабря 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в срок до 31 декабря 2012 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья       Э.Н.Попова

-32300: transport error - HTTP status code was not 200