Дело № 2-6116/11 по заявлению Задерий Е.А. о признании незаконным решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой



Дело № 2-6116/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2011 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В. при секретаре Москаленко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Задерий Е.А. о признании незаконным решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы альтернативной гражданской службой,

установил:

Задерий Е.А. обратился в суд с названным заявлением, в обоснование указав, что 27 сентября 2011 г. в отношении него в отделе военного комиссариата по ЦАО, ЛАО, ОАО г. Омска было проведено медицинское освидетельствование, при проведении которого врачи жалобы заявителя на состояние здоровья и представленные последним медицинские документы не приняли во внимание. Учитывая, что осенний призыв начинается с 01 октября 2011 г., преждевременный вызов на призывную комиссию является незаконным.

В настоящей связи у заявителя возникли правовые убеждения в дополнение к уже имеющимся религиозным и морально-этическим, не позволяющие последнему находиться на военной службе по призыву. Имея комплекс данных убеждений, 07 октября 2011 г. заявителем подано заявление о замене военной службы альтернативной гражданской службой.

31 октября 2011 г. призывная комиссия приняла решение об отказе в удовлетворении указанного заявления, мотивировав отказ нарушением сроков подачи данного заявления.

Ссылаясь на положения ст. 59 Конституции РФ, ст.ст. 11, 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», решение призывной комиссии Задерий Е.А. полагает незаконным.

В настоящей связи просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии от 31 октября 2011 г. об отказе в замене Задерий Е.А. военной службы альтернативной гражданской службой, обязать призывную комиссию вынести заключение о замене Задерий Е.А. военной службы альтернативной гражданской службой, обязать призывную комиссию направить Задерий Е.А. на альтернативную гражданскую службу.

В последующем требования были уточнены, в дополнительном заявлении, поданном в предварительном судебном заседании 21 сентября 2011 г., заявитель просил отменить результаты медицинского освидетельствования от 27 сентября 2011 г., признать причины пропуска срока подачи заявления о замене военной службы альтернативной службой уважительными, запретить призывной комиссии направлять заявителя на военную службу, обязать призывную комиссию провести медицинское освидетельствование с учетом анамнеза, жалоб и имеющихся медицинских исследований, обязать призывную комиссию направить заявителя на альтернативную службу, обязав компенсировать материальные затраты, связанные с прохождением заявителем ряда медицинских исследований, и моральный вред (л.д. 44-46).

В судебном заседании Задерий Е.А, его представитель по доверенности Задерий Н.И. заявленные требования уточнили, просили отменить результаты медицинского освидетельствования, проведенного в отношении заявителя, признать причины пропуска срока подачи заявления о замене военной службы уважительными, запретить призывной комиссии направлять заявителя на военную службу, обязать призывную комиссию провести медицинское освидетельствование с учетом анамнеза, жалоб и имеющихся медицинских исследований, обязать призывную комиссию направить заявителя на альтернативную военную службу, иные требования не поддержали (л.д. ___).

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признала, представив письменный отзыв, доводы которого в судебном заседании полностью поддержала.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы настоящего гражданского дела, личное дело призывника Задерий Е.А., копии которого приобщены к материалам дела (л.д. 62), суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется по следующим мотивам.

Согласно ст. 254 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Частью 7 ст. 28 ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» определено, что решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством РФ срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта РФ или в суд.

В силу ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Согласно ч.1 ст. 26 данного ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности - признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья (ч. 2 ст. 22, подп. «а» ч. 1 ст. 23).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. № 123.

Согласно разделу II Положения (Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу), организация медицинского освидетельствования при призыве на военную службу возлагается на призывную комиссию. Медицинское освидетельствование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводят врачи-специалисты: хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей.

Персональный состав врачей-специалистов, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет, утверждается председателями соответствующих комиссий (п. 16).

Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Для граждан, признанных годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, в соответствии с расписанием болезней и таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан определяется показатель предназначения для прохождения военной службы. Порядок оформления заключения врача-специалиста определяется Министерством обороны РФ (п. 17).

Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья (п.19).

В соответствии с п. 22 Положения призывная комиссия субъекта РФ организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.

Медицинский осмотр и контрольное медицинское освидетельствование осуществляются врачами - членами призывной комиссии субъекта РФ: хирургом, терапевтом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, дерматовенерологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.

В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном медицинском освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта РФ отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в соответствующую призывную комиссию.

Согласно ч. 5 ст. 1 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.

В соответствии с положениями ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба определена как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву (п. 1 ст. 1).

На такую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с данным Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется ФЗ от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», принято соответствующее решение (п. 1 ст. 3).

Согласно ст. 2 вышеуказанного ФЗ гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случае, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

В силу ст. 10 данного ФЗ направление на альтернативную гражданскую службу включает в себя: подачу заявления, рассмотрение заявления на заседании призывной комиссии, явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении на альтернативную гражданскую службу, явку в военкомат и получение предписания.

Согласно ст.ст. 11, 12 указанного ФЗ граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года. Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом. К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании: выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; анализа документов, представленных гражданином; анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией. По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене. Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона. При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц. Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения). 4. Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы; характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию; в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения; он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины; ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

Согласно ст. 13 данного ФЗ гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

Как установлено судебным разбирательством, Задерий Е.А. был поставлен на воинский учет в военном комиссариате 02 февраля 2007 г. (л.д. 62), в связи с обучением по очной форме последнему на основании решения призывной комиссии района была предоставлена отсрочка от призыва до 31 августа 2014 г. (л.д. 64).

На основании выписки из приказа учебного заведения от 12 июля 2011 г. (л.д. 69) заявитель был отчислен за академическую неуспеваемость с 04 июля 2011 г., что Задерий Е.А. не оспаривалось, в связи с чем, право на отсрочку утратил, и подлежал призыву осенью 2011 г.

Задерий Е.А. на основании повестки прибыл 07 октября 2011 г. на медицинское освидетельствование, но в полном объеме его не прошел, в карте предварительного медицинского освидетельствования отсутствуют записи дерматолога и психиатра (л.д. 72).

При этом, доводы заявителя о том, что его вызов на медицинское освидетельствование был осуществлен 27 сентября 2011 г., то есть до начала призыва, не может быть принят во внимание, ввиду того, что данные медицинские проверочные, являющиеся предварительными, мероприятия в рамках призыва, которые начался 01 октября 2011 г., не проводились, что подтверждено и проверкой военной прокуратуры Центрального военного округа (л.д. 59), показаниями свидетеля Амиргазиной Б.К., являющейся врачом-терапевтом, входящей в основной состав медицинской комиссии (л.д. 77, ___), и не противоречит положениям п.п. 22, 24, 25 приказа Министра обороны РФ от 02 октября 2007 г. № 400, предусматривающего, что в период подготовки граждан к призыву осуществляется их изучение.

07 октября 2011 г. Задерий Е.А. был вызван в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования (л.д. 66), и 31 октября 2011 г. на заседание призывной комиссии (л.д. 66), в связи с подачей 07 октября 2011 г. Задерий Е.А. заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д. 6-8). К заявлению были приложены автобиография и характеристика (л.д.____).

31 октября 2011 г. состоялось заседание призывной комиссии, на которую заявитель прибыл в сопровождении представителя Задерий Н.И., являющейся его матерью (л.д. 49).

В составе комиссии, который утвержден распоряжением Губернатора Омской области от 29 сентября 2011 г. № 155-р (л.д. 39), участвовали председатель комиссии, его заместитель, секретарь комиссии, врач, руководящий работой по медицинскому освидетельствованию, представители ОВД, органа управления образованием, органа службы занятости, что соответствует требованиями, предъявляемым к составу комиссии ст. 27 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (л.д. 28-29, 38).

Оснований полагать, что состав комиссии был незаконным, у суда не имеется.

Призывная комиссия приняла решение об отказе в удовлетворении названного заявления, ввиду нарушения срока подачи заявления и отсутствии уважительных причин его пропуска и отсутствии данных, свидетельствующих о том, что несение службы по призыву противоречит убеждениям призывника (л.д. 33, 70).

Как заявлено представителем призывной комиссии, заявитель в присутствии всех членов призывной комиссии отказался от медицинского освидетельствования, покинув здание военкомата, о чем сделана запись в решении призывной комиссии (л.д. 64 об.), в котором отражено о направлении заявителя на медицинское освидетельствование и повторное заседание призывной комиссии для решения вопроса о категории годности к военной службе, ввиду наличия оснований для предоставления отсрочки от службы по состоянию здоровья.

Задерий Е.А. вызван повторно на медицинское освидетельствование 11 ноября 2011 г., (л.д. 71), на которое не явился, мотивировав суду неявку подачей рассматриваемого заявления в суд.

При этом суд полагает оспаривание результатов медицинского освидетельствования несостоятельным и преждевременным, ввиду того, что окончательное заключение врачей принято не было, итоговое заключение о категории годности заявителя не дано, медицинское освидетельствование в полном объеме заявителем не пройдено (л.д. 72 об.).

Согласно ст. 51 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ.

Более того, терапевтом было выдано направление на обследование в МУЗ ГБ № 17 с повторной явкой на медицинское освидетельствование (л.д._____).

Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из того, что из представленных документов и доводов заявителя не следует, что заявитель обладает сложившимися на протяжении длительного времени убеждениями, которые могли бы препятствовать исполнению конституционной обязанности по прохождению военной службы.

В обоснование заявления указано, что заявитель считает «себя сугубо гражданским человеком… человек, взявший однажды автомат неприменно из него выстрелит», относит себя «к противникам любого насилия, а также… институтам с ним связанным», «обязанности, возлагаемые командованием частей… на военнослужащих срочной службы, … не предусмотрены никакими нормативными актами …, не имеют ничего общего с военным делом и военной подготовкой (строительство и обслуживание офицерских дач, сельхозработы)», в связи с чем. .. «даже самое тщательное выполнение… обязанностей ни в коей мере не могло бы содействовать укреплению обороноспособности Российской Федерации», считает «современную армейскую среду препятствием на пути самореализации творческого начала личности, выполнения собственного предназначения» (л.д. 6-8).

Доводы заявителя о том, что он осведомлен о фактах неуставных отношений и насилия в отношении призывников, также не свидетельствуют о наличии убеждений, а об иных мотивах которыми обусловлено нежелание служить.

Не указывают на это и пояснения свидетелей (л.д.____).

Заявитель не довел до сведения призывной комиссии, а также суда, доводов достоверно подтверждающих наличие у него убеждений, под которыми понимается твердый взгляд на что-либо (Ожегов С.И. Словарь русского языка) или вероисповедания, которые противоречат несению службы, в связи с чем, отсутствуют основания для отмены оспариваемого решения призывной комиссии.

Более того, сам заявитель не оспаривал, что его убеждения относительно альтернативной гражданской службы стали формироваться только после 27 сентября 2011 г., когда он был вызван в военкомат для изучения (л.д. 7 абз.8).

Более того, заявитель пропустил срок на подачу заявления, между тем, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 447-О, допускается восстановление срока обращения с заявлением о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, в случае пропуска его по уважительной причине.

Однако, приведенные заявителем обстоятельства не могут быть расценены, как уважительные причины пропуска такого срока.

При этом, срок обращения мог быть восстановлен только при его пропуске по обстоятельствам связанным с личностью заявителя (тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.), а не в связи с тем, что его убеждения полностью сложились к данному периоду, в результате чего возникла необходимость подачи такого заявления по истечению указанного срока.

Таким образом, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд исходит из того, что заявление о замене военной службы подано заявителем с нарушением установленного срока, доказательств уважительности причин пропуска срока Задерий Е.А. не представил, основания для его восстановления отсутствуют.

Порядок и сроки рассмотрения заявления призывной комиссий установлены положениями ст. 12 ФЗ РФ «Об альтернативной гражданской службе». Каких-либо доказательств нарушения вышеуказанных норм при вынесении обжалуемого решения членами призывной комиссии военного комиссариата судом не установлено.

Довод о немотивированности решения призывной комиссии суд полагает несостоятельным, поскольку судом проверены доводы заявителя в ходе судебного разбирательства по делу полном объеме.

Позиция заявителя противоречит положениям ст. 59 Конституции РФ, в силу которой защита Отечества признается долгом и обязанностью гражданина РФ, а право на альтернативную службу связывается с наличием определенных условий и не гарантированно каждому, кто заинтересован ее избежать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Задерий Е.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение десяти дней со дня принятия судьей решения в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200