Дело № 2-5494/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 09 декабря 2010 года Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н. при секретаре Ануфриевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кучерук Н.Н. к Управлению Министерства внутренних дел РФ по Омской области о восстановлении в очереди нуждающихся в получении жилого помещения, установил: Кучерук Н.Н. обратился в суд с иском к УМВД РФ по Омской области о восстановлении в очереди нуждающихся в получении жилого помещения, восстановлении учетного дела очередника, включении в состав участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В обоснование требований указал, что служил в органах внутренних дел в период с 1991 года по 21 апреля 2011 года, был уволен по п. «е» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» по сокращению штатов в должности <данные изъяты> Следственного управления при УВД № 1 по Центральному АО г. Омска. В мае 2011 года он обратился к начальнику УМВД РФ с заявлением, в котором просил выдать ему жилищный сертификат, 02 июля 2011 года он получил ответ, согласно которому в выдаче сертификата отказано, так как он не состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Однако в 1998 году он был поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Жилищно-бытовой комиссией (ЖБК) Следственного управления УВД по Омской области. Следовательно, его дело очередника ответчиком утрачено. За весь период службы он жильем не обеспечивался, господдержку не получал, жилых помещений в собственности ни он, ни члены его семьи не имеют. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона «О введение в действие ЖК РФ» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений. Согласно подп. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, имеют сотрудники ОВД РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы, в том числе, в связи с орг-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 и долее лет. Просит обязать ответчика восстановить его учетное дело очередника, восстановить в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении с 1998 года, включить в состав участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы В судебное заседание истец дважды - 29 ноября 201 года и 09 декабря 2011 года не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, заявления об отложении слушания дела не представил. В связи с чем, учитывая позицию ответчика, который настаивал на рассмотрении дела по существу, дело рассмотрено в отсутствие истца. Представитель УМВД РФ по Омской области по доверенности Тарасович Т.В. просила в иске отказать. Пояснила, что до 2004 года включительно в УВД области списки очередников составлялись по отделам, применительно к подразделению истца, списки велись в Следственном управлении УВД Омской области. С 2005 года в связи принятием ЖК РФ, списки подразделений объединили в один общий список, исходя из даты принятия на учет. До 2004 года, ежегодно к 01 апреля очередники должны были предоставлять в свои ЖБК подразделений документы, свидетельствующие о жилищных условиях: копии лицевых счетов, справки БТИ и ФРС о неимении жилья. Истец с 1998 года по момент увольнения в УВД области, УВД города и СУ УВД с рапортом о постановке на учет не обращался, на учет поставлен не был, в очереди не состоял, документы не сдавал, соответственно, учетное дело очередника на него не заводилось. Право на получение сертификата истец также не имеет, так как на указанном учете не состоит. Просит в иске отказать. Представлен отзыв на иск (л.д. 29-31). Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Из материалов дела следует, что Кучерук Н.Н. проходил службу в ОВД РФ в период с 05 октября 1991 года по 21 апреля 2011 года, уволен приказом УВД по Омской области от 21 апреля 2011 года № л/с, как находящийся в распоряжении по должности <данные изъяты> СУ при УВД № 1 Центрального АО г. Омска (федеральный бюджет) по п. «е» ч. 1 ст. 58 (по сокращению штатов). Данный факт ответчиком в судебном заседании не оспаривается. Из материалов дела следует, что в мае 2011 года истец обратился с рапортом о выдаче ему жилищного сертификата к ответчику, на который ему предоставлен ответ от 16 июня 2011 года (л.д. 4). Из ответа следует, что оснований для включения истца в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы не имеется, так как Кучерук Н.Н. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, что является обязательным условием для выдачи сертификата. Согласно постановлению исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов, президиума областного совета профессиональных союзов от 26 декабря 1985 года N 414 "Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области" (действующему с 01 января 1986 года по 31 марта 2004 года) (ст. 22) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки очередников на получение жилых помещений. Согласно п. 7 указанных Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, в том числе: имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 7 квадратных метров (решение исполкома областного Совета народных депутатов от 19.12.83 г. N 375); проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими нанимателями, независимо от размера занимаемой площади; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений или в одной комнате лица разного пола (кроме супругов); проживающие в общежитиях; проживающие на условиях поднайма в домах государственного, муниципального жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве частной собственности, не имеющие другой жилой площади; проживающие в служебных жилых помещениях и молодожены, вступившие в первый брак и не имеющие изолированного помещения. Согласно разделу Ш указанных Правил «Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих в организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию также и по месту жительства (п. 10 Правил). Пунктом 11 Правил было предусмотрено, что ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в органах местного самоуправления Омской области отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; в организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом. Для принятия на учет гражданами подаются заявления по установленной форме (приложение N 1). К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, справка бюро технической инвентаризации и, в необходимых случаях, справка учреждения здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса. Заявления регистрируются в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (приложение N 2) (п. 12 Правил). Поступившие заявления граждан о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяются на месте общественной комиссией по жилищным вопросам органа местного самоуправления Омской области, а в организациях - комиссией по жилищно-бытовой работе профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме После этого соответствующая комиссия рассматривает заявления и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии граждан на учет или отказе в постановке на учет соответственно органу местного самоуправления Омской области или администрации и профсоюзному комитету организации (п. 13 Правил). Согласно п. 14 Правил заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня их поступления в соответствующий орган местного самоуправления Омской области, в организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме в течение этого же срока. Списки с указанием порядковых номеров лиц, состоящих на учете для улучшения жилищных условий, после их утверждения полномочным органом ежегодно вывешиваются для обозрения. Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений в организациях, передаются в орган местного самоуправления Омской области и вышестоящий орган профессионального союза (п. 15 Правил). В соответствии с п. 16 Правил принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в органе местного самоуправления Омской области в организации как документ строгой отчетности по установленной форме (приложение N 5). На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет. Учетному делу гражданина присваивается номер, соответствующий порядковому номеру в Книге учета (п. 17 Правил). Органы местного самоуправления Омской области, организации обеспечивают надлежащее хранение книг, списков очередников и учетных дел граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. После завершения работы книги, списки очередников, учетные дела и другие документы по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади сдаются на хранение в соответствующие архивы органов местного самоуправления Омской области, организаций, где хранятся: книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 25 лет, книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет, списки очередников, списки на получение ордеров и корешки на заселение жилых помещений - 10 лет, учетные дела граждан, получивших жилые помещения и снятых с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий - 5 лет (п. 18 Правил). Пунктом 19 Правил было предусмотрено, что ежегодно в период с 1 января по 1 апреля органы местного самоуправления Омской области, организации проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете для улучшения жилищных условий. В ходе перерегистрации при необходимости дополнительно проверяются жилищные условия очередников. Граждане, состоящие на учете для улучшения жилищных условий, обязаны сообщать о всех изменениях в составе семьи и перемене места жительства в месячный срок письменно. Эти изменения вносятся в учетное дело гражданина, состоящего на учете для улучшения жилищных условий. Организации ежегодно не позднее 15 апреля направляют уточненные списки очередников в соответствующий орган местного самоуправления Омской области и вышестоящий орган профессионального союза. В судебном заседании 29 ноября 2011 года обозревались представленные ответчиком списки, составленные ЖБК Следственного управления УВД Омской области за период с 1998 года по 2004 год, а также общий журнал очередников УВД области за 2005 год. Данные списки соответствуют требованиям закона и не вызывают сомнения в их достоверности. Судом установлено, что истец Кучерук Н.Н. среди очередников ответчика в указанный период времени не значился и не значится в настоящее время (л.д. 10-26 - копии списков очередников). Доказательств обращения к работодателю по вопросу постановки на учет в 1998 году или позже, доказательств ежегодного предоставления в ЖБК документов, подтверждающих нуждаемость (к 01 апреля каждого года), иных доказательств, из которых бы следовал факт постановки истца на учет, Кучеруком Н.Н. суду не представлено. Доводы Кучерука Н.Н. о том, что он состоял на учете являются голословными и не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Из иска неясно, на каком основании истец полагал, что вообще состоит в очереди столь продолжительное время и почему он не интересовался судьбой своей очередности ранее. На аналогичные факт ссылается секретарь ЖБК УМВД РФ в своих письменных пояснениях, представленных в дело ответчиком (л.д. 37-38). С учетом изложенного факт принятия истца на учет своего подтверждения в судебном заседании не нашел, в связи с чем требование о восстановлении в очереди и восстановлении учетного дела очередника являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Доказательств иного истцом в соответствии со ст.ст. 56, 57 ГПК РФ в судебное заседание не представлено. В системе МВД РФ мероприятия по выдаче государственных жилищных сертификатов осуществляются в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050. Согласно п. 2 данного постановления выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Применительно к тому, что истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче сертификата после введения в действие ЖК РФ и после увольнения из ОВД, в соответствии с подп. «а» п. 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, в частности, граждане, уволенные с военной службы и службы в ОВД по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти. Как уже было установлено судом выше, истец на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти не состоял, следовательно, его требование о включении в состав участников указанной подпрограммы также является необоснованным. На основании изложенного в удовлетворении требований о восстановлении учетного дела очередника, восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, включении в состав участников подпрограмм истцу следует отказать. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требований о восстановлении учетного дела очередника, восстановлении в очереди в качестве нуждающегося в жилом помещении, включении в состав участников подпрограмм «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, Кучеруку Н.Н. отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение десяти дней после изготовления решения в окончательном виде. Судья Э.Н. Попова