дело № 2-5913/2011 решение от 16.12.2011по иску Пугачевой Н.А. к Администрации города Омска



Дело № 2- 5913/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(ЗАОЧНОЕ)

16 декабря 2011 года

город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе

председательствующего судьи Патрушева Ю.В.,

при секретаре Рамазановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пугачевой Н.А. к Администрации города Омска о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке,

у с т а н о в и л:

Пугачева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратилась в суд с названным иском, указывая, что является лицом из числа детей-сирот: <данные изъяты>В настоящее время она имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>. Приказом Управления образования Администрации города Омска от 18.10.2004 № 4931 над ней было установлено попечительство, попечителем назначена - П.Е.П.. С 2003 г. по 2006 г. истец проходила обучение в ФГОУ СПО «Омский строительный техникум». С 2006 по 2010 годы обучалась в ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, состоит с 10.02.2005 года составом семьи 2 человека. Однако, до настоящего времени ответчик не предоставил ей жилого помещения не ниже установленных социальных норм. В собственности жилья не имеет, номер её очереди в списке граждан, относящихся к категории «дети-сироты» 201.

Просит обязать Администрацию города Омска предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных норм за счет средств (субвенций) бюджета Омской области.

Истица в судебное заседании е не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.

В судебном заседании представитель истца по доверенности - Пугачева Е.П. поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просила обязать Администрацию города Омска предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма вне очереди за счет средств субвенций бюджета Омской области. Против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства не возражала.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации города Омска не явился, извещен надлежаще. Представлен письменный отзыв, в котором в иске просят отказать, поскольку самостоятельные расходные обязательства, предусмотренные ст. 86 Бюджетного кодекса РФ у муниципального образования городской округ город Омск Омской области отсутствуют. Кроме того, у Администрации города Омска имеются основания для предоставления истцу жилого помещения только согласно ее очереди, так как в данном списке состоят граждане, обладающие такими же правами как истец, а в случае внеочередного предоставления истцу жилого помещения, будут нарушены права других очередников.

Представитель Правительства Омской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором указал, что согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ данной категории граждан жилые помещения предоставляются по договорам социального найма. Для этого в соответствии с ч.1 ст. 52 Кодекса данные граждане должны быть приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Государственные полномочия Омской области по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот в соответствии с п. 15 ст. 44 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан (Закон Омской области от 04.07.2008 № 1061-03) на неограниченный срок были переданы органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Представитель третьего лица Министерства финансов Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще, в письменном отзыве на исковое заявление просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также исключить Министерство финансов Омской области из числа лиц, участвующих в деле.

Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, извещены надлежаще, письменного отзыва не представил.

Дело рассмотрено в порядке заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Судом установлено, что родителями Пугачевой Н.А. 12.07.1987 года рождения, являются: <данные изъяты> ( л.д.15-16).

Приказом Управления образования Администрации города Омска от 18.10.2004 № 4931 над ней было установлено попечительство, попечителем назначена - П.Е.П. ( л.д.19-20).

Постановлением главы Администрации ЦАО г. Омска № 93 от 10.02.2005 года Пугачева Т.А. составом семьи 2 человека (она, сестра) проживающие в неблагоустроенном доме <адрес> приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «дети-сироты» номер очереди - 266 ( л.д.17).

В судебном заседании также установлено, что Пугачева Н.А. не имеет собственного жилья, в настоящее время зарегистрирована и проживает по <адрес> квартире своего бывшего попечителя - П.Е.П. С регистрационного учета по <адрес> снята 07.08.2007 года (л.д.8-9).

Из представленных истцом документов следует, что с 2003 по 2006 годы она проходила обучение в ФГОУ СПО «Омский строительный техникум». С 2006 по 2010 годы обучалась в ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» ( л.д.23-28).

Согласно сведениям ГУ Омской области «Омский центр ТИиЗ» и Управления Росреестра по Омской области Пугачева Н.А. в числе собственников недвижимого имущества в г. Омске и Омской области не значится (л.д. 21-22).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцу не предоставлено.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

Положениями статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления.

Право истца на предоставление жилого помещения вне очереди по категории «ребенок-сирота» ответчиком в судебном заседании не оспаривалось и подтверждено вышеприведенными доказательствами.

Согласно ст. 5 указанного Федерального Закона указанные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 5, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» суд приходит к выводу, что дополнительные гарантии прав указанной выше категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона - статьей 8, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации и устанавливаются законодательством субъектов РФ.

При этом положения ст. 5 Закона, устанавливающие, что предусмотренные законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, к правоотношениям, связанным с реализацией права на дополнительную гарантию по социальной поддержки - предоставление жилого помещения - применены быть не могут.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Законодательным Собранием Омской области 19 июня 2008 года принят Закон Омской области от 04 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан», в связи с чем, Закон Омской области № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 16 ноября 2006 года утратил свою силу.

Законом Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлен порядок обеспечения жилой площадью по договорам социального найма проживающих на территории Омской области, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления Омской области отдельные государственные полномочия в соответствии с пунктом 3 статьи 35, пунктом 3 статьи 37, пунктом 4 статьи 41, пунктом 9 статьи 42, пунктом 10 статьи 43, пунктом 15 статьи 44, пунктом 2 статьи 45, пунктом 2 статьи 46 настоящего Кодекса.

Согласно п. 14 статьи 44 Закона Омской области от 4 июля 2008 г. N 1061-ОЗ состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся под опекой (попечительством), после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (далее в настоящей статье - дети-сироты), обеспечиваются жилой площадью по договорам социального найма.

Согласно п. 14 Закона Омской области № 1061-ОЗ (в редакции с изменениями от 06.04.2010 г.) при обеспечении детей-сирот жилыми помещениями в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" норма предоставления площади жилого помещения составляет 33 кв.м независимо от состава семьи.

Пунктами 15, 16 ст. 44 Закона Омской области № 1061-ОЗ предусмотрено, что Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по обеспечению жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот. Размер субвенций органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области рассчитывается по формуле согласно приложению № 5 к настоящему Кодексу. Органы местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области вправе направлять субвенции на приобретение в собственность муниципального образования Омской области жилых помещений, на осуществление реконструкции находящихся в собственности муниципального образования Омской области жилых помещений, на перевод нежилых помещений в жилые, на строительство жилых помещений в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Как установлено в ходе судебного заседания, Пугачева Н.А. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 10.02.2005 года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ей не предоставлено.

В соответствии с Законом Омской области от 9 декабря 2010 г. № 1313-ОЗ «Об областном бюджете на 2011 год» распределены субвенции бюджетам муниципальных районов Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, на 2011 год.

Муниципальным районам (городскому округу) Омской области на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находившихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, субвенции установлены в общей сумме 75 000 000 рублей (приложение 6).

Не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований и доводы ответчика о том, Пугачева Н.А. должна обеспечиваться жилым помещением в порядке очередности.

В соответствии со ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Несостоятельными суд признает и доводы ответчика о том, что приобретение жилья носит длительный характер, а также доводы об отсутствии финансовых средств. Вступившие в законную силу решения суда подлежат обязательному исполнению вне зависимости от причин, на которые ссылаются ответчики.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

Поскольку иного порядка предоставления жилого помещения детям-сиротам и лицам из их числа, состоящим на учете в качестве нуждающихся, не имеется, ФЗ № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулирует отношения, связанные с предоставлением жилого помещения указанным лицам, обязанность по обеспечению истца жилым помещением должна быть возложена на Администрацию г. Омска за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Руководствуясь ст. 233-235 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Обязать Администрацию города Омска предоставить Пугачевой Н.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет средств бюджета Омской области в виде субвенций.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200