Дело № 2-5787/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Центральный районный суд города Омска в составе: председательствующего судьи Патрушева Ю.В., при секретаре Рамазановой Е.В., 12 декабря 2011 года рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Басмановой В.Н., Курочкина С.Е.Беляевой Н.А. к Администрации города Омска о возложении обязанности произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в суд с названными требованиями к ответчику. В обоснование заявления указали, что являются собственниками квартир в многоквартирном <адрес> в г. Омске. Дом введен эксплуатацию в 1961 году. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт не производился. Согласно ВСН 58-88р продолжительность эксплуатации здания со стенами из кирпича с железобетонными перекрытиями до постановки на капитальный ремонт составляет 15-20 лет. Срок службы, как отдельных элементов здания, так и всего дома в целом истек. Согласно выводам, содержащимся в заключении о техническом состоянии дома по <адрес>, выданном ЗАО «СМТ№ 4», практически все элементы конструкций инженерных сетей и фасадов исчерпали нормативные сроки эксплуатации и требуют замены и капитального ремонта. Со ссылкой на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», считают, что у бывшего наймодателя - муниципального образования город Омск сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома, в связи с чем, Администрация города Омска в силу закона должна была обеспечить надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального многоквартирного дома <адрес> в городе Омске. Вследствие длительного неисполнения ответчиком своих обязательств нарушены права истцов, как собственников помещений, указанного многоквартирного дома. Просят обязать Администрацию города Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений, капитальный ремонт вышеуказанного жилого дома, возместить судебные расходы. В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, с учетом характера спорных правоотношений, судом к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент городского хозяйства Администрации города Омска, собственники жилых помещений многоквартирного дома. В судебном заседании истцы уточнили заявленные требования, в соответствии с положениями ст. 39 ГПК РФ. По основаниям, изложенным в иске, просили суд обязать ответчика произвести за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений жилого дома, капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома по <адрес> в срок до 01.11.2013 года. Представитель ответчика - Администрации города Омска - Баланов О.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, представив письменный отзыв, указал, что единственным и правомерным способом проведения капитального ремонта многоквартирных домов является порядок, определенный Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Просил отказать в удовлетворении иска. Представитель Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска - Баланов О.Ю., действующий на основании доверенности, требования не признал, суду пояснил, что капитальный ремонт дома должен проводиться в соответствии с требованиями ФЗ № 185 от 21.07.2007 года. Представитель ООО «ЖКХ «Сервис», действующая на основании доверенности - Захарова Ж.В., в судебном заседании указала, что дом требует ремонта, имеется соответствующее заключение. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В судебном заседании установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в <адрес> в г. Омске л.д.12-14. Указанный дом находится в управлении (обслуживании) ООО «ЖКХ «Сервис». В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиками, что до передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации, многоквартирный дом входил в состав муниципальной собственности города Омска. Согласно ст. 681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого смещения. Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01.03.2005) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории. Аналогичные правила были прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25.09.1985 № 415, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 № 25. В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01.03.2005 года) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 были утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме. Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы. Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства Российской Федерации, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил). Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил). Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил). Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил). В 2010 году ЗАО «Строительно-монтажный трест № 4» выполнено обследование технического состояния конструкций кровли и инженерного оборудования жилого <адрес> в г. Омске. В результате проведенного обследования конструктивов здания сделан вывод о том, что дом нуждается в проведении капитального ремонта л.д.18-56. В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем. С 1 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации. Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме. Судом также установлено, что спорный жилой дом построен в 1961 году, и нуждался в проведении капитального ремонта уже в момент передачи его в собственность граждан. При таких обстоятельствах судом делается вывод, о том, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем - Администрацией города Омска. Указанный вывод подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 года, утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.08.2007 года. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению капитального ремонта <адрес> в г. Омске по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, в том числе, истцов, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по проведению капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи с чем, возлагает на нее обязанность выполнить такой ремонт. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Администрацию города Омска произвести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома <адрес> в городе Омске за счет средств соответствующего бюджета в срок до 31 декабря 2013 года. Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней. Судья: