Дело № 2-4174/11 по иску Нестеровой И.С., действующей в интересах Ильтяковой А.А. к Администрации г. Омска



Дело № 2-4174/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2011 года город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В. при секретаре Москаленко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестеровой И.С., действующей в интересах Ильтяковой А.А. к Администрации города Омска об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

установил:

Нестерова И.С., действующая в интересах Ильтяковой А.А., обратилась в суд с иском к Администрации г. Омска об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в обоснование которого указала, что 22 октября 2010 г. истицей в интересах опекаемой матери, являющейся ветераном ВОВ и вдовой участника ВОВ, в Департамент жилищной политики Администрации г. Омска было подано заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. 12 ноября 2010 г. постановлением Администрации г. Омска № 1084-п, ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, в связи с непредставлением документов, подтверждающих право состоять на учете. При повторном обращении, 29 апреля 2011 г. ей также было отказано на том основании, что Ильтякова А.А., как член семьи истца, обеспечена выше установленной учетной нормы площади жилого помещения.

С указанным выводом истец не согласен, поскольку собственником однокомнатной квартиры является истец, а трехкомнатной квартиры в равных долях истец с супругом. Переезд Ильтяковой А.А. в последнюю был связан с невозможностью самообслуживать себя в связи с перенесенным заболеванием кровообращения головного мозга и установленной ей инвалидностью, в связи с чем, истец был вынужден перевезти её к себе в квартиру, оформить опекунство и ухаживать. Как вдова участника ВОВ, Ильтякова А.А. от муниципалитета жилья никогда не получала. Занимаемая ей на условиях безвозмездного пользования жилая площадь площадью 10,2 кв.м ниже учетной нормы. Ссылаясь на положения норм Федерального закона «О ветеранах», Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 и Постановление Правительства Омской области от 26 июля 2006 г. № 99-п, просит суд признать Ильтякову А.А. нуждающейся в жилом помещении, недействительным Постановление Администрации г. Омска от 12 ноября 2010 г. № 1084, обязать Администрацию г. Омска принять Ильтякову А.А. поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и обеспечить её жилым помещением, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г.

Уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ требования, истица просит суд признать Ильтякову А.А. нуждающейся в жилом помещении, признать бездействие Администрации г. Омска выразившегося в отказе в постановке Ильтяковой А.А. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и обязать Администрацию г. Омска принять Ильтякову А.А. поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с 29 апреля 2011 г. и обеспечить её жилым помещением, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г.

В судебном заседании Нестерова И.С. заявленные требования поддержала.

Представитель истицы по доверенности Абулхаиров С.В. в судебном заседании заявленные требования полностью поддержал по указанным в иске основаниям с учетом уточнений, приведенных в судебном заседании 04 октября 2011 г.

Представитель Администрации г. Омска и Департамента жилищной политики Администрации г. Омска по доверенностям Чеголя Ю.Н. с иском не согласилась, привела доводы, аналогичные указанным в обжалуемом отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Выслушав истца, представителей сторон спора, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Положениями ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 г. «О ветеранах» (с изменениями от 27 июля 2010 г.) установлено, что к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны.

В соответствии с п. п. 3 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона, участникам Великой Отечественной войны предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

На основании положений ч.ч. 1, 11 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», полномочия РФ по обеспечению жильем участников Великой Отечественной Войны переданы органам государственной власти субъектов РФ, которыми определяется порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанной категории граждан.

На основании положений ч.ч. 1, 2 ст. 23.2 ФЗ 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», средства на реализацию передаваемых РФ полномочий по обеспечению жильем участников Великой Отечественной Войны органам государственной власти субъектов РФ предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

Кроме того, п. п. 2, 4 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию передаваемых полномочий РФ по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 октября 2005 г. № 614, установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с обеспечением жильем участников Великой Отечественной Войны, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций. При этом, перечисление субвенций в бюджеты субъектов РФ осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ.

Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, следующих категорий граждан:

инвалидов Великой Отечественной войны;

участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 03 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда (п.п. 2 п. 3).

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в п.п. 2 п. 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов РФ (п. 11).

В соответствии с п. 1.1 ст. 3 Закона Омской области от 28 декабря 2005 г. № 722-ОЗ «О государственной политике Омской области в жилищной сфере», определение порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» отнесено к полномочиям Правительства Омской области.

Во исполнение указанного закона 26 июля 2006 г. Постановлением Правительства Омской области № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок).

Пунктом 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки определено, что обеспечение участников Великой Отечественной Войны жилыми помещениями может осуществляться либо путем предоставления жилья по договору социального найма (в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством), либо путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения по их выбору.

При этом, п. 2 Порядка устанавливает, что право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями имеют участники Великой Отечественной Войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 г. «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 г.) постановлено: считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Из вышеприведенного следует, что действие указанных нормативно-правовых актов направлено на обеспечение жилыми помещениями категории граждан - инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в указанных положениях поименованы как ветераны Великой Отечественной войны, так и вдовы участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Из материалов дела следует, что Ильтякова А.А., 31 октября 1929 г. рождения является не только ветераном ВОВ, но и вдовой участника ВОВ – Ильтякова С.М., умершего 26 сентября 1983 г. (л.д. 13, 18-21, 109, 110, 111).

Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Омска от 10 апреля 2009 г. по делу № 2-575/2009, Ильтякова А.А. была признана недееспособной (л.д. 16).

Распоряжением Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску № 1900-р от 26 мая 2009 г. над недееспособной Ильтяковой А.А. установлена опека, Нестерова И.С. назначена её опекуном (л.д. 17).

Как следует из амбулаторной карты Ильтяковой А.А., последняя нетранспортабельна, самостоятельно передвигаться не может и нуждается в постоянном постороннем уходе (л.д. 25). Названное обстоятельство также подтверждается осмотром невролога (л.д. 27).

17 февраля 2006 г. Ильтяковой А.А. установлена первая группа инвалидности бессрочно (л.д. 26).

22 октября 2010 г. Ильтякова А.А. обратилась в Департамент жилищной политики Администрации г. Омска с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (л.д. 103).

На основании Постановления Администрации г. Омска от 12 ноября 2010 г. № 1084-п Ильтяковой А.А. отказано в принятии на указанный учет на основании ст. 54 ЖК РФ – представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете, о чем она была уведомлена письмом Департамента жилищной политики Администрации г. Омска от 15 ноября 2010 г. (л.д. 46, 47).

На обращение опекуна Нестеровой И.С. к Губернатору Омской области по вопросу улучшения жилищных условий вдовы и участника ВОВ Ильтяковой А.А. из Администрации г. Омска по указанному вопросу, письмом от 02 февраля 2011 г. № ОГ-05/334 поступил ответ об отказе в удовлетворении заявления, содержащий ссылку на то, что Ильтякова А.А. обеспечена общей площадью жилого помещения выше установленной учетной нормы, в связи с чем, основания для предоставления жилого помещения последней отсутствуют (л.д. 48).

На обращение Нестеровой И.С. 12 апреля 2011 г. к Мэру г. Омска по вопросу о несогласии с отказом в постановке на учет Ильтяковой А.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении, в котором приведены дополнительные сведения о том, что с 23 марта 2011 г. Ильтякова А.А. прописана по месту фактического проживания, где проживает 6 человек при общей площади квартиры 61,4 кв.м, в связи с чем необходимо рассмотреть вопрос о признании последней нуждающейся в жилом помещении, письмом Администрации г. Омска от 29 апреля 2011 г. № ОГ-10-05/2421 отказано с приведением мотивов содержащихся в предыдущих ответах. Кроме того указано, что Ильтякова А.А. и члены семьи Нестеровой Н.С. обеспечены жильем выше учетной нормы (л.д. 49, 150).

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Ильтякова А.А. в период времени с 18 апреля 2000 г. по 19 марта 2011 г. была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 51, 123), в период с 26 марта 2011 г. по настоящее время по адресу: <адрес> (л.д. 50).

Согласно копии лицевого счета, в 3-комнатной <адрес> в г. Омске, общей площадью 61,4 кв.м, жилой – 38,9 кв.м, зарегистрированы Нестеров В.И., Нестеров С.В., Нестерова Н.В., Ильтякова А.А., Нестерова И.С. и Тараборин П.А. (л.д. 24).

Факт проживания Ильтяковой А.А. по указанному адресу также подтверждается актом проверки жилищных условий, подтверждено справкой участкового (л.д. 124).

Из справки МУЗ городская поликлиника № 13 следует, что адреса - <адрес> находятся на территории обслуживания указанного медучреждения, в котором наблюдается Ильтякова А.А. (л.д. 157, 158).

Согласно представленным акту обследования материально-бытовых условий проживания от 30 августа 2011 г., в однокомнатной <адрес> в г. Омске никто не проживает (л.д. 177). Данное обстоятельство также подтверждается справкой участкового уполномоченного полиции ОП № 10 от 18 сентября 2011 г.

Согласно выписке из ЕГРП и свидетельству о государственной регистрации права, собственником <адрес> в г. Омске является Нестерова И.С. на основании договора купли-продажи от 05 апреля 2000 г. (л.д. 36, 104, 133-135).

В порядке бесплатной приватизации, Нестерова И.С. (дочь Ильтяковой А.А.) и Нестеров В.И. (зять Ильтяковой А.А.) являются долевыми собственниками 3-комнатной <адрес> в г. Омске (л.д. 58, 84-88).

Согласно данным ГП «ОЦТИЗ», Ильтякова А.А., наряду с Ильтяковым Ю.С., в порядке бесплатной приватизации являлась собственником 3-комнатной <адрес> в г. Омске, доли в которой, на основании договора купли-продажи 16/48 долей от 20 марта 2000 г. заключенного между Нестеровой И.С. и Зубалей Л.В. перераспределились между Ильтяковой А.А., Ильтяковым Ю.С., Нестеровой И.С. и Зубалей Л.В. (л.д. 94-99, 105, 107, 153-154).

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Согласно п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст. 10 СК РФ). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям. Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов.

В судебном заседании достоверно установлено, что Ильтякова А.А. не является членом семьи Нестерова В.И. (зять Ильтяковой А.А.) и его семьи. Как показала Нестерова И.С. необходимость регистрации её матери и фактическое проживание последней именно в <адрес> в г. Омске связано с её нуждаемостью в постоянном присмотре и в связи с отсутствием в собственности жилых помещений. При этом, отсутствие самостоятельного ухода за собой, как раз и повлияло на решение истицы оказывать помощь по уходу за матерью, что обусловлено перерегистрацией Ильтяковой А.А. по месту жительства. Указанное свидетельствует о вынужденности проживания Ильтяковой А.А. в жилых помещениях, принадлежащих семье Нестеровых на праве собственности. Показания истицы также подтверждаются вышеприведенными и исследованными судом письменными доказательствами.

Указанная позиция истца стороной ответчика не опровергнута.

На основании изложенного, суд считает, что Ильтякова А.А. не является членом семьи Нестерова В.И. и на иждивении у него не состоит, ее проживание в названных выше жилых помещениях носит вынужденный характер.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

В силу ч. 2, 3 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу ч. ч. 1, 3, 4 ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Категориям граждан, указанным в ч. 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

Поскольку Ильтякова А.А. не является членом семьи одного из собственников жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, а также не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, обладает статусом ветерана ВОВ и вдовой участника ВОВ, суд приходит к выводу, что учетная норма приходящаяся на нее даже с учетом состава недвижимого имущества дочери Нестеровой И.С. свидетельствует о ее недостаточности (61,4 кв.м +31кв.м/2=46,2 кв.м/4 (с учетом доли ветерана и внуков)=11,55), в связи с чем, она имеет право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях и быть обеспеченной жилым помещением в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», а также Указа Президента РФ от 07 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».

В указанной связи довод ответчика о том, что Ильтякова А.А. и члены её семьи обеспечены нормой жилой площади выше учетной противоречит представленным доказательствам, при том, что приходящаяся на каждого из проживающих площадь, будет составлять менее 15 кв.м.

Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, суд учитывает положения Федерального закона № 79-ФЗ от 06 мая 2010 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах», которым внесены изменения в ст. 15 ФЗ «О ветеранах» о том, что обеспечение жильём ветеранов-участников ВОВ осуществляется без учёта их имущественного положения.

Пунктом 2 указанного Федерального закона закреплено, что действие положений п.п. 4 п. 1 ст. 14, п.п. 3 п. 1 ст. 15, п.п. 4 ст. 17, п.п. 3 п. 1 ст. 18 и п.п. 4 п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2010 г.

При таких обстоятельствах, суд считает, что Ильтякова А.А. имеет право на обеспечение жилым помещением, как лицо, имеющее право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём.

В связи с чем, суд считает требование истицы о признании Ильтяковой А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать Ильтякову А.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать Администрацию города Омска принять Ильтякову А.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с 29 апреля 2011 года, как ветерана Великой Отечественной Войны.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путём подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья

-32300: transport error - HTTP status code was not 200