Дело № 2-5717/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 декабря 2011 года город Омск Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Вагнер Е.А., при секретаре судебного заседания Ковальской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецова Е.Н. к Администрации г. Омска, департаменту жилищной политики Администрации г. Омска о признании незаконным постановления Мэра г. Омска, возложении обязанности предоставить жилое помещение, у с т а н о в и л : Истец Кузнецов Е.Н. обратился в суд с выше обозначенным иском, указывая в обоснование, что на основании договора купли-продажи от 21.05.2004, заключенного между ним и С. и свидетельства о государственной регистрации права от 11.06.2004 он является собственником комнаты <адрес> На основании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 221 от 21.12.2007 межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу было принято заключение о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу. На его письменное обращение в департамент жилищной политики Администрации г.Омска по вопросу порядка предоставления жилого помещения в связи с расселением аварийного жилого <адрес> истцу дан ответа от 26.08.2011 об отсутствии в муниципальном жилищном фонде города Омска свободных жилых помещений. Другого жилья для проживания он не имеет. Просит обязать Администрацию г. Омска в лице департамента жилищной политики Администрации г. Омска предоставить ему взамен жилого помещения адресу: <адрес> другое жилое помещение в собственность с зачетом его стоимости в выкупную цену общей площади не менее 17 кв.м. с учетом мест общего пользования не менее 15,6 кв.м (л.д. 3). В порядке ст. 39 ГПК РФ истец Кузнецов Е.Н. уточнил исковые требования. Просит признать незаконным постановление Мэра г.Омска от 30.12.2009 в части продления до 31.12.2011 сроков расселения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, обязать Администрацию г.Омска в лице департамента жилищной политики Администрации г. Омска предоставить ему взамен жилого помещения адресу: <адрес> другое жилое помещение в собственность с зачетом его стоимости в выкупную цену общей площади не менее 17 кв.м с учетом мест общего пользования не менее 15,6 кв.м. В обоснование указал, что в экспертизе от 20.09.2010, выполненного ООО «НОВО-ОМСК», экспертом сделан вывод, что жилой дом <адрес> в данном доме не соответствуют требованиям нормативно-технической документации, находятся в непригодном (аварийном) состоянии, дальнейшая эксплуатация и содержание жилого дома считается экономически нецелесообразным, проживание и нахождение людей в нем небезопасным, связанным с риском для жизни (л.д. 24). В судебном заседании истец Кузнецов Е.Н., представитель истца Лаврова С.И., допущенная к участию в деле по устному ходатайству истца, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Представитель ответчиков Администрации города Омска Гончарова Е.Ю., действующая на основании доверенности от 08.04.2011 (л.д.78), департамента жилищной политики Администрации города Омска Гончарова Е.Ю., действующая на основании доверенности от 22.04.2011 (л.д. 79), в судебном заседании не оспаривала те обстоятельства, что дом, в котором проживает истец, признан аварийным на основании постановления Мэра г. Омска от 2007 года. В 2009 году в постановление внесены изменения с продлением срока предоставления жилья до 2011 года. Полагает, что постановление Мэра г.Омска от 29.12.2007 № 994-п в части продления до 31.12.2011 сроков расселения многоквартирного дома по адресу: <адрес>, вынесено законно и обоснованно. Администрация г. Омска вправе переносить сроки расселения граждан. Считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поэтому просила отказать в удовлетворении иска. Выслушав истца, представителя истца, представителя ответчиков, допросив свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности, суд приходит к следующему выводу. Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Пунктом 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 02.08.2007) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49). В судебном заседании установлено, что 21.05.2004 между С. и Кузнецовым Е.Н. был заключен договор купли-продажи <адрес> (л.д.55-56). Право собственности на указанное жилое помещение оформлено за истцом 11.06.2004, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным Учреждением юстиции Омской области по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 52). На основании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 221 от 21.12.2007 межведомственной комиссии города Омска по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу было принято заключение о признании многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу. Из заключения Межведомственной комиссии г. Омска следует, что техническое состояние дома оценивается как недопустимое, отмечается снижение несущей способности и эксплуатационных строительных характеристик несущих и ограждающих конструкций, здание отнесено к категории непригодных для дальнейшей эксплуатации (л.д. 36-37). На основании утвержденного заключения Межведомственной комиссии г. Омска от 21.12.2007 года № 221 Мэром г. Омска 29.12.2007 издано постановление № 994-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов», которым в срок до 30.11.2008 Департаменту жилищной политики администрации города Омска указано предложить гражданам, проживающим в жилых домах, куда вошел и дом истца, жилые помещения для расселения. В последующем сроки расселения переносились и согласно ныне действующей редакции оспариваемого постановления срок расселения установлен 31.12.2011. Согласно экспертному мнению от 20.09.2010, выполненному ООО «НОВО-ОМСК», жилой дом 75а по ул.50 лет Профсоюзов в г. Омске не соответствуют требованиям нормативно-технической документации, находятся в непригодном (аварийном) состоянии, дальнейшая эксплуатация и содержание жилого дома считается экономически нецелесообразным, проживание и нахождение людей в нем небезопасным, связанным с риском для жизни (л.д. 25-30). В судебном заседании свидетель К. пояснила, что с марта 2008 года она проживает в жилом <адрес> Состояние дома очень плохое, он весь осыпается, потолок в квартирах провис, со стороны квартиры Кузнецова Е.Н. внешняя стена дома наклонена, вот-вот рухнет, чтобы она не обвалилась, стену подперли кирпичами. Стена уже обрушалась в 2008 году, так как был потоп в одной из квартир, в результате чего размыло кирпичную кладку этой стены. В ноябре прошлого года в квартире истца произошло возгорание, так как электрическая проводка находится в нерабочем состоянии. Таким образом, согласно заключению экспертов, выводам межведомственной комиссии, показаниям свидетеля, помещение, в котором проживает истец, представляет реальную опасность для его жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, в связи с чем, по мнению суда, снос и расселение аварийного дома не может быть поставлено в зависимость от наличия у ответчика права самостоятельно устанавливать и переносить сроки расселения людей из аварийного жилья, так как при реализации такого права нарушаются права граждан, проживающих в аварийном жилье, создается угроза их безопасности и жизни. Постановление Мэра г. Омска от 29.12.2007 № 994-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» в части переносов сроков расселения жильцов <адрес> является необоснованным и подлежит отмене, поскольку нарушает права и законные интересы истца. В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. При этом, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. В судебном заседании установлено, что истец не обращался в департамент жилищной политики Администрации г. Омска по вопросу постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Требования истца относительно возложения на Департамент жилищной политики Администрации г. Омска обязанности по совершению действий по предоставлению жилого помещения в собственность с зачетом стоимости в выкупную цену удовлетворению не подлежат в связи со следующим. Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регулируется ст. 32 ЖК РФ, которая определяет основания изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, порядок принятия решения об этом, его государственную регистрацию, сроки уведомления собственника о принятом решении, определение выкупной цены жилого помещения, основания для заключения соглашения между собственником и органом, принятии решение об изъятии земельного участка. В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ, содержащимися в постановлении Пленума №14 от 02.07.2009 (п. 22), в том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. В постановлении обращено внимание на то, что Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. По смыслу указанных норм закона обязанность совершить действия по изъятию земельного участка, на котором расположен дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, а также последующий за этим выкуп жилого помещения возникает у органа, принявшего такое решение, после истечения установленного срока для сноса жилого помещения собственником. Поскольку в оспариваемом постановлении Мэра г. Омска такой срок был установлен до 31.12.2011, основания для совершения действий, предусмотренных ст. 32 ЖК РФ до истечения указанного срока, у Администрации г. Омска отсутствовали. В этой связи доводы истца и его представителя суд находит несостоятельными, а возражения представителя Администрации г. Омска обоснованными. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд р е ш и л : Исковые требования Кузнецова Е.Н. удовлетворить частично. Признать незаконным постановление Мэра города Омска от 29.12.2007 № 994-п «О сносе и расселении многоквартирных жилых домов» (в редакции от 14.05.2010) в части переноса сроков расселения жильцов <адрес> до 31.12.2011. В удовлетворении остальной части исковых требований Кузнецову Е.Н. отказать. Решение может быть обжаловано в Омский областной посредством подачи кассационной жалобы в Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Е.А. Вагнер