Дело № 2-4365/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 сентября 2011 года город Омск Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В. при секретаре Березине К.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Тарасовой Ж.В. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Прокурор ОАО г. Омска обратился в суд в интересах Тарасовой Ж.В. с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, утверждая, что <данные изъяты>. В настоящий момент Тарасова Ж.В. проживает по адресу: <адрес>. Ответчиками жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке Тарасовой Ж.В. не предоставлено. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, случаев. В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В силу ст.ст. 4, 5 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 данного ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В силу ст. 5 Закона Омской области «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Омской области» от 17 ноября 1995 г., предусмотренные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами Омской области. Согласно ст. 13 указанного Закона Омской области, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Финансирование мер по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств, предусмотренных в областных целевых программах по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках бюджетных ассигнований. В силу п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона Омской области «О государственной политике Омской области в жилищной сфере» от 28.12.2005 г. № 722, к компетенции Правительства Омской области в сфере жилищных отношений относится реализация государственной политики Омской области в сфере жилищных отношений. Согласно Положению о Министерстве образования Омской области, утв. Указом Губернатора Омской области от 15.03.2004 г. № 63 «Об утверждении положения о министерстве образования Омской области», задачей Министерства является обеспечение реализации государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокурор ОАО г. Омска просит обязать Администрацию г. Омска, Департамент жилищной политики Администрации г. Омска предоставить Тарасовой Ж.В. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке, за счет субвенций, предоставляемых из Омского областного бюджета. Взыскать с ответчиков государственную пошлину в федеральный бюджет. В ходе судебного разбирательства представитель прокурора ОАО г. Омска Позыгун Е.С., действующая по доверенности, требования поддержала. В судебное заседание Тарасова Ж.В. не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Омска, Департамента жилищной политики Администрации г. Омска Гончарова Е.Ю., действующая по доверенности, просила в удовлетворении заявленных исковых требованиях отказать. В обоснование своих возражений указала, что, согласно сведениям, предоставленным по запросу суда, в собственности истца находится жилое помещение, в связи с чем, оснований для предоставления жилого помещения вне очереди, как сироте, не имеется. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В судебном заседании установлено, что Тарасова Ж.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку <данные изъяты> (л.д. 13). <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> Согласно Постановления исполняющего обязанности Мэра г. Омска от 16 марта 2011 г. № 202-п Тарасова Ж.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена во внеочередной список (л.д. 9). В настоящий момент Тарасова Ж.В. проживает по адресу: <адрес> (л.д. 7). В соответствии со ст. 4 ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Положениями ст. 8 ФЗ № 157 установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом, исходя из анализа положений ст.ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение, установленные специальной нормой закона – статьей 8 относятся к расходным обязательствам субъектов РФ и устанавливаются законодательством субъектов РФ. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 23 августа 2011 г., Тарасовой Ж.В. принадлежит 12/63 общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: <адрес> (коммунальная квартира) (л.д. 27). Согласно копии свидетельства о регистрации права от 26 мая 2011 года, копии договора купли-продажи от 28 декабря 2010 г., акта от 28 декабря 2010 г., Тарасовой Ж.В. принадлежит на праве собственности 12/63 общей долевой собственности в квартире, общей площадью 92,8 кв.м по адресу: <адрес> (л.д. 33-34, 35-37, 38-40, 41, 43-44). Исходя из обстоятельств данного дела, представленных доказательств, наличия у Тарасовой Ж.В. в собственности жилого помещения, суд считает, что право на обеспечением жилым помещением вне очереди по заявленной категории отсутствует, требование истца о внеочередном предоставлении жилого помещения, как сироте, не подлежит удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ (с 01 марта 2005 г.) жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам в порядке очередности. Части 3, 4 ст. 49 ЖК РФ предусматривают порядок предоставления жилых помещений иным категориям граждан, нежели малоимущие. То обстоятельство, что Тарасова Ж.В. обеспечена жилым помещением площадью менее установленных социальных норм, основанием для удовлетворения иска являться не может, что не лишает её права состоять на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма, на общих основаниях. При таком положении основания для удовлетворения иска по приведенным в нем основаниям отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований прокурора Октябрьского административного округа города Омска в интересах Тарасовой Ж.В. к Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о внеочередном предоставлении жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья