Дело № 2-5198/2011. Решение суда от 09.12.2011 года по заявлению Ашерсона И.В. к Управлению Росреестра по Омской области



Дело № 2-5198/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 декабря 2011 года                                                                                                   город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Чернышёвой И.В. при секретаре Ламановой К.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ашерсона И.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области об оспаривании решения об отказе в проведении государственной регистрации, возложении обязанности по государственной регистрации,

У С Т А Н О В И Л:

Ашерсон И.В. обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что является одним из собственников нежилых помещений под номерами на поэтажном плане: 1-го этажа: 1-7, 9-12, 2-го этажа: 1-12, общей площадью 4695,2 кв.м. литер: С, С2, этаж: 1, 2, адрес (местоположение): <адрес>.

21.01.2011 года между сособственниками было заключено соглашение об определении в натуре долей в праве собственности на нежилые помещения и прекращении права общей долевой собственности.

Для регистрации права на самостоятельные объекты недвижимого имущества заявитель обратился в Управление Росреестра по Омской области.

Однако, в регистрации права было отказано по причине того, что помещения подверглись реконструкции, которая была проведена без получения разрешения на строительство и ввода в эксплуатацию.

Полагал, что отказ является незаконным. Перепланировка нежилых помещений не является реконструкцией.

Просил суд признать незаконным отказ в проведении государственной регистрации от 02.09.2011 года Управления Росреестра по Омской области, возложить на Управление Росреестра по Омской области обязанность по регистрации права собственности Ашерсона И.В. на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: город Омск, ул. 2 - я Производственная, 41.

Ашерсон И.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом. По ходатайству заявителя судебные заседания неоднократно откладывались, ему предоставлялось время для предоставления заключения Госжилстройнадзора Омской области на предмет того, что осуществлённая в нежилых помещениях перепланировка не является реконструкцией. Однако, такого заключения представлено не было.

В ранее назначенных судебных заседаниях заявитель требования поддержал.

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Омской области Кузнецова Т.А., действующая на основании доверенности, требования заявителя не признала. Пояснила суду, что в результате проведения экспертизы технической документации, сданной на регистрацию вместе с заявлением, выяснилось, что произошло уменьшение площади ранее существующего объекта за счёт демонтажа части второго этажа и выделения помещения 3П. Изменилась общая площадь объекта, нумерация, высота и границы нежилых помещений, в том числе за счёт возведения литеры С4.

Были направлены запросы в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска и Госжилстройнадзор Омской области. Из департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска было получено письмо, что осуществлённые работы требовали получения разрешения на строительство.

До настоящего момента ни в орган, осуществляющий государственную регистрацию, ни в суд документы об отсутствии реконструкции не предъявлены.

Представители департамента архитектуры и градостроительства, ГП «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства», ГУ Госжилстройнадзора Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

Сособственник нежилых помещений Неворотов С.Б., привлечённый к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседании не явился, о времени и месте слушания дела извещён надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Неворотова С.Б. Неворотова А.Г., действующая на основании доверенности, оставила вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда.

В соответствии с положениями ст. 257 ГПК РФ заявление рассматривается судом в течение десяти дней, а Верховным Судом Российской Федерации - в течение двух месяцев с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

С учётом мнения участников процесса дело рассмотрено в отсутствии заявителя.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинённости орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

В судебном заседании установлено, что на основании договора купли - продажи от 23.07.2007 года Неворотову С.Б. и Ашерсону (Яковлеву) И.В. принадлежат нежилые помещения, номера на поэтажном плане: 1 этаж 1-7, 9-12, общей площадью 2 707 кв.м., 2 этаж 1-12, общей площадью 1 988,20 кв.м. находящиеся в здании с двумя двухэтажными кирпичными пристройками, литеры С-с3, расположенном по адресу: <адрес> /л.д. 28-29/.

20.01.2011 года между Неворотовым С.Б. и Ашерсоном (Яковлевым) И.В. было заключено соглашение об определении в натуре долей в праве собственности на нежилые помещения /л.д. 54/.

Согласно условиям соглашения стороны договорились о разделе в натуре принадлежащих им нежилых помещений.

В собственность Неворотова С.Б. передаются нежилые помещения 3П 1 - го этажа: 10-12, 14-34, 2-го этажа: 1-9, общей площадью 750,70 кв.м., находящиеся в нежилом строении с пристройкой, литера С, С2, расположенные по адресу: <адрес>.

В собственность Ашерсона (Яковлева) И.В. передаются нежилые помещения 2 П, номера на поэтажном плане 1 этажа: 1-9, 35-48, 2 этажа: 10-13, общей площадью 2 711,7 кв.м.

10.03.2011 года и 29.04.2011 года от участников долевой собственности в Управление Росреестра по Омской области поступили заявления о регистрации права собственности на вновь образованные объекты недвижимого имущества /л.д. 47, 56/.

Вместе с заявлениями на государственную регистрацию были представлены кадастровые паспорта помещений /л.д. 41, 57-64/.

В кадастровых паспортах имеется информация об уменьшении площади объектов, выделении дополнительных литер.

В соответствии с положениями ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГрК РФ) под реконструкцией объектов капитального строительства понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объёма), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Согласно ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьёй.

Разрешение на строительство выдаётся органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 18 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, утверждённого Постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 года № 396 - п «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска», к функциям департамента относится, в том числе, выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства за исключением объектов индивидуального жилищного строительства или отказ в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

В соответствии с Положением о Главном управлении жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы в Омской области, утверждённого Указом Губернатора Омской области от 26.05.2009 года № 42 «О создании Главного управления жилищного контроля, государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области», названное управление является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области государственный строительный надзор, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Одним из этапов проведения государственной регистрации по правилам ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту Закон о государственной регистрации прав) является проведение правовой экспертизы представленных документов.

Письмом от 05.04.2011 года Управление Росреестра по Омской области уведомило заявителей о приостановлении государственной регистрации сроком на 1 месяц в соответствии со ст. 19 Закона о государственной регистрации прав. Основанием для приостановления явилось изменение площади объекта, относящееся к реконструкции.

Вышеуказанное уведомление было получено заявителем.

При таких обстоятельствах Ашерсон И.В. не был лишён возможности предоставления в Управление Росреестра по Омской области дополнительных документов, подтверждающих отсутствие реконструкции.

В период приостановления государственной регистрации органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, были направлены запросы в департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Главное управление Госжилстройнадзора Омской области.

Из ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска от 07.04.2011 года следует, что была осуществлена реконструкция объекта, которая требует получения разрешения на строительство /л.д. 16/.

На основании заявления Ашерсона И.В. государственная регистрация права собственности была приостановлена сроком с 29.04.2011 года на три месяца.

В судебном заседании Ашерсон И.В. не оспаривал того обстоятельства, что разрешение на строительство сособственниками получено не было, соответственно, не получено и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Доказательств, свидетельствующих об отсутствии реконструкции объекта, суду не представил.

Управление Росреестра по Омской области является органом, осуществляющим государственную регистрацию, не имеет полномочий на проведение экспертизы проекта.

Таким образом, при наличии ответа департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, а так же прямого толкования ст. 51 ГрК РФ у Управления Росреестра по Омской области отсутствовали основания для осуществления государственной регистрации права Ашерсона И.В. на образованный в результате разделения в натуре объект недвижимости.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для удовлетворения требований заявителя в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 - 258 ГПК РФ, суд

                                                         

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Ашерсона И.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации от 02.09.2011 года, возложении обязанности по регистрации права собственности Ашерсона И.В. на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, отказать в полном объёме.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней.

                                                                        

Судья                                                                                                                                                       

    

-32300: transport error - HTTP status code was not 200