Дело №2-5738/11 Решение Именем Российской Федерации 14 декабря 2011 года Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Патрушева Ю.В., при секретаре Рамазановой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чернышовой Ж.Г. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения, Установил: Чернышова Ж.Г. обратилась с названным иском, указывая, что, будучи несовершеннолетней, в 2000 году осталась без попечения родителей. На протяжении последних 11 лет проживала в съемных квартирах. В детском доме не числилась. 10 августа 2011 года была прията на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Со ссылкой на положения ст. 57 ЖК РФ считает, что при удовлетворении требований лица о предоставлении ему в соответствии с ЖК РФ жилого помещения по договору социального найма вне очереди, если срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение, законодательством не определен, суд не должен определять срок, поскольку внеочередное предоставление не предполагает какого-либо срока для предоставления жилого помещения, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки. Просит суд обязать Департамент жилищной политики Администрации г. Омска предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных социальных норм. В судебном заседании истец просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям. В судебное заседание представитель ответчика - Департамента жилищной политики Администрации г. Омска не явилась. В письменном отзыве указала, что на момент постановки Чернышевой Ж.Г. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, действовал Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без помещения родителей. Указанный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Чернышевой Ж.Г. на момент постановки, на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, исполнилось 26 лет, следовательно, основания для постановки на учет во внеочередном порядке у органа местного самоуправления отсутствовали. Кроме того указала, что самостоятельные расходные обязательства, предусмотренные статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, у муниципального образования городской округ город Омск Омской области отсутствуют. Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию городской округ город Омск Омской области финансовых средств, с учетом изложенного просила в иске отказать. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Постановлением Администрации г. Омска от 29.08.2011 года № 946-п Чернышова Ж.Г. была принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании её заявления от 10.08.2011 года (л.д. 8). В судебном заседании установлено, что Чернышова Ж.Г., не имея собственного жилья, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в неблагоустроенном жилом помещении общей площадью 27.3 кв. м, собственником которого является Копытова М.Г. совместно с несовершеннолетним сыном - Ч. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно медицинским документам истец <данные изъяты> Согласно уведомлению, выданному Департаментом социальной политики Администрации города Омска вышеуказанные граждане признаны малоимущими в соответствии с ЖК РФ. <данные изъяты> В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе, в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. Согласно ст. 1 вышеуказанного Федерального закона для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей- лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 г. установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Выявляя конституционно-правовой смысл положения абзаца второго пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Конституционный Суд Российской Федерации в официально опубликованном и сохраняющем свою силу Определении от 5 февраля 2009 года N 250-О-П пришел к выводу, что данное положение в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Как установлено в ходе судебного заседания Чернышова Ж.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время не имеет собственного жилья, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> в неблагоустроенном жилом помещении общей площадью 27.3 кв. м, совместно с несовершеннолетним сыном - Ч. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющимся <данные изъяты> Постановлением Администрации г. Омска от 29.08.2011 года № 946-п Чернышова Ж.Г. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании её заявления от 10.08.2011 года как малоимущая. Таким образом, из материалов дела следует, что истец была принята на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма по достижении ею возраста 26 лет. Кроме того, документов, подтверждающих, что истица относится к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, истицей не представлено. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требований о возложении на ответчика обязанности предоставить ей жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке у суда не имеется. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Чернышовой Ж.Г. к Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней. Судья: